Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Скачать

310

АДАМ

жестокий, бесчеловечный народ, любящий разбои более Господа Бога своего; они нападают на людей, точ­ но вот это животное; при этом он показал на нарисованного на столе льва, которому [на рисунке] Самсон разрывал пасть. Когда мы ответили: «Если казаки окажутся львами, то мы окажемся Самсонами», он сказал: и он на это надеется, и выразил на­ дежду, что «имя немцев, известных храбростью в России, ввиду добрых услуг, ими оказанных его царскому величеству, прославилось и среди казаков и, без сомнения, удержит их от нападения». Когда мы простились с ним, он, в прежнем порядке, опять велел проводить нас через двор к воротам.

В эти дни были улажены споры, происходившие во время корабле­ строения между рабочими, и был потребован отчет о строительстве. При более точном расследовании оказалось, что тот, кто нанимал ра­ бочих, убедил их обещать ему пода­ рок'в 40 рублей или 80 рейхсталеров, чтобы он по более дорогой цене при­ нял для них работу. Так как кузнец при поставке железа и в работе до­ пустил большие злоупотребления и обманы, то ему, правда, пригрозили суровым наказанием, которое воево­ да — даже если бы потребовали смер­ тной казни — предоставил совершен­ но на волю послов, но, в конце концов, так как он упал в ноги по­ слам и, лежа у ног их, долго со сле­ зами просил о прощении, то его и простили, ввиду преклонных лет его (ему было более 70 лет), и оставили без наказания.

Пробыв в Нижнем до конца июля и заметив, что вода, которая до сих пор была высока, начала быс-

ОЛЕАРИЙ

Атрее спадать, мы поспешили уйти. Корабли или большие струги и лод­ ки, идущие по Волге к Астрахани, соблюдают это время и пускаются в путь, когда вода еще поднимается или оказывается выше всего, как это и происходить в мае или июне, ког­ да реки на севере разливаются и при­ носят много воды в Волгу; в такое время эти суда не только безопасно проходят через мелкая места, но и через низкие острова, которые в это время оказываются глубоко под во­ дой. Бывают, впрочем, случаи, что, после ночевки их на таком острове, они, при быстром спаде воды, оста­ ются сидеть на мели: подобного рода засевшие и погибшие большие стру­ ги и лодки мы встречали во многих местах на Волге.

Так как эта река, по моему зак­ лючению, одна из величайших, длиннейших и важнейших в мире, то

яприлежно наблюдал ее, и при по­ мощи опытного голландского моря­ ка Корнелия Клаус(ен)а и некоторых русских лоцманов не только по ком­ пасу определил и нанес на план ее течение, изгибы, углы и берега, но также и глубокий фарватер на ней, мели, острова и местности, от мили до мили и даже от версты до версты. Так как в первом издании я обещал, что со временем сообщу настоящую карту этой реки, то я ее теперь и из­ готовил и прилагаю здесь изображе­ ние реки со всем тем, что имеется на берегах ее.

Река Волга берет свое начало (как упоминает о том Герберштейн) в области Ржевской, где имеется лес, называемый Волконским. В этом лесу есть озеро, из которого вытекает река, протекающая через 2 прибли­ зительно мили, затем через озеро

После того как наш корабль те­ перь был снаряжен и снабжен хоро­ шими запасами провизии, и мы так­ же взяли с собой и лоцмана, или путеводителя, который должен был . показывать нам истинный фарватер, мы 30 июля собрались в путь, не гля­ дя на то, что ветер был нам проти­ вен, и стали лавировать. При нас на корабле находился его княжеской светлости комиссар в Москве Бальтазар Мушерон, дьяк или канцеля­ рист воеводы, пастор из Нижнего и наш фактор Ганс Бернгарт, прово­ дившие нас на несколько верст и желавшие посмотреть, каково плава­ ние на корабле. Едва, однако, мы в 2 верстах под городом прошли за име­ нье Грамотина, напротив Печерского монастыря, как мы уже попали на мель и засели. Пришлось заносить якорь и с большими трудами в тече­ ние 4 часов стаскивать корабль.
На другой день, а именно в пос­ леднее число июля, проехав с версту
ОПИСАНИЕ
Волго; дающее этой реке свое название. До соединения своего перед Нижним Новгородом с Окою, река эта протекает мимо многих выдаю­ щихся городов: Твери (упоминаемой выше), Кашина, Холопьего [городка], Углича, Ярославля, Кос­ тромы, Галича и т. д. Так как я этих мест не проходил, то я этой части течения Волги и не буду описывать, а начну только с соединения у Ниж­ него Новгорода Оки с Волгой.
ЬХУШ
(Книга IV, глава 3) От Нижнего до Васильсурска

ПУТЕШЕСТВИЯ

311

Адальше, мы снова засели, однако скоро сошли с мели, и когда выпал сильный дождь, а также буря с юговостока подула нам навстречу, мы остались на якоре до следующего дня.

Здесь на корабле была произне­ сена вышеупомянутая немецкая речь об опасности, которую мы выдержа­ ли на Балтийском море, и о кораб­ лекрушении у Гохланда; мы благо­ дарили Бога за милостивое спасение. Нашим людям был внушено в даль­ нейшем в других подобных случаях, могущих быть при предстоящем дол­ говременном и опасном путеше­ ствии, возлагать твердое упование на Бога и на терять мужества. По окон­ чании богослужения, после веселой музыки, наши провожатые и добрые друзья простились с нами и верну­ лись обратно.

I августа заведен был порядок, как быть со стражей. Навербованные солдаты, а равно и свита послов, были разделены на три роты с тем, чтобы чередоваться на службе. Во главе пер­ вой должен был находиться посол Крузиус, во главе второй — Брюг[- ге]ман, а третьей — маршал. У каждо­ го из послов был свой капитан: у Крузиуса — шталмейстер, у Брюг[ге]- мана — секретарь; они вмести с мар­ шалом поочередно, с обычным бара­ банным боем, приводили и уводили стражу. Часовые посты у передней и задней боевой рубки корабля были всегда весьма многочисленны.

После этого, когда ветер все еще дул нам напротив, мы сделали по­ пытку двинуться вперед помощью весел. Однако на расстоянии выстре­ ла из ружья мы вновь сели на мель. Освободившись от нее, мы остались стоять на якоре. Кое-кто из нас вы­ шел на сушу пострелять птиц, кото-

312

АДАМ

рых можно было видеть вокруг весь­ ма много. На высоком берегу, от Нижнего вплоть до Казани, повсюду есть приятные рощицы и отдельно стоящие деревья, точно лес здесь и не прекращается.

2 того же месяца, когда ветер не­ сколько поулегся, мы подняли якорь, надеясь сегодня пойти лучше вперед. Однако едва мы отъехали четверть мили, как у Телятинского острова снова засели, а потом опять за другим остро­ вом — Собщинским, на который во время полой воды нагнало большой струг, и теперь еще стоявший здесь. Здесь мы сидели целых девять часов, пока удалось сдвинуть корабль с места.

Так как плавание сначала было столь неудачно для нас, что первые 4 дня мы не могли проехать вперед дальше двух миль (а ведь оставалось еще 5 1/2 сотен немецких миль до Каспийского моря), и к тому же наш лоцман, 8 лет не ездивший по Вол­ ге, очень немного мог дать нам точ­ ных сведений, то некоторые из нас довольно-таки пали духом.

3 того же месяца дело шло не­ сколько лучше. Мы проехали вперед мимо несколько деревень и островов, из которых важнейшие Столбищи и Стоба, в 3 милях от Нижнего, Вели­ кой Враг, деревня в долине между дву­ мя горами, Зимёнки, на холме, и ос­ тров Теплой, в 20 верстах от Нижнего. Здесь мы встретили большой струг или лодку, шедшую из Астрахани, с 200 рабочих на ней. Русские, не имея вет­ ра в точности позади себя, не плывут на парусах, но в лодке заносят вперед на 1/4 мили пути один якорь за дру­ гим, и затем 100 и более человек, ста­ новясь один за другим, помощью ка­ ната из лыка тащат судно против течения. При этом они, однако, не в

ОЛЕАРИЙ

А состоянии пройти в день больше двух

Тмиль. Такие струги имеют вид, изоб­ раженный на рисунке; внизу они плос­ ки, могут поднять 400 — 600 ластов и большею частью нагружены солью, икрой и соленой грубой рыбой.

Деревни, мимо которых мы сегодня проехали, лежали все по правую руку; это были: Безводная, Ка[д]ница, где высота полюса ока­ залась равной 56°2Г, далее: Работки, Чеченино, Татинец, Юркино. Перед последним, находящимся в 10 милях от Нижнего, лежали два острова, между которыми фарватер доходил до 21 фута глубины. Так как ветер стал для нас несколько более благоприя­ тен, мы сегодня и на следующий день воспользовались парусом на мачте, прошли, наряду со многими малы­ ми деревнями, еще мимо больших де­ ревень Маза и Кременки, пр. За этой последней мы 4 того же месяца по­ местились на ночлег.

6 августа мы спозаранок прибы­ ли к деревне Бармино, в 90 верстах от Нижнего. Здесь крестьяне в трех лодках доставили на наш корабль молодых кур и другой провизии для продажи по низкой цене. После это­ го мы проехали между двумя остро­ вами, из которых один у них называ­ ется Спаса-Белкой. К вечеру мы увидели и городок Васильгород, и так как перед ним мель или сушь, как ее называют, то мы опустили якорь и остановились перед мелью.

Сюда к нам прислан был из Мос­ квы гонец с письмами из Германии, датированными маем месяцем. Они нас сильно обрадовали.

Васильгород — небольшой горо­ док или местечко; он построен все­ цело из деревянных домов, без стены кругом. Он лежит направо от Волги,

I

314

АДАМ

являются превосходными стрелками из луков и даже детей приучают за­ благовременно к этому. Это веролом­ ный, разбойничий и чародействую­ щий народ. Те из них, что живут направо от Волги, именуются «нагор­ ными», так как они живут на высо­ те: на горах или между горами. Это наименование происходит от русских слов «на» и «гора». Живущие слева именуются «луговыми» от «лугового сена», т. е. зеленых лугов и сеноко­ сов: ведь здесь, ввиду низкой и сы­ рой почвы, много прекрасных лугов и полей, где собирается в большом количестве сено, которым «нагор­ ные» питают свои стада. Гвагнин го­ ворит, что эта нация частью языче­ ской, частью магометанской веры. Живущие вокруг Казани все, Тшсколько я мог узнать, язычники, так как их и не обрезают и не крестят. Когда ребенку у них исполняется полгода, они определяют особый день, когда ребенок должен бы по­ лучить имя. Кто в этот день раньше всего зайдет к ним или пройдет хотя бы мимо, того имя и получит дитя. Большинство из них верит, что име­ ется бессмертный Бог, который де­ лает людям на земле добро и которо­ го поэтому нужно призывать. Однако, что Он Собой представляет и как Он желает быть почитаем, этого они не знают. Они не верят в воскресение мертвых или в новую жизнь после здешней. Они полагают, что со смер­ тью человека, как и со смертью ско­ тины, все кончено. В Казани в доме моего хозяина жил черемис, человек лет 45. Услышав, что я говорил с хо­ зяином о религии и, между прочим, упомянул о воскресении мертвых, он начал смеяться, всплеснул руками и сказал: «Кто раз помер, тот мертв и

ОЛЕАРИЙ

Адля черта. Или разве покойники вос­ станут, а с ними и мои лошади и коровы, околевшие несколько лет тому назад?» Когда я его спросил: «Знает ли он, кто создал небо и зем­ лю?», он насмешливо ответил: «Черт знает». Хотя они не верят в существо­ вание ада, все-таки, по их мнению, существуют черти, которых они на­ зывают духами-мучителями; они по­ лагают, что эти черти при жизни могут мучить людей и доставлять им другие неприятности; поэтому они и стараются умилостивить их жертвами.

Говорят, что в казанской обла­ сти, к югу от Казани миль на 40, в болотистой местности имеется река, именуемая у них Немдою. Сюда они направляются со своими паломни­ чествами и жертвами. Они говорят: «Кто сюда придет и ничего не при­ несет в жертву, тот зачахнет или за­ сохнет». Они полагают, что черт имеет резиденцию свою там или, точнее, у реки Шокшем, лежащей в 10 верстах от Немды. Говорят, что эта река не глубже 2 локтей, течет между двух гор и никогда не замер­ зает. Ее черемисы очень боятся. Они полагают, что если кто-либо из их нации придет к этой реке, то он тотчас и помрет; русские же без опасности могут приходить к ней и уходить от нее. Иногда они прино­ сят жертвы и Богу, режут для этой цели лошадей, козлов и овец, на­ тягивают шкуры на колья, варят ря­ дом с ними мясо, берут блюдо, полное мяса, в одну руку, а чашку с медом или другим напитком в другую руку и бросают все это про­ тив шкуры в огонь, говоря: «Иди, передай мое желание Богу». Также: «О Боже, я охотно жертвую тебе это, прими это от меня, и дай мни

ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

315

Черемисы

скота» и т. д., смотря по тому, что они охотно желали бы. Так как они не верят в иную, чем здешнюю, жизнь, то все их просьбы и молит­ вы устремлены на мирское. Они молятся также солнцу и месяцу, так как замечают, что их действие бла­ гоприятно для земли и скота. Осо­ бенно же во время урожая высоко чтится ими солнце. Нам даже сооб­ щали, что они в течение дня почи­ тают и иногда обожают все то, что они видели во сне, будь то корова, лошадь, огонь или вода. Когда я и хозяин мой иногда из-за этого уго­ варивали черемисина, что непра­ вильно чтит скот и другие твари, как Бога, и молиться им, — он да­

вал такого рода ответ: «Что же та­ кое представляют собой боги руст ских, вешаемые на станку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски, и он поэтому не желает и им поклоняться; гораздо лучше и разумные обожать солнце и то, что имеет жизнь». У них нет ни пись­ мен, ни попов, ни церквей. Их язык также своеобразен и имеет мало родства с обыкновенным татарским или турецким. Те, кто в этих местах живут среди русских, пользуются обыкновенно русским языком.

Когда у них помирает состоятель­ ный человек, то закалывают его луч­ шую лошадь, и ее у реки (все свои жертвоприношения и тому подобные

316

АДАМ

торжества совершают они у рек) съе­ дают оставшиеся друзья и слуги его; покойника же зарывают в землю, а одежду его вешают на дерево.

Они одновременно вступают в брак с 4, 5 и более женами и не об­ ращают внимания на то, если бы даже 2 или 3 жены оказались родны­ ми сестрами.

Женщины и девицы ходят оку­ танные грубой белой холщовой ма­ терией и закутываются вплоть до лица. Невесты носят спереди на головах своих украшение, почти в роде рога; оно с локоть длиной и направлено кверху; на конце его в пестрой кис­ точке висит небольшой колокольчик. Мужчины ходят в длинных холщо­ вых кафтанах, под которыми носят брюки; головы свои они стригут на­ голо. Парни, неженатые еще, дают вверху у темени расти длинной косе, которую они иногда завязывают в узел; иногда же дают ей свисать на­ подобие женской косы. Мы многих из них встречали не только здесь, но и в Казани.

Когда они в первый раз увидели на Волге нас в столь необычной одежде и на корабле, то они испуга­ лись, и некоторые из них стали убе­ гать с берега, а часть осталась сто­ ять, но, несмотря на наши кивки, не хотела подняться на судно. К ве­ черу один из них собрался с духом и у реки Ветлуги, против Юнгского монастыря, поднялся на наш ко­ рабль; он принес для продажи боль­ шого свежего осетра, за которого за­ просил 20 алтын или 60 копеек, отдав, его, однако, за 5 алтын.

•у

(Книга IV, глава 5)

Как мы прошли мимо Космодемьянска, Чебоксар, Кокшаи и Свияжска

7 августа мы прибыли к городу Космодемьянску, лежащему в 40 вер­ стах от предыдущего города, также на правом берегу Волги. И этот город имеет своего наместника или воево­ ду. В этой местности растет очень мно­ го — даже целые леса — лип, с кото­ рых жители дерут лыко и развозят его по всей стране, приготовляя из него сани, посуду или ящики. Дерево они режут [пилят] на цилиндрические части, выдалбливают их и пользуют­ ся ими как ушатами, бочками и т. п.; они также выделывают из них целые лодки, челноки и гробы, которые продаются здесь и там на рынках.

8 3 верстах за этим городом у ос­ трова Криуши мы стали на якорь, совершили свое богослужение и при­ частились. Сюда крестьяне опять при­ несли на продажу свежую провизию. Когда мы прошли с милю вперед, началась сильная буря; поэтому мы опять спустили якорь и здесь распо­ ложились на ночевку.

8 того же месяца, когда мы по­ лучили попутный ветер, мы подня­ ли парус и до полудня легко проеха­ ли до острова Туричьего. После обеда мы на всех парусах налетели на пес­ чаную мель у острова Маслова, так что мачты заскрипели; здесь мы ос­ тавались на мели 4 часа, пока не сдви­ нулись при помощи трех якорей.

Здесь по правую руку на берегу мы видели очень много черемисов, конных и пеших, бывших на своих сенокосах. К вечеру мы прибыли к

ОПИСАНИЕ

ПУТЕШЕСТВИЯ

317

городу Чебоксарам, лежащим в 40

А

10 того же месяца река, течение

верстах от вчера встреченного [посе­

которой было тут несколько сильнее,

ления] на правом берегу; подобно

нанесла нас направо на берег, у ко­

обоим предыдущим, и этот город

торого мы застряли на несколько ча­

построен из дерева: по расположению

сов. Здесь я с фон Мандельсло вы­

и по домам он наиболее приятный

шел на берега и отправился в лес,

на вид из них. Когда жители, еще до

чтобы развлечься и поискать лесных

нашего прибытия, увидели издали

плодов. Так как, однако, тем време­

наш большой корабль, они недоуме­

нем ветер стал благоприятнее, то

вали, что бы он собой представлял.

подняты были паруса и корабль ушел.

Поэтому воевода прислал нам на­

Подойдя к берегу и не видя корабля,

встречу лодку со стрельцами за 3 вер­

мы бежали некоторое время по бере­

сты от города к острову Мокрице,

гу, надеясь догнать корабль. Однако

чтобы справиться и посмотреть, что

мы корабля не увидели, но зато за­

мы за народ. Солдаты издали объеха­

метили лодку, которая направлялась

ли кругом корабля, и вновь поспе­

в нашу сторону. Сначала мы думали,

шили к городу. Когда наш паспорт

что это казаки; оказалось, однако,

был доставлен в город, 300 человек

что лодка прислана с нашего кораб­

молодых и старых людей выбежали

ля к нам навстречу. На ней мы вер­

на берег посмотреть на нас. В этом,

нулись к кораблю, который стоял в

как в других соседних городах, кото­

изгибе реки, задержанный

ветром.

рые все лежат на Волге, а не внутри

Так как ветер поднимался все силь­

страны, наряду с воеводой имеется

нее и сильнее, мы устроили здесь

много русских солдат на тот случай,

остановку на всю ночь.

что покоренные татары захотели бы

12 того же месяца мы попробо­

возмутиться, чтобы легко можно

вали протащить корабль с помощью

было собрать войско и усмирить их.

маленького якоря вокруг

изгиба.

9 того же месяца мы прибыли к

Якорь, однако, зацепил за дерево,

острову Казину, в 12 верстах от пре­

лежавшее на дне, разорвал канат и

дыдущего города, потом к деревне

остался на дне. Говорят, подобные

Сундырь, и еще в 20 верстах далее к

вещи часто происходят на Волге из-

городку Кокшае, на левом берегу

за деревьев, которые во время поло­

Волги, в 26 верстах от предыдущего

водья срываются с берегов в реку и

города. Около этого места Волга на

лежат в иле на дне. Русские говорят,

протяжении нескольких миль везде

что в Волге лежат столько якорей,

мелка, так что мы едва перешли че­

что они ценой с целое княжество.

рез мели. Поэтому в течение этого и

Бывали случаи, что такой якорь слу­

следующих дней у нас с переходом

чайно вновь вытаскивался другим.

[при помощи заноса якоря и нама­

13 августа, после того как мы до

тывания якорного каната] было очень

полудня прошли мимо двух кабаков

много трудов и хлопот, и в течение

и деревни Вязовки, мы прибыли под

10 того же месяца мы подвинулись

город Свияжск, расположенный по

вперед всего на полмили. На корабле

левую руку на приятном с виду хол­

только и раздавалось: «Тяни! Греби!

ме; здесь имеется кремль с несколь­

Назад!»

кими каменными церквами и мона-

318

АДАМ

стырями, но окружен город деревян­ ными стенами и башнями. Когда мы против этого города, из-за находив­ шейся перед ним мели, стали на якорь, народ толпами собрался на берегу. Так как между нами и бере­ гом находился длинный песчаный бугор, мешавший им, как следует, видеть нас, то многие из них выеха­ ли на челноках и лодках или пере­ шли через узкую часть реки, чтобы видеть нас и наш корабль. Оставав­ шиеся отсюда до Казани 20 верст мы плыли мимо многих лежащих с пра­ вой стороны меловых и белых песча­ ных гор. К вечеру мы прибыли к го­ роду Казани, где стали на якоре. Здесь мы встретили персидские и черка­ сские караваны, выехавшие из Мос­ квы за несколько дней до нас. При них находился персидский купчина, который был в Москве в качестве по­ сла, как упомянуто выше. Также был здесь черкасский татарский князь, по имени Мусал из [города] Терки, по­ лучивший после смерти брата своего ленное владение от великого князя.

І.ХХІ

(Книга IV, глава 6)

Огороде Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов

Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанка, от которой и город и вся область получили свое название. Вы­ соту полюса определил я здесь в 65°38". Этот город, подобно всем располо­ женным на Волге городам, окружен

ОЛЕАРИЙ

А деревянными стенами, с башнями,

Ти дома в нем также деревянные; но кремль этого города хорошо защищен толстыми каменными стенами, ору­ диями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но назначил в город еще особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские и татары, в кремле же живут одни лишь русское, и ни один татарин, под страхом смер­ тной казни, не смеет показаться там.

Область казанская, простираю­ щаяся налево от Волги к северу по­ чти до Сибири, а на восток вплоть до страны нагайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могуществен­ но и могло выставить в поле до 60 ООО

человек, то оно вело с русскими тяж­ кие кровавые войны и иногда при­ нуждало их платить себе дань; одна­ ко, в конце концов, татары были покорены царской державой. Когда и как это сделалось, это я вкратце пе­ рескажу здесь, так как история эта стоит упоминания.

Однажды великий князь Василий Иванович, отец тирана, разбил ка­ занских татар в битве наголову и поставил в цари им желанное себе лицо, называвшееся Шиг-Алеем. Хотя этот человек и был татарской нации, однако он все-таки был бо­ лее люб, привязан и верен москов­ скому великому князю, чем татарам. С виду это был безобразный мужчи­ на, с длинными отвислыми ушами, большим черным лицом, толстый, с короткими ногами и длинными ис­ кривленными ступнями. Вот этому человеку они должны были быть по­ корны и платить пошлины. Казанским татарам такая вещь была весьма до-