Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IIDSU_seminar_4 / Сальников К.В. Хорезмийская тамга в Зауралье / Сальников К.В. История археологии на Южном Урале.docx
Скачиваний:
90
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
145.27 Кб
Скачать

86

Сальников К.В.

История археологических исследований на Южном Урале

Под Южным Уралом мы будем подразумевать не только южный отрезок уральского хребта, но значительно более обширную территорию, включающую и охватывающую хребет полукольцом с востока, юга и запада степные и полустепные районы низменности. Иначе говоря территория нашего исследования составляется из Челябинской, Курганской, Чкаловской областей и Южной Башкирии с неизбежными отклонениями временами в сторону некоторого расширения или наоборот сужения.

Различные части Южного Урала изучены в археологическом отношении далеко не одинаково, хотя и в целом эта территория не может похвастаться большим к ней вниманием археологов.

Если список лиц, занимавшихся изучением археологии Южного Урала, содержит более семидесяти фамилий, то можно назвать всего лишь несколько исследователей, которые вели эту работу систематически на протяжении ряда лет.

Начальный период собирания и изучения древностей Южного Урала

Ценности археологических памятников Южного Урала и Зауралья сделались известными русскому народу еще в ХVII веке. Сохранились сведения 1669 года, что «около Исети и в окружности оной русские люди в татарских могилах или кладбищах выкапывают золотые и серебряные всякие вещи и посуду 1

«Сибирские древности», вып. V, 21; цитирую по А.А. Спицыну «Сибирская коллекция Кунсткамеры». ЗОРСА РАО VIII, вып. 1, стр. 227

Крупные курганы Зауралья и Западной Сибири привлекали к себе внимание любителей легкой наживы богатством своего содержания. Организовывались целые артели «бугровщиков», которые занимались добычей золотых предметов из курганов-бугров. В 1718 году бугровщики доставили в казну из раскопок близ г.Уфы серебряные и золотые предметы1. В том же направлении действовали монахи Долматовского монастыря, которые в тех же целях «интересовались» древностями Зауралья. К расхищению археологических ценностей были причастны и местные власти. В 1612 году шадринский воевода направил во владения Долматовского монастыря «отставного драгуна Михаила Слободчикова да крестьянина Макара Лобова с товарищи для поиску, при вспоможении бобылей монастырских, золота, серебра, меди и иных вещей в недрах насыпей для казны государевой».

Научное направление сбору древностей пытается придать Петр I. «Петр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев»2. Заботился он и о сохранении предметов древности, запрещая в ряде своих приказов воеводам расхищение археологических предметов, и приказывая в случае находок последних доставлять их в созданный им музей – Кунсткамеру. Петр не ограничивался простым сбором предметов древности, но предлагал фиксировать условия находки – «всему делать чертежи как что найдут»3.

  1. там же, стр. 233

  2. И.В. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом.

  3. Из собственноручной записки Петра. «Русская старина», 1872 г. т. VI, стр. 474

Таким путем создана была знаменитая Сибирская коллекция золотых предметов украшений хранящаяся сейчас в Эрмитаже. Коллекция эта имеет ближайшее отношение к пределам Южного Урала, происходя, по-видимому, из Западной Сибири, где в степях обитали в I тысячелетии до н.э. племена одной культуры с племенами Южного Зауралья.

Но лишь участники академических экспедиций ХVIII века впервые обратили внимание на древности Южного Урала с чисто научной целью. В инструкции для членов экспедиции, составленной крупнейшим русским историком ХVIII века В.Н. Татищевым, в числе прочих вопросов, стояли и задачи поисков и регистрации археологических памятников. Академик П.С. Паллас в согласии с инструкцией В.Н. Татищева отмечает в Оренбургских степях виденные им земляные и каменные курганы и каменные бабы.

Один из курганов, близ с. Новосергиевки Бузулукского уезда, копанный с кладоискательскими целями местными жителями, П.С. Паллас раскопал, правда весьма примитивным способом, и обнаружил в нем следы разрушенной могилы, но разобраться в памятнике не сумел. Эти раскопки надо признать первыми раскопками на Урале, предпринятыми с научными целями.

Каменные курганы П.С. Паллас относит к ногайцам и казахам, справедливо отмечая, что погребальные сооружения последних «еще и ныне с оными сходствуют». Наоборот, развалины кирпичных мавзолеев по его мнению «произошли от совсем другого в сей стране обитавшего старинного народа».