Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общая психолингвистика_hrestomatiya.doc
Скачиваний:
297
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
1.71 Mб
Скачать

Общая психолингвистика

ХРЕСТОМАТИЯ

Составитель проф. К.Ф. Седов

МОСКВА

ЛАБИРИНТ

2004

УДК 159.9

ББК88.5+81.2Р.

028

028 Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с: ил.

Хрестоматия знакомит читателя с обшей психолингвистикой - отрас­лью знаний, которая включает в себя комплекс фундаментальных концеп­ций, позволяющих приоткрыть тайны коммуникативной компетенции человека. В книгу вошли фрагменты работ как классиков гуманитарной мысли начала 20-го века (Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, Н.И. Жинкина), так и проблемно-полемические исследования отечественных психолингвистов (И.II. Горелова, А.Л. Залевской, Л.В. Сахарного и др.) Изданная в жанре учебного пособия, хрестоматия с равным успехом может использоваться и в педагогическом процессе (при изучении психолингвистики как учебной дисциплины), п для самостоятельного чтения как источник расширения кру­гозора по вопросам соотношения языка и сознания, речи и мышления.

Для преподавателей, аспирантов и студентов - психологов, дефектологов, логопедов, языковедов, а также для самого широкого круга читателей.

УДК 159.9

ББК88.5+81.2Р

ISBN 5-87604-029-0

© Седов К.Ф. составление, редактирование

© Лабиринт, 2004

Оглавление

Общая психолингвистика и ее место в про­странстве ПЛ-науки (предисловие составителя) ……………………………………………………………3

Психолингвистика мышления

Выготский Л.С. ………………………………………………………..6

Жинкин Н.И. …………………………………………………………..28

Бахтин М.М…………………………………………………………….40

Психолингвистика языка

Воронин СВ. ……………………………………………………………65

Залевская А.А. …………………………………………………………73

Норман Б.Ю…………………………………………………………….89

Психолингвистика дискурса

Горелов И.Н. ……………………………………………………………114

Богин Г.И………………………………………………………………..136

Психолингвистика мозга (нейролингвистика)

Лурия А.Р. ………………………………………………………………153

Сахарный Л.В……………………………………………………………167

Список литературы………………………………………………………180

Общая психолингвистика и ее место в пространстве

(предисловие составителя)

Отечественная психолингвистика в своем становлении сейчас переживает этап, основной приметой которого выступает остро ощущаемая потребность в самоопределении и самопрезентации. Это время «собирать камни», время объединять огромный по объему и многообразный по качеству багаж научных достижений - гипотез и концепций, результатов экспериментов и наблюдений и т.п. - в це­лостную и внутренне структурированную учебно-научную отрасль. Возникнув на магистральном направлении развития мировой гума­нитарной мысли, стимулируемая практическими нуждами психоло­гии, педагогики (включая сюда и методику преподавания родного и иностранного языков), неориторики, медицины и т.п., психолингви­стика за менее чем полувековую историю своего существования не только сумела «оттоптать» себе суверенное научное пространство, но и год за годом настойчиво продолжает расширять пределы своей вотчины. Сейчас психолингвистика вес отчетливее осознает себя самостоятельной наукой, наукой со своим и только ей свойственным предметом изучения, методами, кругом проблем и исследователь­ских задач, которые намечают границы, отделяющие ее от смежных сфер.

Однако было бы безответственным утверждать, что к нынеш­нему моменту облик нашей науки имеет четкие контуры внешнего и внутреннего разграничения, что окончательно разработан и упоря­дочен ее категориальный и терминологический аппарат и мн. др. Как совершенно справедливо пишет P.M. Фрумкина, «психолингвистика - это прежде всего определенный ракурс, в котором изучаются язык, речь познавательные процессы. Это вовсе не безграничная, но достаточно разнообразная совокупность вопросов, на которые мы ищем ответ» [Фрумкина 2001: 4]. Нельзя не согласиться с мнением одного из основателей отечественной психолингвистики. Действи­тельно, в общем пространстве нашей науки многое предстает нечеко определенным и недостаточно дифференцированным. При осоз­нании своей научной полноценности, высокого уровня влияния и практической востребованности психолингвистика демонстрирует низкий уровень саморефлексии.

Подобное положение приводит к тому, что на нынешней стадии своего становления она предстает как своего рода инвариант разных психолингвистик. Правильнее даже будет сказать так: большинство психолингвистов убеждены в том, что психолингвистика - наука, но образ этой науки у каждого из них свой. Все это позволяет P.M. Фрумкиной сделать вывод о том, «что базовые представления о психолингвистике как предмете учебного курса не сложились» |Тим же]. Подобное чувство чаще всего появляется при необходимости преподавания нашей науки в вузе и школе. Взгляд на психолингви­стику «с высоты птичьего полета», как на что-то целостное и единое, выявляет массу противоречий практически по всем ключевым вопросам.

Отсутствие единства намечается даже в вопросе самообозначения: наряду с термином «психолингвистика», используются «лингвопсихология» [Зимняя 2001] и «психология речи» [Ушакова и др, 1989]. Второе, с чем обычно сталкивается преподаватель (а за ним студент), - это вопрос о внешних рамках. Он связан с определением объекта и предмета психолингвистики. Здесь явно намечается узкое и широкое понимание границ и целей психолингвистики: от сведения ее к задачам изучения языкового сознания (иногда - языковой способности), до включения в ее научный кругозор всех проявлений коммуникативной компетенции. Внешние пределы психолингвистики настолько размыты, что она невольно заезжает на чужую территорию, будь то когнитология, лингвистическая прагматика, с лингвистика или даже - психология и физиология. Особо остро стоит вопрос о внутреннем членении, выделении разделов, объединенных единым кругом научных проблем. Здесь сразу возникают умения: как, к примеру, квалифицировать фоносемантику: как раздел психолингвистики или как самостоятельную науку? куда отнести нейролингвистику? какое место занимает в рамках психолингвистики комплекс проблем речевого онтогенеза? и мн. др.

Однако не следует преувеличивать степени аморфности и релятивизма в облике нашей науки. Более того, наличие разных точек зрения, противоречий и т.п. создает особую романтическую атмосферу, когда глянцевый блеск устоявшихся истин еще не способен затмить яркого света новых научных идей. На фоне таких «пожилых» наук, какими выглядят языкознание и психология, пси­холингвистика смотрится юным растущим созданием, черпающим энергию для своего развития из противоборств и столкновений раз­личных концепций.

Мы не ставим себе задачей анализ всех существующих в нашей науке подходов и точек зрения. Для знакомства с ними отсылаем читателя к упоминавшей уже литературе, особенно к всеобъемлю­щему компендиуму А.А. Залевской [1999]. Точка зрения, на которой базируется составитель настоящей хрестоматии, представлена в се­рии работ [См., например: Горелов, Седов 2001; Горелов 2003; Се­дов 1999 и др.]. Она включает в себя широкое понимания границ психолингвистики, в свете которого объект ЧЛ - языковая личность (т.е. человек в его способности к порождению и пониманию речи), а предмет - коммуникативная компетенция, рассматриваемая в инди­видуально-психологическом аспекте.

Для четкости внутреннего структурирования ЧЛ-науки в ее це­лостном континууме необходимо провести несколько уровней диф­ференциации, на первом из которых - выделить общую и частные психолингвистики. Общая ЧЛ включает в себя наиболее устояв­шийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешаю­щих, которые следует считать методологической базой всех психо­лингвистических исследований. Цель общей ЧЛА - создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной ком­петенции здоровой, взрослой личности.

К частным ЧЛ-ам следует отнести те области, которые в той или иной мере тяготеют к прикладным сферам знания. Как о сфор­мировавшейся частной психолингвистике можно говорить о возрас­тной ЧЛ. Возможно выделение иных частных ЧЛ, например: соци­альной психолингвистики, психолингвистики воздействия, этнопсихолингвистики, психориторики и т.п.

Общая ЧЛ также нуждается во внутреннем структурировании. Следующим этапом дифференциации этой области психолингвисти­ческой науки будет выделение ее разделов: ЧЛ языка, ЧЛ дискур­са, ЧЛ мышления и ЧЛ мозга (или нейролингвистики). Единым основанием для типологии здесь выступает близость того или иного раздела к одной из смежных с психолингвистикой наук. Каждый раздел общей ЧЛ замечает отдельный аспект изучения общего для ЧЛ предмета. Так, ЧЛ языка (она более всего тяготеет к традицион­ному языковедению) исследует коммуникативную компетенцию через призму языкового сознания и функционирования в нем единиц разных языковых уровней; ЧЛ дискурса (она развивается под влия­нием теории коммуникации и речевого воздействия) ориентирована на тот аспект коммуникативной компетенции, который отражает особенности речевого поведения личности, воплощенного в дискур­се; ЧЛ мышления (этот раздел больше других связан с психологией) рассматривает скрытые (латентные) механизмы сознания, па кото­рых базируются процессы порождения и понимания высказывания; наконец, Ч'Л мозга (нейролипгвистнка) изучает особенности мозго­вой организации коммуникативной компетенции.

Каждый из разделов общей ЧЛ в свою очередь состоит из под­разделов, которые можно выделить на третьем уровне дифферен­циации. Так, ЧЛ языка включает в свой состав фоносемантику, ком­плекс проблем описания ментального лексикона, психолингвистические аспекты изучения словобразования и грамматики и т.п. ЧЛ дискурса подразделяется на психолингвистику текста и область, исследующую роль невербальных компонентов в речевом поведении. ЧЛ мышления включает в себя учение о порождении высказывания, психолингвистическую герменевтику и т.п. ЧЛ мозга (нейролинг­вистика) также подразделяется на сферы, которые изучают разные аспекты мозговой организации коммуникативной компетенции: со­отношение структуры мозга и структуры языка, функциональная асимметрия мозга и ее влияние на речь и мн. др.

Книга, которую держит в руках читатель, представляет собой общую ЧЛ в выдержках и фрагментах и имеет характер учебного пособия по психолингвистике. Структура хрестоматии более всего соответствует концепции, изложенной в книге [Горелов, Седов 2001], четвертое (в очередной раз дополненное) издание которой планируется издательством «Лабиринт» в ближайшее время. В отбо­ре авторов для хрестоматии мы опирались на более чем десятилет­ний опыт преподавания психолингвистики как учебной дисциплины в филологической, психологической, дефектологической и др. сту­денческих аудиториях. В книгу вошли, во-первых, работы таких классиков гуманитарной мысли, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, М.М. Бахтин, А.Р. Лурия, во-вторых, малодоступные широкому чи­тателю, но способные расширить психолингвистический кругозор яркие и полемические исследования отечественных психолингви­стов: И.Н. Горелова, А.А. Залевской, Л.В. Сахарного, Б.Ю. Нормана, СВ. Воронина, Г.И. Богина.

Разумеется, невозможно в одной книге представить все дости­жения отечественной общей Ч'Л. Настоящее учебное пособие - лишь первая из серии хрестоматий по психолингвистике. Издательство «Лабиринт» планирует выпустить вторую часть хрестоматии по об­щей Ч'Л, хрестоматию по возрастной Ч'Л, нейролингвистике, Ч'Л воздействия и т.п.

Наша книга призвана решить две задачи. Во-первых, она может быть использована в учебном процессе - для проведения семинар­ских занятий, коллоквиумов, написания курсовых и дипломных про­ектов. Однако, не меньшую пользу хрестоматия способна принести как самостоятельный источник пополнения знаний, как книга для углубленного чтения по психолингвистике. И потому мы активно рекомендуем познакомиться с ней как преподавателей, аспирантов и студентов психологических и филологических факультетов вузов, так и всех, кого волнуют проблемы соотношения языка и сознания, речи и мышления.

Доктор филологических наук

профессор К.Ф. Седов