Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
29.7 Кб
Скачать

128

Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи

в живописную поверхность, выступает проводником в вещественное многообразие всего предметного мира. Такое использование реальных вещей характерно, например, для живописных работ московского ху­дожника О. Рабина, живущего в Париже. Он включает в живописный холст реальную детскую куклу, или стоптанный ботинок, или пачку папирос. Индустриальные пейзажи приобретают свойство настоящей предметной манифестации. Фантомность предметов излучает действи­тельную угрозу. Вещь, включенная в произведение искусства и лишен­ная своей родовой функциональности, превращается в монстра, как ожившая кукла. Слепок человеческого мира мстит своему творцу за бессмысленное превращение. Человеческое, застывшее в предмете, не находит функционального разрешения и превращается в агрессивную деструкцию. Происходит как бы ритуальное поедание детьми своего отца. Человека пожирают продукты его деятельности. Современный человек может испытывать ужас от созерцания сотворенного им мира. Апокалипсические мотивы постоянно вплетаются в художественную образность современного искусства. Ассоциации воображения сдела­ют свое дело. Ассоциативный мир, разбуженный предметом, помещен­ным в произведении, надолго увлечет внимательного зрителя, а поле ассоциаций создаст необходимую иллюзию содержательности и закон­ченности. Талантливый живописец всегда сумеет найти необходимую меру созданного и включенного, преодолеть эффект благополучного оазиса для зрителя и для произведения. Предмет, таким образом, ин­тимно приглашает зрителя, как старого знакомого, войти в живопис­ное пространство картины, оказаться в его «содвижении» и взять ча­стицу своей драматической истории.

2. Предмет, включенный в картину, всегда создает необходимый акцент. Для современного изобразительного искусства характерно стремление к поиску наиболее выразительных образов. История ис­кусства дает богатый материал таких находок у старых мастеров. Со­временные художники, опираясь на этот материал, предлагают порой парадоксальные решения традиционных, повторяющихся в истории искусства сюжетов. Для этой цели применяются реальные предметы или приемы, создающие иллюзию полной достоверности. Они при­ковывают внимание зрителя неожиданным включением. Так, петер­бургский художник А. Герасимов использует в своих работах реальные предметы, превращенные в своеобразные метафоры и вплетенные в контекст живописного поля. Это могут быть засушенные стрекозы,

Элитарное и массовое искусство в пространстве галереи 129

лепестки цветов, плоские раковины, фрагменты печатных текстов или старые письма. Художник маскирует реальность, придавая объектам необходимый колорит, и скрывает складками пастозных мазков их жи­вую манифестацию. Однако маска не прирастает к лицу, и иная, нежи­вописная природа, как неожиданный крик на улице, заставляет оста­новиться, вздрогнуть от прикосновения реальности. Спокойное созер­цание живописных изысков прерывается иным бытием пространства и времени. Произведение существует «пунктирно», соединяя в себе различные координаты, ментальные параметры и вещественные каче­ства.

Полифункциональность и разнокачественность образа, существу­ющего в различных измерениях, провоцируют зрителя, теряющего привычную опору воображаемой иллюзии. Остановка перед реальным предметом, адаптация к рельефу живописной местности дают повод для раздумий и эвристических открытий как в живописном, так и в реальном мирах.

3. Творческая комбинация различных предметов создает художе­ственно-образную атмосферу законченного произведения. Такие пред­меты могут быть объединены устойчивыми ассоциативными связями по смежности, по близости или по контрасту значений. Очевидно, что вещи и различные предметы жизненного обихода всегда отражают время или эпоху. Одни из них меняют свое предназначение, функци­онально деформируясь, другие становятся ненужными и забываются, сохраняясь только как фрагмент музейной экзотики или историческо­го интерьера.

Зритель, как правило, точно чувствует нюансы вещей и умеет при­близительно классифицировать даже неизвестные артефакты. Соглас­но платоновскому толкованию, вещам предшествуют их идеи (поня­тия) и ими определяются. Историческая эрудиция зрителя становит­ся путеводным компасом в изучении подобных произведений. Знаки времени необходимо уметь читать, а предметный алфавит складыва­ется из опредмеченных человеческих способностей. Петербургский художник В. Воинов занимается уникальным видом изобразительного творчества, используя старые, вышедшие из употребления вещи до­машнего обихода, а также бланки, коробки, справки, жетоны и тало­ны, древки старых знамен, штыки и даже стулья и многое другое из оставшегося от предыдущих времен. Художник комбинирует эти зна­ки прошлого в лаконичных выразительных ассамбляжах, прикрепляя

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело