Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философские проблемы медицины.docx
Скачиваний:
335
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
116.19 Кб
Скачать

1.Философия как мировозренческая и общеметодологическая основа медицины.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе 

-медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной,  т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

-теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

-а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки  диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода

Диалектический подход[135] основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм[136], нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Задача философии медицины, конечно,  не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель -  учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен  в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, современный врач обязан руководствоваться основными положениями теории систем, разрабатываемой в философии  естественно научном знании с сер. 19 века. Так, феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии. Биологическая структура объединяет динамичный субстрат (объект морфологии) с «оформленным» процессом (объект физиологии). До сих пор в медицине теоретическое признание единства структуры  и функции мирно уживалось с уверенностью в том, что в начале болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Достижения современной биологии и медицины, особенно молекулярной биологии, биофизики, генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции. Таким образом, системно-функциональный подход в медицине позволяет как исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат «частей и деталей», но живую систему, органично вписанную в природо-социальную реальность

Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

В ХХ веке создается синергетика как комплексное междисциплинарное направление в науке и метод научной деятельности. Синергетика изучает открытые, нелинейные, устойчивые системы, характерным примером которых может служить человек. Соединение усилий синергетики и медицины – одна из важных задач современной философии медицины. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Используя научный аппарат синергетики предлагается изучать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействия её частей. Очевидно, что любое патологическое изменение органа, ткани и т.д. служит источником возмущения не только этого органа, но и других, при этом возникает нарушение привычных связей систем и органов человеческого тела и формирование новых патологических связей, развитие которых трудно предсказать и, соответственно, предугадать формы прогрессирования заболевания.

Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами. И геокосмические системы, и человек представляют собой системы диссипативные (открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой). Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитного баланса, ферментного статуса крови синергетичны  (соответственны, связаны) со среднемесячной динамикой космических лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос[137] компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика становится способом не только познания, но и в частном случае – понимания и лечения человека как психосоматического существа. Синергетика влечет за собой новый диалог человека с природой, создание новой экореальности. Следует признать, что синергетика тесно связана с диалектикой и теорией систем, во многом пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а так же факторы случайности, необходимости и действительности.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что  теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скрупулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки,  безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания  различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов  создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.  Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную био-социальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через  призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.

Мировоззренческие основания медицины включают в себя всю совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма). Гносеологические основания медицины включают в себя совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания.  Сюда входят принцип конкретности истины, единства логического и исторического в познании, единства теории и эксперимента, принцип соответствия, отражающий соотношение между старой и новой теорией. В системе гносеологических оснований медицинской науки раскрываются взаимоотношения между индукцией и дедукцией, содержанием и возможностями различных методов построения теорий, проблема моделирования в медицине. Социологические основания медицинской науки включают в себя систему принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления. Этими вопросами занимается социология медицины. В нашу задачу не входит анализ всех этих оснований, за исключением методологических. Методологические основания медицины органически входят в структуру каждой теории, без них она не может выявить свою целостность, относительную завершенность («законченность»), свой мировоззренческий, гносеологический и социологический аспект. Марксистская философия вырабатывает общетеоретическое ядро научного мировоззрения в общей методологии исследования, раскрывает перспективы развития теории, ее политические, правовые, нравственные и эстетические аспекты. Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания — методологической интеграции научного знания. Методологическая интеграция — это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики. Методология теории медициныраскрывает роль философии как методологического основания теории медицины, соотношение общебиологических и философских оснований в теории медицины. Для медицины как прикладной науки, имеющей определенный объект и предмет исследования, число ее философских проблем конечно, как и совокупность важнейших принципов, входящих в систему ее оснований.  Эти проблемы могут быть в общих чертах решены уже в наши дни. Философские проблемы прикладных наук (технических, медицинских, сельскохозяйственных, юридических, педагогических) имеют свою специфику в том, что их философская проблематика опосредована проблемами естественнонаучной базы, на которую опирается прикладная наука: методологические проблемы теории медицины — это в значительной своей части философские проблемы биологии человека, взятые с учетом специфики объекта и предмета медицины, с учетом социальной сущности человека и его потребностей. К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, что диалектикоматериалистическая философия обеспечивает решение философских проблем лучше и адекватнее, чем любая метафизическая или идеалистическая философская система прошлого. Во второй половине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали блестящие образцы разработки философских оснований естествознания, обществознания, социальных проблем здравоохранения.  В. И. Ленин внес значительный вклад в дальнейшую разработку диалектикоматериалистических оснований естествознания, анализируя «кризис физики» конца XIX и начала XX века. Ленинские идеи союза философов и естествоиспытателей являются ведущим принципом единства философского основания науки и ее социального естественнонаучного базиса, диалектическим единством в разработке философских проблем естествознания и медицины. С возникновением марксистской философии начался новый этап взаимосвязи и взаимодействия философии и медицины. Ток реформации шел не только от новой философии, но и из недр самой медицины. В середине XIX века много писалось о необходимости «реформации медицины».  С такой попыткой в середине XIX века выступил Р. Вирхов — создатель целлюлярной патологии, человек, далекий от марксизма. Будучи патологоанатомом, Р. Вирхов вместе с тем считал, что одна патологическая анатомия такой реформации в медицине сделать не в состоянии. Еще в 1846 г. он писал: «Патологическая анатомия может, правда, начать реформу клинической медицины и медицинской практики, но довершить эту реформу она не в состоянии.  Если патологоанатом не желает довольствоваться своим мертвым материалом, замкнутым в простые пространственные отношения, то ему не остается ничего другого, как сделаться вместе с тем и патофизиологом». Далее Р. Вирхов указывал, что «подобно тому как патологическая анатомия развилась рядом с нормальной, так и патологическая физиология должна развиться совершенно независимо, рядом с нормальной физиологией». Немного позже В. В. Пашутин напишет, что многие патологи занимаются «деталями», «погрязли в эмпиризме», в изучении «частностей». Основной же задачей патологии является создание «обобщающей картины патологической жизнедеятельности».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]