Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия по теории обучения и воспитания.doc
Скачиваний:
171
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
904.7 Кб
Скачать
        1. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям

* Труд одухотворен благородными чувствами

... Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармонии педагогических воздействий. На мой взгляд, это одна из коренных, основополагающих закономерностей воспитания. Я далек от мысли, что она, эта проблема, решена в практике воспитательной работы нашей школы, но все же для ее решения и исследования сделано много. Сущность этой проблемы, выражающей собой одну из важнейших закономерностей воспитания, заключается в следующем: педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, на­сколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств. Слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чисто­той и благородством.

Между воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном счете определяется тем, как эти зависимости и обусловленности учитываются, точнее, реализуются в практике. На мой взгляд, надоевшие всем обвинения педагогической науки в том, что она отстает от жизни, как раз и исходят из игнорирования того факта, что любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей. Педагогическая наука отстает в той мере, в какой она не исследует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздействий на личность. Она станет точной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1972, с. 212.

В. А. СУXОМЛИНСКИЙ. ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

Отрочество и ранняя юность - это возраст интеллектуального, нравственного, общественного самоутверждения личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того, насколько глубоко происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе - в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных убеждений. Подросток становится настоящим человеком лишь тогда, когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий его мир, но и в самого себя, когда он стремится познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать самого себя лучше, совершеннее. Речь идет о самовоспитании во всех сферах духовной жизни.

Присмотримся внимательно к воспитательной работе с подростками в школах. Чем она отличается от воспитания малышей? Нередко - ничем. Подросток, как и малыш-первоклассник, часто выступает лишь в качестве объекта воспитания. Все внимание воспитателя сосредоточено на том, чтобы вложить в его голову как можно больше знаний об окружающем мире, как можно больше научных и моральных истин. Подросток много познает и много знает, но он не познает и не знает самого себя. Ведь нравственные истины становятся достоянием, богатством души лишь тогда, когда они добыты, приобретены, пережиты, когда они самостоятельно превращены в личные убеждения. Учитель часто, уже слишком часто напоминает подростку: ты уже не маленький, задумайся над своей судьбой, над своим будущим. Но, для того чтобы человек задумывался над своим будущим, он должен что-то делать для воспитания самого себя, в чем-то испытывать, проверять свои силы, закалять себя. Но много ли такой самопроверки, самозакалки в его духовной жизни?

Возьмем то, что всеми педагогами считается самым сильным средством воспитания, - труд. Нельзя сказать, что подростки трудятся мало. Но стал ли этот труд самовоспитанием, самоутверждением? Свой труд они часто рассматривают лишь как обязанность.

Школа дает подростку обширные знания о человеке, об историческом пути человечества. Но в какой мере этот процесс овладения знаниями служит самовоспитанию? Нередко учитель, излагая материал, обращается к сознанию абстрактного ученика, не учитывает особенностей школьников, сидящих перед ним.[...]

Классный руководитель, пионерская и комсомольская организации немало заботятся о том, чтобы подростки были заняты делом, приносящим пользу людям. Но во что превращается порой для отдельных ребят эта деятельность? Опять же в повинность. Отношения с людьми, в которых подросток не утверждает себя, не чувствует, что он передает свои знания и умения другому человеку и благодаря этому сам становится лучше, тяготят мальчиков и девочек. Не потому ли равнодушно относятся многие подростки к таким «прозаическим» делам, как помощь инвалидам, старикам? Нельзя сказать, что они делают это с неохотой, но труд этот часто не оказывает облагораживающего влияния. Человек до 17-18-летнего возраста чувствует себя только воспитуемым. Он только воспитывается кем-то, а сам никого не воспитывает. Он не воспитывает и сам себя, потому что не самоутверждается в многократных человеческих отношениях с другими людьми. Я глубоко убежден в том, что сделать подростка воспитателем младшего товарища - это одна из самых сложных, нелегких и важных задач нравственного воспитания. Самовоспитание, строго говоря, начинается с заботы человека о другом человеке, со стремления увидеть в нем что-то хорошее - то, что есть во мне самом.

Многие педагоги уверены, что подростков надо как можно больше «охватывать» всевозможными мероприятиями, привлекать к деятельности культурно-просветительных учреждений, спортивных организаций. Стал подросток преступником или нарушил нормы морали - все сокрушаются: мало у нас клубов, молодежных кафе, спортивных площадок и залов; вынуждены подростки собираться у подъездов - отсюда и безнадзорность и преступность. Такое толкование истоков зла вводит в заблуждение и семью, и общественность, и комсомол, и школу. В этом объяснении стремление покрепче взять подростка за руку и не отпускать его от себя, боязнь того, что, оказавшись наедине с самим собой, он не устоит перед дурным примером, искушением и соблазнами.

Но можно ли считать это воспитанием? Ведь в жизни человеку нередко придется оставаться один на один со своей совестью. Подросток должен не только остерегаться, как бы зло не прилипло к нему, но и активно бороться против зла. Разве можно научить человека жить, если постоянно опасаться, как бы жизнь не оставила его наедине с трудностями. [...]

Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовать воскресное времяпровождение; неизмеримо труднее и сложнее, чем схватить подростка за руку и не выпускать его до тех пор, пока он не вышел из стен школы, пока его не опьянил воздух, свободный от запретов и регламентации. Только воспитание, побуждающее к самовоспитанию, может решить эту трудную проблему. В этом убеждает многолетний опыт воспитательной работы в школе, где я работаю почти четверть века.

С чего и когда начинать самовоспитание? «Победить самого себя - самая нелегкая победа», - гласит старинная мудрость. С этого и начинается познание самого себя, начинается самовоспитание. Начинать учить человека самоорганизации, умению, если это требуется, «заставить себя» надо в детстве и раннем отрочестве, в возрасте от 7 до 10-11 лет. Если же этот период упущен, в дальнейшем неизбежно встанет проблема перевоспитания. [...]

В руководстве процессом самовоспитания самая главная трудность, от которой хотелось бы предостеречь молодых учителей и руководителей школ, - это нарочитость, искусственность воздействия. С большим трудом приходится добиваться, чтобы подросток не почувствовал, что его куда-то вовлекают с определенной целью. [...]

Отрочество и раннюю юность называют трудным возрастом. В этот период бурного развития - физического, умственного, нравственного - перед воспитателем возникает много трудностей. Преодолеть их можно лишь тогда, когда воспитание сливается с самовоспитанием.

«Советская педагогика», 1965, № 12, с. 34-40.

Е. А. АРКИН. РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ

* Пути воспитания

Действительная сущность воспитательной работы заключается в создании новых ценных качеств на фундаменте того, что есть в ребенке здорового, сильного, прекрасного.Воспитательная работа - это прежде всего работа созидательная. А истинная сущность ребенка, которую некоторые родители неправильно видят в недостатках, в уклонениях, в порче характера, заключается в его способности, и его возможности, и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Вот такими взглядами должны быть проникнуты родители. И тогда в новом свете будет вырисовываться перед ними основной путь, генеральная, так сказать, линия воспитания.

Как часто постоянные указания на порочность поведения, нотации, выговоры, наказания, одним словом, применение всевозможных форм непосредственного воздействия на отдельные нежелательные черты характера и поведения ребенка с целью исправления их остаются безрезультатными! Так бывает и в военном деле, где иногда лобовые атаки, штурмы приводят к тяжелым потерям, не приносят желанной победы, между тем как глубокие обходные движения принуждают неприятеля сдать свои позиции. Нечто подобное мы имеем и в деле воспитания. И здесь имеются непосредственный путь «лобовой атаки» на отрицательные неприятные стороны детской личности и путь глубокого обхода их. И последний путь оказывается сплошь и рядом более плодотворным и приводит скорее к цели, чем путь непосредственного воздействия.

В чем же заключается этот обходный путь? Он заключается в обходе недостатков, в отвлечении от них внимания и воспитателя и воспитуемого. «Умная мать, - мудро говорит Лесгафт, - должна порой уметь не видеть недостатков своего ребенка». [..Л

Оставляя в стороне недостатки, как бы не считаясь с ними и не замечая их, родители должны с величайшим усердием и любовью проникнуть в глубь детской личности. Подобно водолазу, спускающемуся на дно моря в поисках жемчуга, они должны стараться в глубинах душевного мира ребенка найти подчас ускользающее от глаз наблюдателя драгоценное зерно, привлекательное качество, то, что составляет его силу. Можно быть уверенным, что эти поиски увенчаются успехом, и тогда надо дать широкий выход и разумное применение этой силе, надо создать условия для пышного роста этого драгоценного зерна.

На силе ребенка надо строить его воспитание, а не на борьбе с его слабостью. В этом заключается основная черта, созидательная сущность воспитательной работы. Идя этим путем, внешне более длинным, сложным, мы скорее и вернее достигнем цели, чем идя внешне как будто более коротким, прямым путем непосредственного воздействия на отрицательные черты ребенка. Таким обходным, игнорирующим недостатки ребенка созидательным путем идут наши лучшие воспитатели, руководимые своим чутьем и опытом, правда, часто после ряда неудач, испытанных ими на коротких, прямых путях непосредственного воздействия. [...]

Итак, найти у ребенка черты, свойственные его возрасту, характерные именно для него, а главное, вникнуть, найти его сильные стороны - вот к чему следует стремиться при воспитании ребенка, вот на чем следует сосредоточить свои усилия и внимание. Идя по этому пути, мы не только открываем сильные стороны детской натуры, но мы вскрываем также и неблагоприятные условия в домашней обстановке, которые не дают ребенку возможности жить полной жизнью. Без полноты жизни невозможно здоровое развитие, невозможен расцвет физических и душевных сил. Вот почему в неблагоприятных условиях жизни нередко заключаются источники, питающие недостатки ребенка, искажающие линию его развития. Устранить эти недостатки - такова важнейшая задача воспитания, которое является, как мы уже неоднократно говорили, процессом созидательным по преимуществу.

Аркин Е. А. Родителям о воспитании. М., Учпедгиз, 1975, с. 20-22. 25.