Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономич.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
980.31 Кб
Скачать

Последствия членства в вто для российских внутренних налогов

Преследуя цели либерализации международной торговли, система ГАТТ/ВТО, особенно на первоначальных этапах своего функциониро­вания, закономерно концентрировала внимание на снижении импор­тных пошлин, т.е. тех барьеров, которые страны устанавливают на своих границах. По мере того, как в решении этой задачи достигались ощутимые успехи204, внимание во все большей степени начинает обра­щаться к тем инструментам экономической политики, которые могут использоваться для искусственного снижения конкурентоспособнос­ти зарубежной продукции уже после пересечения ею таможенной границы. Ощутимый рост интереса к данному аспекту регулирования объясняется еще и тем, что различные виды мирохозяйственных операций не только развиваются весьма динамично, но и усложняют­ся, усиливаются их взаимозависимость и взаимное переплетение. От­ражением этого стало, в частности, распространение сферы компетен­ции Всемирной торговой организации на международную торговлю услугами, защиту прав интеллектуальной собственности, определен­ные аспекты зарубежного инвестирования.

Среди упомянутых выше инструментов экономической политики заметное место принадлежит внутренним налогам. Следует особо подчеркнуть, что именно по отношению к ним государства традици­онно стараются в максимальной степени сохранить то, что принято называть налоговым суверенитетом. Ни о чем, в какой-то мере напо­минающем систему связывания импортного тарифа, здесь говорить не приходится. Вместе с тем, определенные ограничения в этой части правила ВТО все-таки устанавливают. Этому, в частности, посвящена статья III ГАТТ «Национальный режим внутреннего налогообложе­ния и регулирования». В ней прямо указывается: «Договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сбо­ры, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю прода­жу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регу­лирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны приме­няться к импортированным или отечественным товарам таким обра­зом, чтобы создавать защиту для отечественного производства».205

Важно иметь в виду, что второй из двух, наряду с РНБ, режимов, обеспечивающих соблюдение ключевого для всей системы ВТО прин­ципа недискриминации — национальный режим (НР) отнюдь не запрещает предоставлять импортируемой продукции различного рода льготы и преференции.206Как известно, отечественная практика де­монстрировала подобного рода примеры. По состоянию на середину 1990-х годов методика подсчета величины акциза на импортные и отечественные товары различалась.

Сумма акциза по ввозимым товарам подсчитывалась исходя из его ставки в процентах от таможенной стоимости. Например, если таможен­ная стоимость импортного подакцизного товара составляла 500 тыс.руб., а ставка акциза — 20%, то сумма акциза равнялась 100 тыс.руб. При налогообложении же отечественной подакцизной продукции ставка акциза в процентах устанавливалась в процентах к ее отпускной цене, включающей акциз. В этом случае сумма подлежащего уплате акциза рассчитывалась по формуле:

Оц х Са

Ас = ,

100 - Са

где Ас — сумма акциза в рублях;

Оц — оптовая цена в рублях;

Са — ставка акциза в процентах.

В результате при той же оптовой цене в 500 тыс.руб. и той же ставке 20% сумма акциза составляла 125 тыс.руб. т.е. на 25 тыс.руб. больше.

Хотя на первый взгляд это и может показаться неожиданным, но нормы и правила Всемирной торговой организации имеют непосред­ственное отношение не только к косвенным, но и к прямым налогам.207Объясняется это тем, что при определенных обстоятельствах применение последних в состоянии приводить к тем же экономическим последстви­ям, что и использование тарифных, а также и целого ряда нетарифных мер регулирования торговли. К числу соглашений ВТО, непосредственно затрагивающих вопросы прямого налогообложения, относятся Соглаше­ние по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по сельско­му хозяйству, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).208Рассмотрим каждое из них несколько подробнее.

Как известно, формы оказания властями различных уровней госу­дарственной иерархии финансовой помощи своим хозяйствующим субъектам весьма разнообразны. Многие из них интерпретируются международными нормами ведения торговли как субсидии. В этот разряд, наряду с прямым переводом денежных средств в виде дотаций или займов, попадают, в частности, и налоговые льготы.209В данном случае правительство, по сути дела, отказывается от всего либо от части причитающегося ему дохода в пользу налогоплательщика. Со­глашение по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает достаточно жесткие правила, разграничивающие запрещенные, «даю­щие основания для принятия мер»210и «не дающие основания для принятии мер» субсидии.211

К числу первых относятся экспортные субсидии в форме, например, «полного или частичного освобождения от уплаты, уменьшения или отсрочки прямых налогов». При этом «термин “прямые налоги” озна­чает налоги на заработную плату, прибыль, проценты, рентные поступ­ления, роялти и другие формы дохода, а также налоги на недвижи­мость».212Все это, безусловно, необходимо принимать во внимание, особенно с учетом того факта, что в нашей стране использование налогов в качестве действенного инструмента промышленной поли­тики традиционно находит большое количество сторонников среди различных кругов общества. Чрезмерная активность в данном случае может быть чревата введением в отношении российских производите­лей компенсационных пошлин. При этом не следует, конечно, забы­вать, что и нарушения рассматриваемого соглашения, допускаемые зарубежными государствами в отношении российских хозяйствующих субъектов, так же могут повлечь за собой введение Россией соответ­ствующих мер защиты.

В рамках системы ГАТТ/ВТО торговля сельскохозяйственной продук­цией не столько в силу присущей ей специфики, сколько исходя из особой роли этого сектора национальной экономики, традиционно рас­сматривалась отдельно от торговли промышленными товарами.213Отра­жением этого факта является заключение Соглашения по сельскому хозяйству в качестве самостоятельного документа Всемирной торго­вой организации. В интересующем нас контексте он устанавливает отличные от Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам правила поддержки сельскохозяйственных производителей. Однако и здесь субсидии, запрещенные в одних случаях, подлежащие жесткой регламентации — в других, включают в себя “бюджетные расходы” или “расходы” с учетом «неполученных доходов».214

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам появилось в пакете ВТО совершенно закономерно. Это было связано с довольно широко распространенной, в том числе и в России, практикой. Суть ее в том, чтобы обусловливать даваемое иностранным инвесторам разрешение на реализацию того или иного проекта тре­бованиями, которые непосредственным образом влияют на направле­ние и структуру торговых потоков, «искажая» последние.215Наиболее очевидными примерами подобного рода являются установление оп­ределенной доли отечественных компонентов в общей стоимости производимого изделия (так называемый показатель локализации) и требование экспортировать определенную часть выпускаемой про­дукции. В соответствии с ТРИМс, такие обременения объявляются «вне закона». На первый взгляд к налоговой сфере это не имеет непосредственного отношения. Однако, среди прочих запрещенных мер, соглашение упоминает и формально добровольно осуществляе­мые хозяйствующим субъектом шаги по ограничению торговли, «со­блюдение которых необходимо для получения льгот»216, включая, есте­ственно, и налоговых. Россия по условиям присоединения к Всемир­ной торговой организации обязана к 1 июля 2018 г. выполнить все налагаемые на ее членов ТРИМс обязательства.

Наконец, последний из перечисленных выше документов — Гене­ральное соглашение по торговле услугами. Особенности услуги как экономического блага обусловливают специфику ее оказания потре­бителю в системе международной торговли. ГАТС определяет 4 следу­ющих способа поставки услуг:

  1. с территории одного члена на территорию любого другого члена;

  2. на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена;

  3. поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присут­ствия на территории любого другого члена;

  4. поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена.217

В контексте рассматриваемой проблемы интерес представляют 3-й и 4-й способы. Действительно в обоих этих случаях поставщик услуги оказывает ее, находясь в стране проживания потребителя, и в боль­шинстве случаев одновременно выступает там в качестве налогопла­тельщика. Хотя в ГАТС понятие «национальный режим» не носит столь же универсального характера, как в ГАТТ218, но все равно здесь возникает проблема соблюдения принципа недискриминации при­менительно к происхождению не только самой услуги, но и ее поставщика. Подобная недискриминация в целом должна распрост­раняться и на сферу налогообложения.

Подводя итог изложенному выше, хочется обратить внимание на следующий момент. При всей важности присоединении к ВТО значе­ние этого шага для национальной налоговой системы не следует переоценивать. Нормы и правила ВТО задают лишь некоторые пара­метры ее функционирования, которое, в конечном итоге, определяется целым рядом факторов, зачастую не имеющих непосредственного от­ношения к международной торговой системе. Более того, во многих случаях (например, при связывании тарифа) принятые на себя Россией обязательства устанавливают лишь верхние предельные значения соот­ветствующих показателей. В какой мере приближаться к этим преде­лам — зависит только от нашей страны. Применительно к другим аспектам, таким как введение компенсационных и антидемпинговых пошлин, ВТО отнюдь не обязывает своих членов применять эти инст­рументы торговой политики. Соглашения лишь предоставляют опреде­ленные возможности, степень использования которых зависит от уме­ния и желания участников организации. Вместе с тем, с большой доле уверенности можно утверждать, что присоединение к Всемирной тор­говой организации будет способствовать тому, что российская налого­вая система будет более прозрачной и предсказуемой.