Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Гобой в России

.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
46.43 Кб
Скачать

Гобой в России

Появление и распространение гобоя в России связано с петровскими реформами, которые коснулись всех сторон культурной жизни страны. Так же как и в Англии, в России первыми исполнителями на гобое были иностранные музыканты. В 1702 году из Гамбурга был приглашён оркестр гобоистов и трубачей во главе с капельмейстером и гобоистом Генрихом Сиенкнехтом. Вслед за этим по указу Петра гобой становится постоянным инструментом в военных оркестрах, вытеснив оттуда шалмеи.

Постепенно в России выросли свои кадры музыкантов-духовиков, что позволило в 1729 году создать придворный оркестр. Это нововведение получило широкое распространение, и вскоре оркестры появились в домах русской знати, например,у Нарышкиных и Шереметьевых. В этих оркестрах гобой был одним из обязательных инструментов.

России в XVIII веке в ходу были инструменты как иностранных мастеров, так и российские, сделанные в Москве на фабрике музыкальных инструментов, основанной в 1744 году сержантом Емельяном Мецнениновым. Там изготовлялись деревянные и медные духовые инструменты.Традиции этой фабрики были продолжены сто лет спустя – в 1876 году сначала в Петербурге, а потом и в Москве в мастерских по изготовлению деревянных духовых инструментов Ю.Г.Циммермана,которые пользовались большой популярностью у исполнителей.

Во второй половине XVIII века в России наряду с иностранными гобоистами,среди которых самыми известными были Бативелли, Браннино, Уитроцци, Турек Фиала, на службе при дворе появились первые русские музыканты, успешно конкурировавшие со многими иностранными коллегами. Это были Колмыков, Соболев, Мурзин, Гунбин,Новиков,Шепелев.

В России XVIII – первой половины XIX века в музыке главенствовал итальянский стиль. Оперные произведения,которе писали русские русские композиторы доглинкинской эпохи,были по своей сути построены на итальянских образцах. Первыми произведениями,основанними на подлинно накиональных музыкальных традициях, стали произведения основоположника русской оперной и симфонической музыки М.И.Глинки (1804 – 1857).

Гобой у Глинки становится выразителем русского национального характера. Именно так воспринимается соло гобоя в увертюре к опере «Иван Сусанин». Тонко использован тембр гобоя и в опере «Руслан и Людмила», где особенно заметно прекрасное соло в Adagio из третьего действия. По-новому раскрываются сольные качества гобоя в поздних оркестровых произведениях Глинки – в «Арагонской хоте», «Камаринской», «Вальсе – фантазии».

В произведениях композитора важное место отводится и ангийскому рожку, подчёркивается его эмоциональное, а не колористическое начало. В ариях Сусанина и Ратмира рожок звучит наравне с голосом. В целом, гобой и английский рожок в музыке М.И.Глинки – это мелодические инструменты с ярким своеобразным характером и большими выразительными способностями.

Глинкинские традиции в трактовке гобоя получили своё развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки» и в операх А.С.Даргомыжского (1813 – 1869).

В Сочинениях М.А.Балакирева (1836-1910) гобой продолжает трактоваться как выразитель русского характера, но в то же время и как инструмент, способный передать восточный колорит. В этом можно легко убедиться,сравнив «Увертюру на три русские темы» Балакирева, где гобой проводит мелодию русской народной песни «Во пиру я была», с его симфонической поэмой «Тамара», в которой соло гобоя на фоне аккордов струнных и малого барабана имеет совсем другую окраску. Замечательные примеры использования гобоя А.П.Бородинм к «Князе Игоре» и М.П.Мусоргским в «Рассвете на Москва-реке» - оркестровом вступлении к опере «Хованщина» говорят о том,что композиторам – кучкистам удалось воплотить с помощью гобоя красоту и широту русского мелодизма. Что касается английского рожка, то композиторы в основном использовали его для передачи восточного колорита, о чём свидетельствует хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь».

Значительным этапом в использовании гобоя как выразительного оркестрового голоса является творчество Н.А.Римского – Корсакова (1844 – 1908). Великий русский композитор широко использовал красочную,изобразительную сторону звучания гобоя. Специально для гобоя с духовым оркестром он написал вариации на тему Глинки «Что красотка молодая», впервые исполненнные в Кронштадте в 1878 году гобоистом Ранишевским.

В музыке величайшего симфониста и мелодиста П.И.Чайковского (1848 – 1893) гобой отличается сердечностью, нежностью, задушевностью тона. В его партиях находит своё отражение богатейший диапазон человеческих чувств. Гобой чрезвычайно широко используется в симфонических и оперных произведениях Чайковского. С тонким чувством юмора написана вторая тема скерцо в Четвёртой симфонии,напоминающая по своему характеру несколько замедленный мотив трепака с нарочито выделяющимися «фальшивыми» интонациями.

Основные направления, в которых использовались выразительные средства гобоя в творчестве русских композиторо – классиков, получили своё дальнейшее развитие в музыке советских композиторов. Тёплая задумчивая лирика,колористичность звучания характерны для двух пьес «Песня» и «Песня без слов»,написанных специально для гобоя с фортепиано Р.М.Глиэром (1875 – 1956), который использовал этот инструмент , следуя традиям Н.А.Римского – Корсакова, А.К.Глазунова и С.И.Танеева.

Н.Я.Мясковский (1881 – 1950), в сложном и противоречивом творчестве которого нередко находили глубокое отражение трагические образы, мрачные настроения, чувство одиночества (особенно в предреволюционные годы), поручал гобою сольные эпизоды, используя его светлое звучание, иногда окрашивая его в грустные или горестно – лирические тона,как,например, в большом соло из второй части Пятой симфонии или придавая ему песенно – танцевальный характер, как, например, в Шестнадцатой симфонии.

Мелодичным, гибким, красочным и очень выразительным инструментом выступает гобой в балетах «Пламя Парижа», и «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева. (1884 – 1949). Большая роль гобоя в первом балете объясняется тем,что композитор широко пользовался приёмами стилизации старинной музыки и использовал фрагменты произведений Люлли, Глюка,Гретри, Керубини, Госсека, Мегюля, в оркестровых произведениях которых гобою нередко поручались ведущие партии. В 1939 году асафьев написал для гобоя и фортепиано сонатину, в которой гобой трактуется как виртуозный инструмент. Вместе в тем это произведение интересно как образец оригинального претворения русских мотивов в музыке.

С.С.Прокофьев (1891 – 1953) был создателем нового стиля,новых музыкально – выразительных средств игры на гобое. Хотя в его творчестве мы не найдём длительных,развёрнутых соло для гобоя, всё же можно утверждать, что роль этого инструмента в произведениях композитора очень велика. Знаток технических сторон инструмента,Прокофьев умел двумя – тремя штрихами в короткой реплике гобоя придать музыкальному образу характерность, резкую очертанность. В сцене «Джульетта – девочка» из балета «Ромео и Джульетта» композитор мастерски использует способность гобоя к чёткой,яркой атаке звука,гротесковому характеру в быстром стаккатто, для того чтобы отдельными репликами создать образ Джульетты – весёлой, беззаботной, шаловливой девочки.

В творчестве другого крупнейшего композитора,величайшего симфониста XX века Д.Д.Шостаковича (1906 – 1975) гобой используется в очень широком образно – художественном диапазоне. Таков гобой в одном из проведений темы нашествия в первой части седьмой симфонии. Каждая фраза темы звучит сначала у гобоя,затем октавой ниже повторяется у фагота. Шостакович как бы обнажает механическую природу этой жуткой темы. В скерцо Десятой симфонии композитор испотзует пронзительный тембр гобоя для воплощения образов зла и враждебных сил. Как и Прокофьев, Шостакович часто строит мелодику в партиях гобоев на широких скачках,с обилием неустойчивых звуков. Таково,например,большое соло гобоя в Десятой симфонии.

Формирование нового сольного концертного репертуара для гобоя,пожалуй, было начато в тридцатые годы XX века. В это время организуются различные ансамбли музыкантов – духовиков: квартеты,квинтеты.

В послевоенный период появляется ряд новых концертных произведений для гобоя. Среди них выделяется концерт В.Н.Цыбина – блестящего музыканта – флейтиста, педагога и композитора. Несмотря на то, что концерт не закончен(написана только первая часть), он оставляет у слушателей цельное впечатление. Виртуозность, высокая техника не заслоняют в нём мелодичности,красоты тем. Концерт привлекает своим внутренним благородством,большой динамичностью и содержательностью.

Интересный концерт для гобоя, струнного квинтета и ударных инструментов написал композитор Ю.А.Левитин. Бурная стремительная первая часть и финал с элементами гротеска образуют стройную трёхчастную циклическую композицию. Концерт этот часто исполняется как у нас в стране, так и за рубежом.

Л.К.Книппер создал пьесы для гобоя и фортепиано и интереснейший концерт – сюиту для гобоя,струнного квинтета и ударных инструментов,посвящённую К.Г.Паустовскому. Концерт написан в додекафонной технике, и всё же в нём преобладает мелодическая,осмысленная виртуозность.

Концерт для гобоя с оркестром А.Я.Эшпая,несмотря на определённые технические трудности, часто присутствует в репертуаре гобоистов. Русский мелодизм явно обозначен в этом интересном произведении. Первым исполнителем был А.Любимов.

Можно отметить достижения чувашских композиторов, которые создали произведения, исполняемые в России. Особенно следует отметить композиторов А.В.Асламасова, М.А.алексеева и др.

Из произведений сольного камерного плана,написанных в этот период, следует отметить сонату Н.И.Платонова и две сонаты Н.П.Ракова. вторая соната построена на сочетании современной мелодичности и нарочито – подчёркнутой виртуозности.

В искусстве игры на духовых инструментах и преподавания в России путь был неровный, извилистый. Немалые изменения произошли в музыкальной жизни в середине XIX века. Камерная и симфоническая музыка вышли за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большую роль в этом сыграло Пусское музыкальное творчество(РМО), созданное в 1859 году в Петербурге,а затем и в Москве.

Много сил и энергии отдал РМО замечательный русский пианист А.Г.Рубинштейн. По его инициативе в обществе были открыты музыкальные классы,где обучались дети на струнных и духовых инструментах, и, конечно, на фортепиано. На основе этих классов в 1862 году была создана первая в России Петербургская консерватория, директором которой стал А.Г.Рубинштейн. После открытия Петербургской консерватории началось зарождение профессионального музыкального образования исполнителей на духовых инструментах, в частности на гобое.

Первым преподавателем по классу гобоя в Петербургской консерватории был Г.Люфт – солист Императорской капеллы в Петербурге, работавший в ней с 1868 года. Его знал М.И.Глинка, А.Н.Серов часто обращался к Люфту за советами по инструментовке как к специалисту – гобоисту.

Люфт с усердием приступил к занятиям, одним из первых написал тетрадь этюдов, которая в наше время используется в процессе обучения, главным образом в вузах и училищах. Он проработал в консерватории семь лет, но вынужден был уйти,так как условия работы были крайне тяжёлые. Во – первых, в первые годы открытия консерватории обучение было платное, на духовое отделение, главным образом, зачислялись дети из бедных неимущих семей и более одного – двух лет в консерватории они не удерживались; во – вторых, возраст учащихся был самый разный, по всей вероятности желающих учиться было мало из – за сложности приобретения тростей. Эта проблема,к сожалению, существует и сейчас.

После Люфта профессором консерватории по классу гобоя был назначен чех В.А.Шуберт. Он стал одним из самых активных и почётных профессоров по классу гобоя, был награждём многими орденами и почётными званиями руководством императорских театров.

После Шуберта класс гобоя перешёл к В.Л.Геде, а затем место преподавателя по классу гобоя занял Ф.А.Ниман, талантливый музыкант, гобоист, автор первой русской школы игры на гобое. Он внёс определённую лепту в историю Петербургской консерватории, где вёл коасс гобоя с 1921 по 1936 год. Его учениками были известные гобоисты С.Т.Асоян, П.В.Наркусский, Б.А.Назаров. Параллельно класс гобоя вёл гобоист Ф.А.Коукаль. О его деятельности точных сведений нет.

С 1933 по 1978 год в Ленинградской консерватории преподавал известный русский гобоист А.А.Паршин, с 1958 по 1966 он заведовал кафедрой деревянных духовых инструментов. Закончив в 1915 году Петербургскую консерваторию по классу В.Л.Геде, он работал в сезонных сомфонических оркестрах и в оркестре Театра музыкальной драмы,а в 1918 году был приглашён в Мариинский театр. Здесь под руководством выдающихся дирижёров – А.Коутса, Н.Малько, Э.Купера, Б.Хайкина, Е.Мравинского – он проработал сорок лет. Лучшим учеником А.Паршина по консерватории был В.М.Курлин, он и возглавил класс гобоя после смерти своего учителя. Коллегой Курлина был К.Н.Никончук, выпускник Московской консерватории (1949) по классу М.А.Иванова. Его имя занесено на мраморную Доску почёта. После окончания консерватории он переехал в Ленинград и поступил в ассистентуру – стажировку Ленинградской консерватории, где его руководилелем был А.Паршин. Много лет он проработал в оркестре Ленинградской филармонии,заведовал кафедрой деревянных духовых инструментов Ленинградской консерватории, объездил все страны Европы, Америки и Азии. Среди его учеников следует отметить В.Соболева, Х.Чинакаева, и также А.Рязанова,Н.Шустова.

Многие годы профессор Г.Никитин возглавлял оркестровый факультет.

Как ранее упоминалось, в 1859 году было создано московское отделение РМО, которое затем стало самостоятельной организацией – Московским музыкальным обществом(ММО). С первых шагов своей деятельности ММО выступило организатором систематических концертов для горожан, стало основоположником музыкального образования в Москве, открыв в 1866 году Московскую консерваторию, которую возглавил брат А.Г.Рубинштейна – Николай Григорьевич Рубинштейн, высокообразованный музыкант, дирижёр.

В Московской консерватории со дня её основания в должности профессора по классу гобоя работал Э.К.Медер. Он прослужил здесь более двадцати лет, но из четырнадцати своих учеников выпустил в 1886 году лишь одного Е.Гуревича. По – видимому, Медер не мог заинтересовать учеников игрой на гобое, не всегда был строг к своей игре, хотя и играл в симфоническом оркестре. После Медера класс гобоя вёл Д.Линдер(с 1887 по 1897 год), а затем В.Н Денте. Лучшими из его воспитанников были Н.В.Назаров (окончил консерваторию в 1910 году), н.Н.Солодуев(1912), П.Левченко(1913).

В.Н.Денте(1859 – 1920) был выпускником Болонской консерватории, двадцать лет работал в оркестре Большого театра, а в 1907 году – в Московской консерватории. В его методе преподавания основным был инструктивный материал(гаммы, этюды, различные упражнения), но использовались и сочинения малоизвестных композиторов.

Последним иностранным преподавателем – гобоистом в Москве был Г.А.Гек, приглашённый в Россию в конце 80 – х годов XIX века. Исполнительская работа его протекала главным образом в Харькове. В качестве профессора Московской консерватории(до 1935 года) он выпустил замечательных гобоистов: Я.Куклеса, М.Иванова, Д.Харитонова, С.Краснова, К.Юдина, Ф.Тесситоре и др.

В 1935 после смерти Г.А.Гека преподавателем по классу гобоя в Московской консерватории становится Н.Н.Солодуев, бывший в то время солистом оркестра большого театра и педагогом музыкального училища при консерватории.

Н.Н.Солодуев поступил в консерваторию (1904) четырнадцатилетним мальчиком и успешно закончил её по классу профессора В.Н.Денте. Прекрасное владение игрой на гобое позволило музыканту сразу же после окончания консерватории занять место первого гобоиста и рожкиста в Московской опере Зимина. Затем он более 30 лет играл в оркестре Государственного академического большого театра; в 1946 году – получил звание заслуженного артиста республики; в 1966 – звание заслуженного деятеля искусств.

Лучшие ученики класса Солодуева: Н.Мешков, В.Нестеровский, В.Нестеров, М.Оруджев, С.Трубашник, В.Соболев, М.Хейфец и др. У этого замечательного педагога занимался и И.Пушечников.

В 1940 году, когда неожиданно ушёл из консерватории Н.Н.Солодуев, на должность профессора был приглашён заслуженный артист республики М.А.Иванов, ученик Г.А.Гека. За пятьдесят лет своей работы в оркестре он играл со многими выдающимися дирижёрами: С.В.Рахманиновым, В.И.Сафоновым, В.И.Суком, А.Никишем, Н.С.Головановым, С.А.Самосудом. В 1909 году Иванов играл в Париже в оркестре оперы С.П.Дягилева, а в 1911 – 1917 годах – в оркестре С.А.Кусевицкого. С 1917 по 1957 год он работал в качестве солиста – гобоиста в оркестре Большого театра. Среди его учеников можно назвать таких интересных гобоистов,как В.Петров, Е.Носырев, К.Никончук, Б.Евстигнеев, Ю.Кривов.

Н.В.Назаров до преподавания в Московской консерватории работал в оркестре Большого театра и позднее в Государственном симфоническом оркестре СССР. Его игра отличалась выразительностью, технической безупречностью, обаятельным звучанием. В 1933 году Назарову было присвоено звание заслуженного артиста республики. Преждевременная смерть(1941) прервала его педагогическую деятельность. Учениками Назарова были: Л.Кузнецов, Кошелев, А.Ананьева, М.Кунц, Ф.Гетман, И.Пушечников(по музыкальному училищу им.Гнесиных).

За последние тридцать лет в Московскую консерваторию влились талантливые педагоги – музыканты-гобоисты: М.М.Оруджев(1920 – 1994), лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов(Будапешт,1949), с 1945 по 1977 год – солист оркестра Большого театра, с 1966 – преподаёт в Московской консерватории; А.В.Петров(1913 – 1985) – великолепный гобоист, ученик М.А.Иванова,лауреат всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах(1941), солист оркестра Большого театра, с 1937 по 1972 год – солист Государственного академического оркестра, с 1975 года был преподавателем московской консерватории; Г.П.Керенцев(р.1932) – ученик Петрова, с 1980 – солист оркестра Большого театра, с 1965 по1985 год преподавал в Центральной музыкальной школе,с 1985 года – преподаватель Московской консерватории, профессор; А.Ю.Уткин(Р.1957) – лауреат международного конкурса «Концертино» - «Прага», ученик А.В.Петрова, с 1984 года работает в оркестре «Виртуозы Москвы», с 1985 года – преподаватель Московской консерватории,доцент; А.Н.Корешков(р.1951), - ученик М.М.Оруджева, лауреат Всесоюзного конкурса (Минск,1972), с 1978 – солист Большого симфонического оркестра радио и телевидения,ныне преподаёт в Московской консерватории.