Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
30.21 Кб
Скачать

130

Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи

их на прямоугольные планшеты. Создаётся образное решение порой весьма отвлечённых исторических понятий или злободневных ситуа­ций прошлых и наших дней. Однако реакции даже неподготовленного зрителя всегда адекватны смыслу произведения. Пересказать простые композиции В. Воинова невозможно — сразу утрачивается то, что в японской эстетической культуре называлось «скрытым очарованием вещей». Истинная аура предметности не может быть передана обра­зом, зафиксированным в слове.

На Пушкинской улице, в доме № 10, в знаменитом «Арт-центре» нонконформистского искусства «Свободная культура» имеется ма­стерская и небольшой музей работ В. Воинова под названием: «Пере­ход через Стикс». Посетитель музея, как Данте в своей «Божественной комедии», посещает и реанимирует предметную среду недавнего про­шлого. Живые души вещей воскрешают бесконечную вереницу ассо­циативных образов, связанных с этими вещами бесконечными связя­ми. Художественный образ ассамбляжа движется по пути обыденной вещественности, но преодолевает ее жесткие границы. Художествен­ным интегратором становится информативный намек и безграничная чувственно-духовная атмосфера, создаваемая составленными пред­метами. Музейная среда забытых вещей преодолевает свой пыльный склеп, оживая в ауре художественного образа. Зритель превращается в очевидца событий. Провокации старых предметов, наэлектризован­ных в культурном обращении, играют роль проводников, минуя при этом вербальную коммуникацию.

4. Художественное изменение «найденных» объектов. Перестанов­ка местами смысла и смена акцентов в скульптурных композициях. К художникам, занятым подобным творчеством, относится немецкий скульптор Т. Вирних. Основная задача, которую решает художник, — соотношение внешнего и внутреннего. Это касается как формы, так и содержания. Его произведения остроумно акцентируют амбивалент­ную природу многих предметов, а порой выявляют скрытую агрессив­ность сущности и явления. Своим невниманием и высокомерием че­ловек провоцирует вещи. Месть вещей выражается в иронии, которую ощущают многие потребители. Так, можно запутаться в собственных брюках или больно удариться о ручку кресла. Писатель Юрий Олеша в своем романе «Зависть» тонко подметил культурную самостоятель­ность и независимость привычных предметов, назвав это явление «бун­том вещей». Т. Вирних сделал многие объекты непригодными к упо-

Элитарное и массовое искусство в пространстве галереи 131

треблению, заполнив их внутреннее пространство, «материализовав» тем самым невоспринимаемую, лишенную образа и формы пустоту. Одним из его произведений является «Бельгийский шкаф с глиняными кирпичами» (1989), находящийся в коллекции Людвига, подаренной Русскому музею. Материал — деревянный шкаф и глиняные кирпичи. Название и материал точно отражают суть произведения, поскольку представлен самый простой и обыкновенный шкаф с двумя дверцами и тремя полками, которые до-верху заполнены кирпичами, собственно­ручно сформованными автором. Художник перевел деревянный шкаф из мира повседневности в мир искусства. Заполнив шкаф кирпичами, Т. Вирних сделал его функцию хранения наглядной, очевидной и в то же время уничтожил ее, сделал бессмысленной. Обыкновенные кирпи­чи, доверху заполнившие шкаф, стали удельной мерой содержимого в шкафу и тем самым свели его смысл к абсурду. Общим пафосом подоб­ных акций является пересмотр очевидного, что само по себе является эвристически полезным. Очевидное — главный аргумент массового сознания — очень часто наполнено случайными, проходящими смыс­лами. Тихая, незаметная жизнь вещей, идущая параллельно, а иногда пересекающая человеческую, вдохновляет многих художников. Равно­душие и, наоборот, участие предметного мира в драме человеческой жизни — мистическая загадка, в которой хочет укрыться повседнев­ность. Нет сомнения в том, что пропасть между человеком и вещью будет только увеличиваться, поскольку конвейерное производство рас­ширяется, вещей, не имеющих названий, становится слишком много. Свою уникальность вещь сможет найти и сохранить в искусстве. В про­цессе превращения вещи в произведение искусства возможно преодо­леть равнодушие промышленной функциональности. Следовательно, строительство инсталляций и создание перформансов, свойственные современному «актуальному» искусству, будут находить все более изо­бретательные формы. Уникальность, ее поиск и формулирование — главный аргумент элитарного сознания. Переоценка и пересмотр зна­чений мира вещей характерны для постмодернистского искусства.

Поиски предметной выразительности сопровождаются фотогра­фическим фиксированием этой действительности. Фотография, как бастард-кукушонок, настойчиво вытесняет из гнезда своих законно­рожденных собратьев — живопись и графику. Фотообразы оказались более способны занять изобразительную нишу, вписаться в совре­менный лаконичный интерьер и завоевать с помощью репортажного

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело