Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
864
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Сознание и самосознание

Существует точка зрения, что в развитии личности сознание себя в его зачаточных формах предшествует возникновению предметного сознания. По В. М. Бехтереву, простейшей формой сознания, без всякого сомнения, следует признавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования. Более сложным является сознание, в котором уже присутствуют те или иные представления. Но и в этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» или объекта и из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или (что все равно) каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Лишь после этого возникают те формы сознания, которые основываются на пространственных и временных представлениях (предметное сознание), и, наконец, как синтез первичного предметного сознания — те наиболее высокие и сложные его формы, которые составляют «интимное ядро личности» и при которых человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших прежде в его сознании представлений, а с другой — может отдавать себе отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы1.

1 См. «Проблемы сознания». М., 1966.

137

В доказательство последовательности развития сознания в указанном направлении ссылаются на восстановление сознания после сна или глубокого обморока. Физиолог А. А. Герцен интересно описал состояния, которые он неоднократно испытывал после обморока. Сначала он испытывал смутное сознание своего существования, затем хаотическое осознание представлений без дифференциации «Я» и «не-Я», потом осознается «Я» в его противоположности миру, и, наконец, осмысливаются отношения вещей, причинные и иные связи.

При прогрессирующем ослаблении умственной сферы происходят, по мнению Бехтерева, те же самые изменения сознания, только в обратном направлении. В патологических случаях первоначально утрачивается способность самопознания, затем расстраиваются те ряды представлений, совокупность которых служит нравственной характеристикой данного лица; с течением временп у такого рода больных утрачивается уже и сознание времени, а затем и сознание места, тогда как самосознание и сознание о «Я» как субъекте остаются большей частью ненарушенными даже и при значительной степени слабоумия.

Для этой точки зрения характерно утверждение, что познание ребенком самого себя на первых этапах развития протекает в отрыве от познания им окружающего мира и даже в отрыве от собственной деятельности. Оно поддерживается исключительно за счет тех органических ощущений и чувствований, которые даны ребенку от рождения. Эти ощущения и чувства перестают, таким образом, быть предпосылками в развитии самосознания; они становятся его источником и движущей силой. Подобная позиция ставит развитие самосознания в исключительную зависимость от психофизиологического созревания.

Существует и иная точка зрения, утверждающая как раз обратное, что «сознание себя» характеризует более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже. Так, ребенок не сразу осознает себя. В течение первых лет жизни он обычно называет себя так, как называют его окружающие. Он сначала для самого себя существует скорее как объект

138

для других людей, чем как субъект по отношению к ним. Осознание себя является результатом развитие деятельности и общения. Оно является довольно поздним продуктом развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление ребенка практическим субъектом, выделяющим себя из окружения. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности1. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом2.

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И. М. Сеченов и др. рассматривали развитие сознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, т. е. человек сразу выступает и как «Я» и как «не-Я». В своем учении о развитии психики ребенка А. Галич исходил из того, что это развитие начинается с чувства собственного существования, в котором нет еще ни осознания себя, ни осознания внешнего мира, потому что в нем нет еще противопоставления между внутренним деятельным началом и внешним ощущением. Первый способ знакомиться с самим собой и разыскивать себя в хаосе окружающих предметов основывается не только на внутреннем чувстве, но и на впечатлениях, получаемых из внешнего мира. Преобразование этих нерасчлененных психических состояний в осознанные совершается в результате возникновения способности к отделению тех состояний, которые относятся к себе, от тех, которые относятся к внешнему миру, в результате их различения и противопоставления.

Такого же взгляда придерживался и А. Потебня. Он считал, что развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на «Я» и «не-Я». На первых

1 См. Л. И. Вожович. Особенности самосознания у подростков. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

2 См. М. С. Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении. «Вопросы психологии», 1968, № 5.

139

порах для ребенка еще все — свое, еще все — его «Я». Или наоборот: поскольку он не знает еще различия внутреннего и внешнего, можно сказать, что для него вовсе нет своего «Я». Иными словами, исходное состояние сознания есть полное безразличие «Я» и «не-Я». По мере того как известные сочетания восприятий отделяются от этого «темного грунта», слагаясь в образы предметов, образуется и самое «Я», состав которого зависит от того, насколько оно выделило из себя и объективировало «не-Я» или, наоборот, насколько само выделилось из мира.

Исходя из рефлекторной теории природы психики, И. М. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, форма тела — глазом и осязанием), а другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода суть спутники процессов, совершающихся в главных анатомических системах тела (голод, жажда), они справедливо называются системными чувствами. У человека, замечает Сеченов, не может быть собственно никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или иной форме. В этой смеси или ассоциации для той половины, которая дана деятельностью высших органов чувств, существует как эквивалент предмет внешнего мира, а для другой — никакого внешнего эквивалента нет. Первая половина чувствования имеет объективный характер, а вторая — чисто субъективный; первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, «самоощущения».

Таким образом, и Галич, и Потебня, и Сеченов, рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в своих двух формах — в форме предметного сознания и самосознания. Уже маленькие дети, действуя с предметами и наблюдая за изменениями во внешнем мире, возникающими в результате этой их деятельности, познают не только те предметы, с которыми действуют, но и самих себя. В этом процессе они постепенно приходят к осознанию

140

как своих действий с предметами, так и того, что причиной этих действий являются они сами 1.

Образование представления о себе является актом сознания, который невозможен без речи. Наши душевные состояния, по Потебне, уясняются нами лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, даем им как бы самостоятельное существование, находя их, например, в других или выражая в слове. Темными остаются для нас те особенности нашей душевной жизни, которые мы не выразим никакими средствами и которые не увидим ни в ком, кроме себя. Психологическими исследованиями показано, что уже на уровне сенсорного развития речь способствует развитию самосознания, помогает детям различать и осознавать отдельные части своего тела 2.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]