Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т 2-6л.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
03.04.2015
Размер:
183.81 Кб
Скачать

23

Тема № 2. Армия Российской Империи

Лекция № 1. Первая мировая война.

Учебные вопросы:

1. Русская армия накануне войны.

2. Причины и ход войны.

3. Военно-политические итоги Первой мировой войны. Введение

Социально-экономические условия, сложившиеся в начале XX века оказались глубокое воздействие на методы подготовки и способы ведения войн.

Уже первые войны, этого периода – испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1906 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.) и особенно первая мировая (1914-1918 гг.), наглядно показали их существенные отличие от войн предыдущих исторических эпох.

Важнейшая, определяющая особенность первой мировой войны в том, что безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками, войны ведутся теперь народами.

Другая важная особенность первой мировой войны состоит в том, что при ведении ее резко возросло значение экономического фактора. Существование огромных армий стало возможным только на базе высокоразвитой промышленности и транспорта. Чтобы обеспечить потребность фронта, в тылу напряженно трудятся сотни миллионов людей.

Участие в войнах широких народных масс привело к повышению роли морального фактора. Значение морального фактора непрерывно возрастало по мере увеличения численности армий и совершенствования средств вооруженной борьбы. При этом на ход и исход войны влияли не только морально-боевые качества личного состава вооруженных сил, но и политико-моральное состояние всего населения страны. Следовательно, войны в эпоху империализма превратились во всестороннее испытание для воюющих государств. Одной из характерных их особенностей явилось широкое применение в них различных видов мощной боевой техники и быстрое их совершенствование.

Многообразная боевая техника, применяемая в огромных масштабах создавала новые условия и возможности для ведения войн. Первая мировая война приобрела огромный пространственных размах. Боевые действия в ходе ее развернулись на фронтах протяженностью в тысячи километров и велись непрерывно зимой и летом, днем и ночью, на земле и в воздухе, на воде и под водой. Войне стали присущи также высокая степень боевого напряжения и большой разрушительный характер.

1. Русская армия накануне войны

Мировая война 1914-1918 гг. начатая 19 июля (1 августа) 1914 г. охватила большинство стран мира, в неё было втянуто свыше полутора миллиардов человек. Невиданные по своей численности людские резервы и материальные средства непрерывно поступали на театры военных действий. За период было мобилизовано свыше 70 млн. человек.

Армии России, Франции, Германии, Австро-Венгрии комплектовались на основе всеобщей воинской повинности, позволявшей иметь огромную кадровую армию и огромные военно-обученные резервы.

В России общий срок службы в сухопутных войсках длился 18 лет, из которых 3 года на действительной службе 15 лет в запасе первого (7 лет) и второго (8 лет) разрядов. Мужское население, не служившее в составе полевой армии, но способное носить оружие, входило в состав государственного ополчения (2-х разрядов). Призывались в армию в возрасте 20-21 года. Призыв происходил по округам, на которые подразделялась вся страна (12 округов).

Русская армия вступила в войну подразделенной на фронтовые объединения: Северо-западный фронт, включавший две армии и Юго-Западный фронт – четыре армии.

Три старых рода войск - пехота, артиллерия и конница – продолжали свое развитие под влиянием все возраставшей военной техники. Основным и главным родом войск продолжала оставаться пехота, она составляла в сухопутных силах примерно 70%, на артиллерию приходилось до 15%, на конницу до 8% и прочие войска от 7% и более.

Основными образцами стрелкового вооружения русской армии, были винтовки образца 1891 года (7,62 мм), пулемет Максима на станке Соколова (7,62 мм) и револьвер системы нагана (7,62 мм).

Дивизионная артиллерия состояла из 75-77 мм скорострельных пушек. Корпусная из 122-мм легких гаубиц. Артиллерия русской армии насчитывала 7030 орудий, 9388 – Германия и 4088 – Австро-Венгрия. Русская армия была слабо обеспечена полевой тяжелой артиллерией. К началу войны были изготовлены опытные образцы орудий специального назначения – противосамолетные, в России 76 мм пушка образца 1914 года, установленная на автомобиле.

С началом войны для стрельбы по воздушным целям приспосабливали легкие полевые пушки. Специальных противосамолетных орудий насчитывалось очень мало: русская действующая армия лишь к концу войны имела 72 зенитных 76-мм пушки образца 1914 года.

Только просчетом можно объяснить отсутствие орудий батальонных и полковых – орудий непосредственного сопровождения пехоты в бою. В русско-японской войне применялась стрельба минами, вырабатывались способы ближнего боя. Однако этот полезный опыт, применявшийся по инициативе самих войск, не был учтен. Минометы к началу войны имела только германская армия.

В конце XIX века в России, Франции, Германии и других странах стало развиваться дирижаблестроение – управляемое воздухоплавание. Развитие дирижаблестроения, как и авиации, особенно усиливается в последние пять лет перед войной. Однако дирижабли ввиду их большой уязвимости не могли использоваться на полях сражений, не оправдали они себя и как средство бомбардировок населенных пунктов. Дирижабль показал свою пригодность как средство морской войны – в борьбе с подводными лодками, в ведении морской разведки, патрулирование мест стоянок судов и их сопровождение в море. К началу войны Германия имела 15 дирижаблей, Франция – 5, Россия – 14.

Военная авиация перед войной была еще несовершенной и рассматривалась главным образом, как средство ведения разведки. Первый опыт военная авиация получила в 1911-1912 гг. в войне Италии с Турцией.

В этой войне участвовало семь итальянских самолетов. В первой Балканской войне 1912-1913 гг. в составе болгарской армии действовал русский добровольческий авиационный отряд. Ведя главным образом разведку, корректировку артиллерийской стрельбы, аэрофотографирование, самолеты прибегали к бомбардированию войск противника, больше всего конницы. Русские летчики применяли авиабомбы крупного для того времени калибра (около 10 кг). Летно-тактические данные самолетов доходила до 120 л.с., скорость редко превышала 100 км в час, потолок 2500-3000 м, продолжительность полета 2-3 часа; экипаж состоял из летчика и наблюдателя.

За несколько лет до войны шла работа над созданием авиационного ранцевого парашюта. В России оригинальная конструкция такого парашюта была разработана и предложена в 1911 г. военному ведомству Г.Е. Котельниковым. Но парашют Котельникова был использован в 1914 г. лишь частично для снаряжения летчиков, летавших на тяжелых самолетах “ Илья Муромец ”.

Перед войной авиация входила в состав вспомогательных войск и не была вооружена. Работы по вооружению хотя и велись, но к началу войны они оказались незавершенными (русский офицер Поплавко впервые в мире создал установку пулемета на самолете, но она не была правильно оценена и не принята на вооружение).

Численность самолетов в составе военной авиации была небольшой. Россия имела 263 самолета, из которых в авиационных отрядах было 224, Франция насчитывала 156 самолетов в стою, Германия 232, Австро-Венгрия 65, Англия из 258 самолетов направила на Западноевропейский ТВД – 30 самолетов.

В 1914 году автомобильный парк состоял: во Франции - 6000 автомашин, в России - 4500, в Германии - 4000, в Англии 900. В незначительном количестве во всех армиях имелись бронеавтомобили и опытные бронепоезда.

Оценивая состояние нашей армии перед войной А.А. Брусилов пишет:

“В общем следует признать, что в техническом отношении мы были подготовлены неудовлетворительно и что если бы военное министерство не занималось преимущественно войной с Государственной думой, а шло бы с ней рука об руку, то результат подготовки получился бы иной. Объяснение, что мы предполагали быть готовыми лишь к 1917 году и что война застала нас врасплох, только усугубляет нашу вину, ибо нам было известно, что немцы подготавливаются к 1914 году, а следовательно, мы также должны были, чего бы это не стоило, подготовиться к этому году, а не к 17-му. И это было хотя и трудно, но возможно; мы же готовились недостаточно энергично, спустя рукава, не желая привлекать к этой работе общественные силы из личных политических соображений внутреннего порядка, и дошли до того, что начали войну имея только по 950 выстрелов на легкое орудие, а тяжелых орудий почти совсем не имели.

Готовясь к войне генеральные штабы всех важнейших европейских стран перерабатывали свои уставы и наставления и готовили в соответствии с их требованиями войска. Лучшим уставом полевой службы был русский (утвержденный в 1912 г.). В нем в большей мере учитывался последний опыт русско-японской войны. Устав полевой службы представлял каждому начальнику и рядовому бойцу самостоятельность в исполнении данной ему задачи, требовал проявлять собственный почин в действиях сообразно изменениям обстановки.

Наибольший интерес вызвал раздел Устава, посвященный действиям в бою частей. Раздел открывается напоминанием, что успех в бою на стороне того, кто ясно представлял себе цель, лучше ориентирован в положении своих войск и войск неприятеля, действует решительнее, смелее, искуснее и проявляет дольше упорства в достижении цели, что самым действенным средством для поражения неприятеля служит нападение на него. Нужно быть сильнее противника на направлении решительного удара во время его нанесения.

В уставе подробно описывается боевой порядок, который разделялся на две части: на боевую, предназначенную для ведения боя огнем – доведения его до рукопашной схватки, и резерв, предназначенный для усиления боевого участка, для развития удара и для противодействия охвату и прорыву в районе участка. Войска должны развертываться в боевой порядок в таком расстоянии от неприятеля, чтобы не подвергнуться артиллерийскому огню в глубоких и сосредоточенных колоннах. Протяжение боевого порядка по фронту: батальона - 1/2 км, полка - 1 км, бригады – 2 км, дивизии – 3 км и корпуса 5-6 км.

Наступательный бой Устав рассматривает по периодам: сближение, наступление, атака, преследование.

В период сближения (5-3 км от противника) избираются объекты для наступления, происходит развертывание войск в боевой порядок. Артиллерия в это время ведет борьбу с артиллерией противника. Период наступления, начинавшиеся с занятия пехотой первой позиции, состоял из сочетания движения с огнем со стрелковых по­зиций, движение осуществлялось цепью с одной позиции до другой. Артиллерия в это время поддерживает наступление пехоты. С послед­ней стрелковой позиции пехота, усиленная резервами, бросается я атаку - в штыки и затем при успехе энергично преследует неприятеля.

К обороне, записано в Уставе приходится прибегать, когда поставленная цель не может быть достигнута наступлением. Однако, обороняясь, надо стремиться всеми способами и средствами рас­строить неприятеля огнем, и подорвав его нравственные силы, перейти в наступление и разбить его. Оборонительные позиции предусматривали устройство окопов и опорных пунктов.

Однако Устав недооценивал самоокапывание пехоты при наступлении. Не предусматривалось в Уставе и ведение специальной артил­лерийской подготовки перед атакой противника. Что касается обо­ронительного боя, то Устав говорит об устройстве оборонительной позиции опорных пунктов, но он недоучитывал новой формы обороны выявившееся во время русско-японской войны в виде сплошных непрерывных линий окопов.

Устав полевой службы в ряде своих статей рассматривает боевые действия ночью, говорит о пользе прожекторов, применявшихся в русско-японскую войну. Ночное время рекомендовалось ис­пользовать для внезапных нападений, для подхода к неприятелю без потерь от огня.

Наряду с Уставом полевой службы, разрабатывались наставле­ния для действий в бою каждого рода войск.

В наставлении для пехоты рассматривались движение, огонь, штыковая атака, действия роты и батальона, полка, бригады, дивизии, встреча атаки конницей и ночные действия, указывалось, что сила пехота заключается в огне ружейном, пулеметном, в ма­невре - решительном движении вперед и в ударе - атаке в штыки.

Наставление определяло для боя пехотных частей боевой порядок:

роты из взводных участков цепи и ротного резерва, батальона из ротных боевых участков и батальонного резерва, полка из батальонных боевых участков и полкового резерва, бригады из боевых участков и бригадного резерва, причем в боевые участки могли быть назначе­ны полки и батальоны. Боевой порядок дивизии составлялся из боевых участков бригад, полков, иногда даже батальонов и диви­зионного резерва.

Перед началом каждого движения должны быть определен и пос­тавлены: цель движения и общее направление движения, а для крупной части - полоса движения. Рассыпной строй (стрелковая цепь) при­меняется для движения и расположения на месте в сфере ружейного огня противника. Развернутый строй с его видоизменениями приме­нялся в резервах, а также для движения и расположения под ар­тиллерийским огнем противника и в сфере ружейного огня, для уменьшения потерь этот строй можно разомкнуть и, наконец перейти к одношереножному строю - сомкнутому и разомкнутому.

Наставление придавало большое значение действиям во фланг противнику.

Переработанные уставы и наставления вносили изменения в боевую подготовку войск, подчиняя ее единым взглядам на харак­тер наступательного и оборонительного боя.

Проводилось усиление индивидуального обучения бойцов и подготовка унтер-офицерского состава. Русская пехота владела высоким искусством стрельбы, чему способствовала отработка самостоятельных действий стрелков. В обучении унтер-офицеров главное внимание также обращалось на боевую подготовку: на тактику и ведение меткой стрельбы.

Русские артиллеристы по своим боевым качествам по праву за­нимали первое место среди европейских армий. Конница также была неплохо обучена ведению боя, но она не была подготовлена к действиям крупными массами.

Как отмечают историки, русская армия вышла на войну с хорошими полками, посредственными дивизиями и плохими армиями, иначе говоря, за считанными исключениями вооруженная мощь оказалась в руках слабо подготовленного и малоспособного высшего командования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]