Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

8.66 Mб
Скачать

АДАМ

от судна. Когда теперь крестьяне вме­ сте с боцманами вдесятером повезли большой якорь на корабельной лод­ ке и хотели его выбросить в море, произошла ошибка (вероятно, пото­ му, что головы их отяжелели от вина, которым мы для привета обильно их угостили), так что лодка опрокину­ лась и все они жалким образом по­ плыли по морю: одни схватились за опрокинутую лодку, другие за весло

идержались так до тех пор, пока наш штурман не подъехал к ним на по­ мощь на одной из рыбачьих лодок, стоявших у борта, и в два приема выловил их всех за исключением од­ ного, а именно корабельного плот­ ника, который, не имея за что дер­ жатся, должен был погибнуть, захлебнувшись на наших глазах. Вы­ сокий и сильный крестьянин, остав­ шийся у нас на судне и не пожелав­ ший ехать с другими, при виде этого несчастия, выехал в своей рыбачьей лодке помогать в спасании. Когда он хватал боцмана, плывшего безо все­ го по морю, он сам упал в море, боц­ ман же забрался в лодку и доставил

ккораблю крестьянина, повисшего на борту лодки.

Пока теперь трудились над стас­ киванием корабля, вода заметно под­ нялась и ветер, дувший до сих пор с юго-запада, перешел на северо-запад

ипомог подвинуть судно в сторону. Когда оно снова попало на глубокое место, ветер опять подул с юго-за­ пада; с этим ветром мы и смогли потом проехать через Кальмар-зунд, притом не без опасности — ввиду неровностей дна у Кальмарских око­ пов. У Кальмара судно дожидалось послов, которые 1 ноября подошли сушею с некоторыми из своих лю­ дей; при Ферштадте, у старых око-

ОЛЕАРИЙ

X пов, они переправились к судну и вступили снова на борт его. Остров [Эланд] имеет 18 миль в длину и толь­ ко одну в ширину. В нижней своей части, где нас выбросило на берег, остров каменист и скалист, вслед­ ствие чего здесь мало лесу и пашен;

.зато подальше вверх он покрыт еля­ ми и другими деревьями, имеет хо­ рошие пастбища и много мелкой дичи. Здесь в каменоломнях добыва­ ется много красных и белых плит и камней, идущих на мостовые и зда­ ния; их отсюда вывозят и в другие места. Насупротив Кальмара на ост­ рове стоит укрепленный замок Борхгольм. Раньше на острове были 32 церкви, теперь часть их закрылась. Проезжающие могут еще видеть 18 колоколен, стоящих в ряд. Остров находится в подданстве у короны шведской.

Кальмар — важнейший город в Смоланде, в 40 милях от Копенгаге­ на, на берегу моря. Он невелик и со­ стоит из плохих деревянных домов. В нем, однако, находятся королевский дворец и хорошо укрепленная вала­ ми крепость: год тому назад город был почтен королевским шведским торжеством.

Из Кальмара Иоганн Фохт и Стен Иенсен опять были посланы обратно, через Данию, в Готторп, чтобы привезти новые верительные грамоты, так как прежние испорти­ лись в морской воде.

После этого совещались, что луч­ ше: морем ли ехать дальше или су­ шею через Швецию, и, наконец, по многим причинам, было решено, принаняв опытного штурмана к на­ шему, отважиться и дальше через море. Так как, однако, в Кальмаре нельзя было достать штурмана, то мы

ОПИСАНИЕ

взяли двух лоцманов, которые долж­ ны были на протяжении полумили показывать нам путь через мелкие места. И вот 3 того же месяца мы, во имя Божие, опять стали под паруса и проехали мимо большой круглой скалы, прозванной Шведскою Де­ вою, которую мы оставили по левую руку от себя в море. Ее расстояние от Кальмар-зунда определяется в 8 миль. Около полудня в стороне от нас по­ казался замок Борхгольм, лежащий на Эланде. К вечеру мы достигли око­ нечности острова Эланда и в эту ночь обогнули ее при таком жестоком се­ веро-восточном шторме, что пере­ дняя часть судна шла скорее под во­ дою, чем над нею, а волны ударяли до парусов. При таком шторме и ко­ рабельный насос стал плохо действо­ вать, и его пришлось с большим тру­ дом распутывать и приводить в ход; между тем вода вычерпывалась дере­ вянными посудинами и котелками, что делалось ужасно плохо, так как никто не мог стоять на судне. Буря продолжалась до полудня, и так как едва шесть румбов попадало в наши паруса и мы из-за этого не подвига­ лись вперед, но придвигались все больше к берегу Эланда, то шкипер наш стал очень беспокоиться: он го­ ворил, что стоит буре продлиться еще два часа и корабль будет прибит к подветренному берегу и погибнет. Поэтому мы снова были в немалой боязни, но, когда потом ветер стал прибавлять нам то по три, то по че­ тыре румба, мы опять, обрадован­ ные, могли преследовать свой курс дальше. К вечеру увидели мы боль­ шой остров Готланд.

ПУТЕШЕСТВИЯ

к

XIX

(Книга II, глава 4)

О дальнейшем ходе нашего опасного мореплавания

5 ноября, когда мы проехали мимо Готланда, опять поднялся силь­ нейший шторм с ЗЮЗ, так что вол­ на за волною заливала корабль. Вече­ ром около 10 часов мы бросили лот и нашли глубину в 12 сажень. Боясь наскочить на сушу, мы ночью опять взяли направо в открытое море. В те­ чение этих дней мы, ввиду постоян­ ной бури, пользовались изо всех па­ русов одним гротом.

6 того же месяца около полудня мы встретили голландское судно, которое сообщило нам о расстоянии и о правильном курсе к острову Дагерордту [Даго], который мы и уви­ дели к вечеру. К ночи, однако, буря опять погнала нас налево к открыто­ му морю.

7 того же месяца, когда мы к полудню увидели Дагерордтский мыс, штурман принял его за Этгенсгольм [Оденсгольм], полагая, что сильная буря должна была в пре­ дыдущую ночь загнать нас слишком далеко к северу. Поэтому, в незна­ нии, направили мы наш курс на опасный залив Гундсвик, где не раньше заметили, что перед нами лежит Дагерордт, как подойдя к земле столь близко, что могли уз­ нать башню [на острове]; пришлось поэтому с большою опасностью опять выходить из залива. В этот день к нам подошла сбившаяся с пути барка и узнав, что мы идем к Реве­ лю, последовала за нами. К вечеру, однако, она нас оставила и стала

АДАМ

на якоре у Дагерордта; на следую­ щий день она, наверное, прибыла в Ревель. Однако, невзирая на то, что все послеобеденное время мы имели перед глазами лифляндский берег, а именно —. Большой Рогге, а к вечеру находились от острова Наргена, лежащего у ревельской гавани, не более чем в доброй миле расстояния, наши шкипер и штур­ ман все-таки не решались, руковод­ ствуясь одним лотом, въехать в за­ лив или хотя бы, подобно барке, бросить якорь, несмотря на то, что их к тому побуждали. Поэтому мы опять направились в открытое море при весьма бурном ветре.

Вечером около 10 часов начал страшно свирепствовать ветер, и раньше, чем мы успели спохватить­ ся, со страшным треском сломались грот- и бизань-мачты и немедленно же повалились за борт, как раз через место, где спал наш доктор. Боцман, по несчастию своему стоявший на палубе, получил такой удар канатом, что у него кровь пошла носом и уша­ ми и вплоть до третьего дня он не мог ни прийти в полное сознание и подняться, ни объяснить, что с ним именно случилось; на Гохланде ему пришлось из-за этого несчастия рас­ проститься с жизнью. При этом па­ дении был вырван и шпиль, несмот­ ря на громаду и тяжесть свою, может быть — оторвавшимся напряженным канатом. Следовало удивляться тому обстоятельству, что бизань-мачта, которая, вырвавшись, разбила всю каюту, все-таки не повредила нактоузика, в котором стояли компасы, несмотря на то, что бизань-мачта именно к нактоузу была прикрепле­ на. Это было большим для нас счас­ тьем: если бы компасы были разби-

ОЛЕАРИЙ

Xты, то мы не знали бы, куда нам на­ правиться.

Это несчастие опять вызвало сильный испуг, ужас и вопли среди нас: корабль более, чем прежде, ста­ ло раскачивать со стороны в сторо­ ну, так что мы, шатаясь и качаясь как пьяные, валились друг через дру­ га; никто без опоры не мог стоять, ни даже сидеть или лежать. Сломав­ шаяся и державшаяся еще на не­ скольких канатах мачта жестоко уда­ рялась о судно. Шкипер вел себя весьма нехорошо; ему хотелось спас­ ти такелаж, а между тем кораблю от сильных ударов грозила большая опасность. Поэтому все-таки, по се­ рьезному требованию послов, кана­ ты были обрублены. Боцманы жало­ вались и с воплями оплакивали своего сотоварища, лежавшего замер­ тво. И вот опять и эту ночь провели мы в страшной боязни.

В начале следующего дня, 8 но­ ября, мы с тоскою и нетерпением ожидали увидеть ревельскую гавань, надеясь в этот же день спастись от неистовых волн и стать на берегу дав­ но желанного порта; по нашему рас­ чету ничего иного не следовало ждать, вследствие чего и посол Брюггеманн еще в предыдущий день ус­ пел сделать распоряжение, в каком именно порядке и с каким велико­ лепием следовало въезжать в Ревель. Однако наши надежды и распоряже­ ния расплылись как бы водою, зем­ ля как бы убегала от нас, и опять ее не было видно, и снова мы не зна­ ли, где мы. Хотя нам и казалось, что мы заблаговременно направили курс наш в гавань, все-таки выяснилось, что ночью нас слишком далеко от­ несло влево от суши, так что утром мы не могли вновь достигнуть высо-

АДАМ

ты [гавани]. Когда к 9 часам утра сол­ нце несколько показалось, уничто­ жило туман и осветило нам окрест­ ности, мы заметили, что успели уже проехать мимо ревельской гавани. А тут еще, при полном солнечном све­ те, с юго-запада поднялась страшная, неслыханная буря, подобная земле­ трясению — точно она собиралась уничтожить и смешать все: и небо, и землю, и море. В воздухе шел страш­ ный свист и шум. Поднявшияся в виде громадных гор пенистые волны жес­ токо свирепствовали друг против дру­ га. Корабль неоднократно как бы по­ глощался морем и вновь извергался им. Шкипер, человек старый, и не­ которые из наших людей, которые раньше в ост- и вест-индских поезд­ ках насмотрелись всяких тяжких бурь, и те уверяли, что никогда еще не приходилось им испытывать такой бури и опасности.

Что тут было делать? Опять мы решили, что погибли, и другого сред­ ства мы не нашли, как, по совету штурмана, повернуть руль и напра­ вить судно к финляндским шхерам, или скалам, стараясь избегнуть под­ водных скал (которые в такую пого­ ду должны бы, как говорится, «го­ реть», то есть шумом волн давать знать о себе) и надеясь, что или уда­ стся укрыться в гавани Эльзенфосс [Гельсингфорс] в Финляндии, или же, если бы Бог наслал на нас ми­ лостивое крушение, то, может быть, кое-кто будет выброшен на скалы и сохранит жизнь: ведь самое судно, бу­ дучи разбито, не могло дольше дер­ жаться на море. Поэтому некоторые из нас спрятали на себе все то, что им было особенно дорого и что они надеялись унести с собою.

Посол Брюггеманн открыл свою

ОЛЕАРИЙ

шкатулку, или дорожный ящичек, и разрешил всякому желающему за­ хватить с собою, сколько кто хотел, денег и драгоценностей, на случай кораблекрушения, чтобы спасшийся лучше мог устроится, достигнув бе­ рега.

Некоторые из нас пали послам на шею со слезною мольбою, чтобы они, если могли помочь нам в чемлибо во время кораблекрушения, не оставили нас. Послы обещали испол­ нить эту просьбу. Мы плыли дальше, колеблясь между боязнью и надеж­ дою, смертью и жизнью. Так как, повидимому, жизнь наша должна была погибнуть, то каждый из нас при­ мирялся с этим и готовился к смер­ ти, но, тем не менее, естественная любовь к жизни у большинства из нас проявлялась все-таки в стонах и жа­ лобах. Тут можно было сказать: «Из бездны взываю я к Тебе, Господи!» Некоторые сидели окоченев и от страха смерти не могли ни петь, ни молиться; оставалось только вздыхать. Один, из сожаления, утешал друго­ го доброю надеждою, которой сам он не разделял. Когда наш священник, который раньше других воспрянул духом, запел:

Сегодня свежи мы, здоровы, сильны, А завтра, быть может,

мы в гроб лечь должны,

то другой наш сотоварищ сказал: «Ах! Это счастье совсем не по нам; завтра, быть может, наши тела будут плавать вокруг скал». Как раньше мы охотно отказывались и от корабля и от имущества своего и просили толь­ ко об одной жизни, так, в конце кон­ цов, забыли мы и о жизни и просили только о загробном блаженстве. В на-

ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

ших собственных глазах мы уже были мертвы, и вид у нас был, как у блед­ ных трупов. Когда посол Крузиус уви­ дел среди нас такой упадок духа, он сказал: «Продолжайте молиться! Я знаю, Бог нам поможет: мне это под­ сказывает мое сердце». Тем временем буря все возрастала и отогнала нас и от здешней гавани, так как судно, лишенное лучших парусов своих и принужденное пользоваться одним фоком, не желало более повиновать­ ся штурману, но бежало вдоль Фин­ ского залива по ветру.

Теперь мы опять не знали, куда нам ехать. Главному боцману Юрьену Стеффенсу наконец пришло в голо­ ву, что перед нами как раз среди моря лежит остров Гохланд, на котором ему приходилось бывать и где он находил добрый якорный грунт. Этот остров лежит в 17 милях от Ревеля; следова­ ло только попробовать, не удастся ли его достигнуть, и укрыться за ним. По его мнению, это было вполне возмож­ но, лишь бы только удалось увидеть этот остров днем. Однако, так как день на половину уже успел пройти, нельзя было надеяться так скоро добраться до острова, тем более что один фок должен был подвигать судно вперед и не мог его уносить от волн. Поэто­ му-то мы и испытали раз — и это было для нас ужаснее всего, — что громад­ ная волна сзади обрушилась на нашу каюту, перебросилась на корабль и покрыла его целиком. От сотрясения мы все попадали, думая, что идем ко дну. Нам пришлось поспешно занять­ ся выкачиванием и выливанием воды, которая постоянно вливалась в раз­ битую каюту; и так мы плыли дальше в постоянном страхе. Приблизитель­ но в три часа пополудни один из боц­ манов полез на фок-ванты, чтобы по­

смотреть, близка ли земля. Когда он увидел остров и закричал: «Слава Богу! Я вижу Гохланд!» — мы так силь­ но обрадовались, что захлопали в ла­ доши, заплакали от радости и снова начали говорить друг другу слова уте­ шения: «Значит, услышал-таки Гос­ подь Бог наши вопли и вздыхания: Он не желает нас оставить». И мы уве­ ренно стали петь: «Тебе Бога хвалим». Мы думали, что уже избежали опас­ ности, а ведь между тем мы плыли все еще на разбитом судне среди не­ истовых волн и не знали, что за не­ счастие нас ждет около Гохланда.

С заходом солнца буря начала утихать, но разгневанное море все еще поднимало волны весьма высо­ ко. Мы поставили спереди на судне четырех человек, чтобы следить за движением к острову, которое опас­ но из-за скалы, лежащей перед Гохландом; эти четверо должны были о том, что увидят, немедленно кричать шкиперу, стоявшему у руля. На наше счастье, пошел снег, и так как вооб­ ще в этот день погода была ясная и сияло солнце, так что [покрытые снегом] скалы среди черной воды стали тем более заметными, то мы к вечеру около 7 часов прибыли за остров, и во внутреннем заливе, ле­ жащем к ВСВ, стали на якорь при

19саженях глубины.

Вэтот вечер мы опять приняли немного' пищи, после того как мы несколько дней не ели и не пили. Мы решили в дальнейшем, во время пу­ тешествия, дважды в день иметь мо­ литвенные часы и вообще в извест­ ное время благодарить Господа Бога днями покаяния, молитвы и поста за милостивые помощь и избавление: ведь, по правде, в этот день мы мог­ ли ощутить особую милость к нам

АДАМ

Бога, так как буря, ветер и море, сначала враждебные нам и как будто сговорившиеся погубить нас, потом оказались вполне к нашим услугам,

ито, от чего, как мы думали, наша жизнь погибнет, то именно и сохра­ нило нам ее: ведь как раз тогда, ког­ да мы с нашим разбитым судном ду­ мали рискнуть в опасные, обильные кораблекрушениями скалы, что не обошлось бы без ущерба, — именно в этот момент сильная буря стала еще сильнее, чтобы удержать нас от скал

инаправить наш путь к Гохланду.

9 того же месяца мы, при хоро­ шей погоде, оставались стоять на яко­ ре и чинили наш корабль, как могли. Послы тем временем кое с кем из нас дали себя переправить на бере­ га, чтобы осмотреть расположение острова и развеселить себя. К вечеру мы совещались с шкипером, куда теперь направить наш курс: послы считали желательным направиться решительным образом к Нарве, шки­ пер же приводил доводы за возвра­ щение в Ревель, а еще другие лица, принимая в расчет, что дальнейшая поездка на столь разбитом судне в такую погоду и в таких местах была бы в высшей степени опасна, жела­ ли лучше быть высаженными на этом острове и каким-либо иным случа­ ем, а именно при помощи стоявших в то время у Гохланда лифляндских рыбаков из Ревеля, окончательно переправиться на берег. Однако ни на чем не порешили, постановив обож­ дать и подумать до следующего дня. И так все легли на покой. Около 9 часов шкипер опять пришел к посте­ ли послов и сообщил, что ветер пе­ редвинулся на восток и гнал нас к берегу: поэтому нам без риска нельзя было оставаться на том же месте. Он

ОЛЕАРИЙ

^ считал за лучшее подняться с якоря

Ти направиться обратно в Ревель. По­ слы дали ему в ответ: пусть он посту­ пает так, как он думает отвечать пе­ ред Богом и людьми. Когда теперь подняли якорь, ветер превратился в несущийся ураган, который гнал корабль все более и более к суше, так что никакие труд и работа, направ­ ленные к отведению судна [от бере­ га], не могли ни к чему привести. Теперь опять поднялся сильнейший вопль: стали кричать, чтобы всякий, кто желает спасти свою жизнь, под­ нялся с места и направился на палу­ бу корабля, так как пришла большая беда; казалось, все ведет к опасному кораблекрушению. Легко представить себе, как мы опять себя чувствовали.

Правда, опять опущен был якорь, но судно оказалось слишком уже близко пригнанным к берегу: приблизительно на 30 от него сажень. Поспешно спущена была корабель­ ная лодка, и первыми высажены были на берег послы, а за ними не­ которые другие из нас. Тем временем судно достигло больших камней, ко­ торых был полон весь берег, и нача­ ло ударяться о них с большою силою

итреском, так что оставшиеся на корабле думали, что оно сейчас же разобьется на мелкие куски, а они все потонут. И хотя они и страстно желали также, подобно другим, быть высаженными в лодке на берег, эки­ паж судна этому воспротивился, что­ бы остающиеся на корабле не оказа­ лись в бедственном положении, если бы лодка [перегруженная людьми] была разбита волнами на берегу на камнях. По той же самой причине некоторые из нас были высажены из лодки в воду до самых бедер, так что мы должны были в воде между кам-

88 АДАМ

вряд ли были бы в состоянии выдержать эту ночь с ее холодом, в наших мокрых одеждах. К тому же только что выпал глубокий снег, так что мы не могли узнать ни пути ни дороги. Мы случайно пришли к старой часовне, в которой в предыдущий день неко­ торые из нас побывали и, по состоя­ нию своему, кое-что пожертвовали в церковный ящик. Эта часовня, лежа­ щая несколько поодаль рыбачьих хи­ жин, тем не менее показала нам пра­ вильный путь к ним, так как мы уже раз ходили этим путем.

Утром следующего дня, а имен­ но 10 ноября, мы пришли на берег, чтобы справиться, можно ли доб­ раться до корабля и спасти груз. Море, однако, волновалось столь сильно, что никто не решался подъе­ хать в лодке.

После обеда, когда ветер и вол­ ны улеглись, постарались спасти из воды лошадей и другой груз. Дей­ ствительно, удалось спасти много груза с 7 лошадьми, которые успе­ ли вырваться и держать свои голо­ вы поверх воды; однако из них ос­ тались живы только 5. Остальные утонули.

Во время этого кораблекрушения погиб, между прочим, большой ве­ ликолепный часовой механизм, счи­ тавшийся редкостным произведени­ ем искусства и оценивавшийся в несколько тысяч рейхсталеров. Испу­ ганные лошади разбили и растопта­ ли механизм вместе с его футляром.

В течение следующих дней опять была хорошая погода и светило сол­ нце; мы поэтому просушили наши одежды, книги и утварь, частью обе­ зображенные, частью совершенно испорченные соленой водою.

^

XX

Т

(Книга II, глава 5)

О Гохланде и о том, как мы наконец переправились в Лифляндию и выеха­ ли в Ревель

По всему казалось, что нам при­ дется на этом острове пробыть еще некоторое время, и мы не знали, когда Господь пошлет нам средство к спасению; кроме того, мы должны были опасаться, что с началом зимы погибнем здесь с холода или даже с голода. Ведь, как нам сообщили, не­ много лет назад некоторые крестья­ не и другие лица, непогодою зане­ сенные сюда и потерпевшие крушение, принуждены были, чтоб спастись от голода, питаться березовою и еловою корою. Поэтому нам пришлось бережливо расходовать провиант, которого нам удалось спа­ сти весьма неважный запас — в осо­ бенности что касается хлеба. Расплыв­ шиеся сухари, которые нельзя было высушить вновь, мы сварили с тми­ ном и ели, вместо хлеба, хлебая лож­ ками; кое-кому из нас это показа­ лось весьма горьким. Однажды добыли мы большое количество мел­ ких гольянов, поймав их рубашками и простынями в речке, стекавшей с горы; их было достаточно на двукрат­ ный обед всех наших людей.

Hochland [высокая страна] — так назван этот остров потому, что он весьма возвышен; он имеет в длину три мили, в ширину — одну милю и состоит почти исключительно из скал, поросших елями и другим ле­ сом. Он был полон зайцев, которые, подобно всем лифляндским зайцам, зимою имеют белоснежный мех; из-

ОПИСАНИЕ

за кустарников и высоких скал за ними здесь нельзя охотиться с соба­ ками.

Когда мы сидели на этом остро­ ве, в Ревеле пошли слухи, что все мы утонули: передавали, будто на берегу найдено было несколько тру­ пов, одетых в красное (такова была наша ливрея). Этому тем более пове­ рили, что упомянутая выше барка, прибыв на место, сообщила, что мы у Большого Рогге шли впереди нее на парусах; между тем мы не прибы­ ли в гавань, и в течение 8 дней не было о нас ни малейшего известия. Поэтому наши сотоварищи считали нас совершенно погибшими; среди них возникла большая печаль, стали раздаваться жалобы, и они, подобно потерянным овцам, блуждали, начав даже строить планы, как один пой­ дет в одну, другой в другую сторону.

12 ноября пришли две финлянд­ ских лодки, также прибитые непо­ годою к Гохланду. На одной из них наш камергер, высокоблагородный, мужественный и храбрый Иоганн Христоф фон Ухтериц (ныне княжес­ кий голштинский камеръюнкер в Готторпе), 13 того же месяца, когда буря улеглась, в сопровождении од­ ного лакея, был послан на сушу и в Ревель, чтобы сообщить о нашем по­ ложении и состоянии. Легко по­ нять, с какой радостью он был при­ нят нашими сотоварищами: все они бегали кругом него, плакали от ра­ дости; не знали, о чем прежде всего поговорить и спросить.

17 того же месяца послы, каж­ дый с пятью провожатыми, велели перевезти себя в двух небольших ры­ бачьих лодках окончательно на сушу, отстоящую от Гохланда на 12 миль. Это была поездка плачевная и опас-

ПУТЕШЕСТВИЯ

X ная. Лодки были стары и вверху лишь лыком связаны и зачинены, особен­ но та, в которой сидел посол Крузиус; вследствие этого вода во мно­ гих местах просачивалась и один [из бывших в лодке] постоянно должен был затыкать отверстия и выливать воду. Парус был составлен из старых лохмотьев. Лодочники могли идти только перед ветром [фордевинд], так что, отъехав при добром попутном ветре 5 миль, когда ветер начал ме­ нять направление, они и думали вер­ нуться обратно на Гохланд. Однако, увидев, менее чем в полумиле от нас, небольшой остров, мы настояли, чтобы лодочники убрали паруса и прибегли к веслам; действительно, мы к вечеру и прибыли на остров. На этом острове мы не нашли ничего, кроме двух пустых хижин, которые наполовину были выстроены в зем­ ле; в них мы развели огонь и прове­ ли здесь ночь. Здесь начал ощущать­ ся недостаток в хлебе, и мы, поэтому, вместо него, должны были есть сыр пармезан, которого еще ос­ тавался большой кусок. Утром отпра­ вились мы в дальнейший путь при попутном и слабом ветре, но при очень сильной зыби.

Мы успели проехать всего 2 часа, как вдруг совершенно неожиданно, при ветре, бывшем все время с севе­ ра, на нас налетел сильный вихрь с востока и так ударил в лодку посла Брюггеманна, что она совершенно накренилась и стала черпать воду. Высокая волна ударилась у лодки вверх, так что вода стояла на пол­ локтя выше борта; крестьяне приня­ лись кричать, повалились на другую сторону лодки, быстро сорвали па­ рус и повернули лодку по ветру. Пос­ ле этого опять стало тихо, и мы сно-