Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
29.7 Кб
Скачать

112 Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи

маргиналами, недоучившимися, но честолюбивыми художниками, стремящимися реализовать свой потенциал или добиться славы и сформировать доступный их мастерству символический капитал. Ху­дожники-нонконформисты были такими маргиналами, открыто ис­пользовавшими «запретные» приёмы и образные структуры изобра­зительного искусства. Влияние маргиналов особенно ощутимо сейчас в постмодернизме, осваивающем как периферийные пространства поля искусства, так и осуществляющем активную экспансию в иные поля и пространства — в историю, психологию, экологию, медицину, кулинарию и др. Постмодернистские художники используют в своей продукции магическую и религиозную практики. Художники-марги­налы расширяют потенциальное пространство искусства, предостав­ляя творческой элите инструментальные и конструктивные возмож­ности, взятые из других видов деятельности. Маргиналы, таким обра­зом, укрепляют собственные подчинённые и зависимые позиции. Не­возможность и нежелание подражать классикам толкает их на поиск оригинального пути, выходящего порой за границы искусства. Так, практика концептуализма, несомненно, расширяющая поле искусства, опирается на философскую или иные теории, компенсируя авторскую неспособность или невозможность выразить эти идеи чисто художе­ственными средствами. Между тем парадоксальное использование смыслов иных полей, их специфическая интерпретация художника­ми превращает этот чужеродный материал в произведение искусства. Поле искусства расширяет свои пределы, вовлекая всё новый материал в сферу художественного освоения.

Специфика формирования символического капитала произведе­ния находится в зависимости от региональных особенностей, в кото­рых созревает и творчески работает художник. Национальные черты культур формируют семантический контекст, содержащий имманент­ный порядок раскрытия смысла художественного текста. Иначе, адек­ватное восприятие и интерпретация произведения возможны только в привычном культурном пространстве, в котором произведение соз­давалось. Это не исключает вероятного успеха в иных региональных контекстах. Так, отечественный супрематизм, возникший на основе западноевропейского кубизма, оказался весьма востребованным на мировом рынке искусства. Стабильно высокие цены на мировых аук­ционах отражают эту востребованность. Региональный характер твор­чества группы «Митьки» ознаменовался в отечественном поле искус-

Произведения искусства как символический капитал 113

ства необыкновенным успехом, выразившимся даже в мифологизации «митьковского» стиля жизни, но оставил равнодушным европейского ценителя изобразительного искусства.

Иногда успешные продажи художника в странах Европы стано­вятся условием высокого оборота символического капитала в отече­стве. Художники всегда охотно перечисляют музеи, галереи и места хранения своих картин в зарубежных странах, как бы заявляя о гаран­тии высокого качества и актуальности произведений. Успех на между­народном рынке искусства чаще всего, но не всегда, является верной гарантией мастерства и современности мастера.

Художнику всегда помогает сознание относительности успеха в поле искусства. Так, художники, не имеющие возможности продавать произведения, утешают себя мыслью о двусмысленности критериев успеха. Всегда действительный провал на арт-рынке можно извинить и объяснить «временностью» неуспеха. Признание товарищей по цеху неопределённо и часто основано на субъективных симпатиях или антипатиях. Но коллективный самообман творческого братства под­держивает общий тонус уверенности в будущей позитивной оценке наследия художника. Что касается символического капитала и возрас­тания его прибавочной стоимости, то, действительно, прогнозы здесь весьма приблизительны. Показателен пример Ван Гога, неизвестного при жизни и почти ничего не продавшего, но теперь, спустя столетие, его картины продаются на мировых аукционах за десятки миллионов долларов.

Очень немногие среди агентов поля искусства способны точно прогнозировать возможные повороты элитарного и массового вкуса. Каждый галерист должен задумываться о метаморфозах контролируе­мого им символического капитала и предполагать возможности его не­обыкновенного взлёта или скорого падения, которые обеспечиваются в современном искусстве именно совокупностью полевых сил.

Субполе массового искусства также дифференцировано принад­лежностью к двум полюсам: к одному относятся художники, добивши­еся успеха в кругах деловой и политической номенклатуры, освещен­ные модой и популярностью; к другому — средней руки коммерческие художники, получающие скромные заказы и зависимые от мнений и оценок невзыскательной публики. Если в субполе «буржуазного» ис­кусства создаётся и оборачивается символический капитал, освящён­ный ценностями высокой престижности и сопровождающийся высо-

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело