Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
29.7 Кб
Скачать

48

Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи

Принципы работы с художниками

49

то живописец, график, скульптор, акционер или инсталлятор не имеют твёрдых гарантий оплаты за неконтролируемые ими выставки, пере­продажи или репродуцирование произведений. Такой правовой «бес­предел», к сожалению, повсеместен. Правда, Р. Раушенберг поставил вопрос о необходимости информировать и выплачивать художникам проценты от перепродаж (новых продаж) произведений. Действитель­но, картина могла быть куплена в ранний период творчества художни­ка сравнительно недорого, но спустя время имя мастера становится до­рогим брендом, его старые произведения взлетают в цене. Владельцы произведений, не ставя автора в известность, продают, экспонируют, репродуцируют его работы. Автор стремится находиться в процессе движения созданного им символического капитала, получать известия о его перемещении и получать законный авторский доход от оборо­та созданного им символического капитала. Каждый художник имеет право знать, в каких коллекциях или у каких новых владельцев оказа­лись его работы, по каким ценам продаются, в какие музеи поступают. Такое правовое неравноправие писателя, композитора, режиссёра и художника объясняется различными формами существования про­изведений, с одной стороны, литературы, музыки, кино и иных видов массового искусства и, с другой стороны, произведений живописи, графики, скульптуры, инсталляций, перформансов, фотоискусства. Литература и кино пограничны с производством — издательством и киноиндустрией, получают широкое распространение через магазины, библиотеки и кинопрокат, а живопись, графика, скульптура существу­ют в единичном числе, принципиально не тиражируются и массово не потребляются. Произведения изобразительного искусства обладают не меньшей символической ценностью, чем произведения популярно­го искусства, хотя в правовом смысле они слабее защищены. Это отно­сится также к вопросам владения. Так, по-видимому, цивилизованная форма владения произведениями изобразительного искусства должна подтверждаться документально: сертификатом о приобретении в ма­стерской автора, в галерее или на аукционе или дарственным докумен­том, оформленным по существующим правилам. Несколько лет назад поднимался вопрос о необходимости официальной переписи произве­дений антикварного искусства с целью их охраны и выяснения условий частного хранения, но реального развития эта инициатива не получи­ла. Резоны понятны: коллекционеры не стремятся раскрывать тайны частных владений и процессы «чёрного рынка». Правовая и фактиче-

екая запутанность этого вопроса заключается в тесном переплетении различных форм капитала, цены и стоимости, ценностей материаль­ной и символической. Символический капитал произведения заключа­ется в его объективных достоинствах и определяет меру его стоимости и, следовательно, цены. Поэтому галерист, артдилер или коллекционер ощущают себя владельцами сокровища, которое можно созерцать и по­лучать от этого эстетическое удовольствие, можно продать, получить деньги, но также возможно его утратить. Кроме этого, символический капитал произведения искусства имеет ярко выраженную субъектив­ную форму, поскольку произведение органично связано с авторским видением и мироощущением, отраженными в произведении. Эти фак­торы наравне с известностью оказывают влияние на формирование цены. Поэтому произведение искусства нельзя отождествлять с ма­териальными ценностями. Материальность здесь обнаруживает себя лишь при переходе символического капитала в экономический.

Права собственности на произведения изобразительного искус­ства отождествляются в обыденном сознании с правами собственно­сти на движимое имущество (мебель, утварь). Действительно, инте­рьер помещения складывается из столов, шкафов, картин и скульптур. Частная собственность на предметы повседневной жизни охраняется законом от посягательств отчуждения (воровства). Между тем статус произведений изобразительного искусства требует уточнения прав собственности и их фактического ограничения. Так, например, уни­чтожение произведений искусства не может быть тождественным уни­чтожению негодной мебели, поскольку «старость» лишь увеличивает стоимость и, в данном случае, цену картин, рисунков и скульптур. Кро­ме того, произведение искусства не является только личной собствен­ностью, но выступает достоянием художественной культуры. Поэтому уничтожение произведений искусства выступает не только как уни­чтожение сокровищ.

Когда в тоталитарных обществах власть осуществляет уничтоже­ние произведений искусства, то они уничтожаются не как сокровища, но как символический капитал. «Права» произведений искусства диф­ференцируются в зависимости от величины их художественной цен­ности. Слабое и непрофессиональное произведение не может претен­довать на высокий статус. Но и этот вопрос очень условен. Достаточ­но вспомнить «непрофессиональные» произведения Пиросмани или Панкова, позднее украсившие музейные экспозиции.

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело