Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6.docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
104.57 Кб
Скачать

5 Возрастная психология. Предмет, задачи и методы

Склярова Т. В.Предмет возрастной психологии

Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.

В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.

Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.

Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.

Задачи возрастной психологии

Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.

Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.

Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).

Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.

В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге "Беседы с учителями о психологии" В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.

Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).

Методы возрастной психологии

Дневники наблюдений

Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.

Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».

Н.А. Рыбников в своей работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.

Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.

Автобиографический и биографический методы

Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.

Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.

По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».

Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.

Методы продольных и поперечных срезов

Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».

«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.

2. "Понятие возраста в психологии"

Психологический (психический) возраст сложное, комплексное понятие, оно служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития и отражает уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизни, деятельности личности:

1) неравномерность психического развития.

Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого - отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;

2) интеграция психики.

Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;

3) пластичность и возможность компенсации.

При слабости одной функции можно усилить развитие других функций (так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять).

С точки зрения Эриксона существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Динамика развития доверия зависит от матери.

Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедленного психического развития ребенка, формированию у него боязливости и подозрительности к окружающему миру вообще и к людям в частности. Это недоверие ребёнок несет с собой в другие стадии своего развития. Необходимо подчеркнуть. Что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и всегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой

последующей стадии развития.

2-я стадия - раннего детства (самостоятельность и нерешительность) связана с формированием автономии и независимости, ребёнок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и флигели приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, лакать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремиться многое делать сам. Если родители предоставляют возможность ребёнку делать то, на что он способен, не торопят его, у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой - то есть у него появляется самостоятельность.

Если родители часто проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, что он и сам способен, то у него развивается стыдливость и нерешительность, неуверенность в своих силах.

В возрасте 3-5 лет, на 3 й стадии (предприимчивость и чувство вины), ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр.

Дети, которым предоставляется инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипедах или сапках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет её и готовность родителей отвечать на вопросы ребёнка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия (6-11 лет). Умелость и неполноценность). В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям, а так же обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.

Когда детей поощряют к творческой деятельности, награждают за результаты, дают возможность довести начатое дело до конца, то у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Родители, которые видят в трудовой деятельности ребёнка одну «пачкотню» и «баловство», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте окружение ребёнка уже не ограничивается домом. Пребывание ребёнка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики.

Если ребенок успешно овладевает занятиями, готовыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я негатив. Идентификация личности и путаница ролей). Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые проявляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что он сам о себе думает.

Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают реальные, но далеко не совершенные семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Он полагает, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в его теории. В этот период параметр связи с окружающим междуположительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.

Перед подростком, обретшем способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциональной идентификации, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идёт. Если из-за неудачного детства или тяжёлого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить своё «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницей ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.

В некоторых случаях молодёжь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет сове «Я» с образом, противоположным тему, который хотели бы видеть родители или друзья.

На 6-й стадии (Молодость. Близость и одиночество) близость включает в себя способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же как с идентификацией: успех или провал, на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько человек успел, прошёл предыдущие стадии.

Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать, или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.

Но если, ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, но мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком позаботиться.

7-я - центральная стадия (общечеловечность и самопоглощённость) зрелый возраст, то есть тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощённостью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей - он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодёжи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

После 50 лет (8-я стадия- цельность и безнадежность). Период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключён между целостностью и безнадёжностью.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознаёт, что начинать всё с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о той, как могла она сложиться, но не сложилась его жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]