Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Микросоциология семьи М.,1998.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
3.05 Mб
Скачать

ББК 60 5

А 72

ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».

Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией про­граммы В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

Редакционный совет: В И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков.

Рецензент —.доктор философских наук, профессор В. Г Виноградский

Антонов А. И.

А 72 Микросоциология семьи (методология исследования структур и про­цессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.

В книге изложены основные теоретические подходы и перспективы микросоциологии семьи, методологические принципы исследования се­мейной структуры и динамики. В учебном пособии критически рассмат­риваются методы сбора и анализа данных о семейных событиях, цик­лах, сетях и линиях семейного поведения. Автор на базе собственных многолетних исследований анализирует методики и тесты семейной и супружеской совместимости, раскрывает широкие возможности техни­ки семантического дифференциала.

Рекомендуется студентам и аспирантам, преподавателям социоло­гических, демографических, экономических и психологических факуль­тетов, всем, кто интересуется конструированием и интерпретацией со­циологических данных в фамилистике.

Isbn 5-8188-0001-6

© А. И. Антонов, 1998

О Институт «Открытое общество», 1998

Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человечества.

Козьма Прутков

Обучать — наилучший способ игнорировать все взгляды, кроме своих собственных.

Амброз Бирс «Словарь Сатаны»

Предисловие

«Микросоциология семьи» создана на основе курсов лекций, про­читанных автором в разные годы на социологическом, экономическом и психологическом факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова по ме­тодам социологических исследований семьи, методологии социологи­ческого объяснения и понимания, по технике и процедурам измере­ния фамилистических1 феноменов.

В этой книге обсуждаются методы конструирования и объяснения данных по разным видам семейного поведения, внутрисемейных взаи-

1 Слово «фамилистический» производно от латинского familia — семья и является синонимом всего семейного. Фамилистикой иногда называют ком­плекс наук о семье. Термин «фамилизм» употребляется для характеристики просемейных систем ценностей, где наивысшее значение по сравнению с ос­тальными благами жизни придается семье и детям. Фамилизм применитель­но к индивидуальной системе ценностных ориентации означает устремлен­ность индивида на достижение семейного благополучия, следствием которо­го оказывается индивидуальное благополучие.

3

моотношений и событий семейного дикла жизни. Наличие большого эмпирического материала в социологии и демографии семьи позволя­ет обсудить достоинства и недостатки разных методик на примерах из исследовательской практики, но из-за ограниченного объема издания не столь многочисленных, как хотелось бы. В учебном пособии рас­крывается ведущая роль теории в конструировании методик и измери­тельных процедур, в разработке результатов исследований, в обосно­вании выводов. Данная направленность отражена в подзаголовке «Ме­тодология исследования структур и процессов».

Внимательный читатель заметит, сколь сильны симпатии автора к критическим приемам феноменологической социологии и этноме­тодологии. И это не случайно, ибо сосредоточенность на анализе по­вседневных интерпретаций семейной жизни и их влиянии на позна­вательную деятельность социолога особенно важна при изучении се­мьи. Тезис о необходимости четкого формулирования социологом ис­ходных предпосылок исследования должен стать нормой прежде все­го в тех областях, где личный опыт специалиста особо значим для выводов.

В сфере семейного поведения из-за ее тесной сопричастности са­мооценкам Я и МЫ весьма много иллюзий, стереотипов и предрассуд­ков, которые с трудом поддаются осознанию и кажутся тем правдопо­добнее, чем менее альтернативен личный семейный стиль жизни. Тре­бование феноменологического осознания скрытых, латентных осно­ваний наших семейных мнений является чрезвычайно актуальным для специалистов, занимающихся исследованиями семьи.

Нельзя не согласиться с Л. Иониным и Г. Осиповым - авторами «Вступительной статьи» и редакторами русского перевода книги «•Но­вые направления в социологической теории» — своеобразной энцик­лопедии феноменологического анализа, — когда они пишут, что «ме­тодологическая деятельность, состоящая в проведении этого требова­ния, превращается в своего рода «микросоциологию познания», обна­руживающую содержательные социальные критерии обоснованности социологических объяснений и обеспечивающих саму эту обоснован­ность»2. Одна из целей «Микросоциологии семьи» и состоит в обуче­нии навыкам этой исследовательской саморефлексии.

Данная книга отчасти восполняет пробел в учебной литературе по социологии семьи и служит своеобразным дополнением к учебнику А. И. Антонова и В. М. Медкова «Социология семьи» (М., J996), в ко­тором излагается теория институционального кризиса семьи в сопос­тавлении с альтернативными концепциями.

Новые направления в социологической теории. М,, 1978. С. 17.

Последовательность глав в настоящем учебном пособии не слу­чайна: сначала идут главы, вводящие в предмет микросоциологии семьи и знакомящие с ее теоретическими истоками (гл. 1 и 2). Затем в главе 3 дается общая методология микросоциологического иссле­дования семьи, раскрывается стратегия в области применения мето­дов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи. Далее в главах 4, 5 и 6 обсуждается применение основных методологичес­ких принципов микроанализа семьи на примере конкретных методик, распространенных в отечественных и зарубежных исследованиях се­мьи. Структура объекта микросоциологии семьи отображается в ло­гике заключительных глав: все, связанное с измерениями семейного цикла, рассматривается в 4-й главе, семейного поведения3 — в 5-й главе, а в 6-й главе описаны проективные методики исследования межличностных отношений супругов. Первые 4 главы снабжены крат­ким содержанием и основными выводами (в 5-й и 6-й главах из-за ограниченности объема издания даны лишь краткое содержание и перечень ключевых терминов).

Работа над этой книгой вдохновлялась надеждой, что новые когор­ты социологов, овладевая опытом выработки и интерпретации науч­ных данных, смогут избежать позитивистского догматизма, увлечения измерительным жонглированием, «квантофренией». Хочется верить, что новые социологи не потеряют интереса к судьбе института семьи в обществе XXI века, «поскольку в науке, по остроумному замечанию Питера Бергера, как в любви, концентрация на технике ведет к импо­тенции»4. По мере своих сил автор стремился показать, что в социоло­гических и демографических исследованиях семьи акцент на методы и техники не является самодовлеющим, а разработка инструментария подчиняется доказательству гипотез, определяемых в конечном счете одной из двух противоборствующих сегодня парадигм семейных изме­нений — прогрессистской либо кризисной.

По глубокому убеждению автора, первая из них — парадигма, опи­сывающая исторический переход к нуклеарной эгоцентристской семье и утверждающая спонтанное укрепление «современной» семьи по мере улучшения условий жизни, исчерпала себя. Она не объясняет роста разводов и нерегистрируемых браков, массовой однодетности семьи и девиантности новых поколений, не исследует понимание бракоразвод­ного, социализационного и репродуктивного поведения участниками

3 Термин «семейное поведение» служит для единого обозначения основ­ ных разновидностей его, как-то: брачного, репродуктивного, социализаиион­ ного и самосохранительного поведения.

4 Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспекти­ ва М, 1996 С. 20

событий и потому вынуждена отождествлять стереотипные интерпре­тации с подлинными мотивами действий Возникшая для описания перехода от «традиционной» семьи к «современной*, она выполнила свое предназначение и не может ничего сказать о перспективах семьи сегодняшней, оставаясь ныне всего лишь частным случаем парадиг­мы ценностного кризиса семьи как института

Предлагая читателю «Микросоциологию семьи», автор не проти­вопоставляет ее макросоциологии институциональных изменений се­мьи, а пытается показать, что полнокровное осмысление семейного измерения социального мира невозможно без социологического объяс­нения и понимания значений происходящего для самих актеров жиз­ненной драмы и комедии