Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОСЫ 2010 / Билет № 5.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
26.77 Кб
Скачать

Экзаменационный билет № 5

  1. Этапы развития психики в филогенезе: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

  2. Понятие социализации личности. Цели и задачи социализации.

  3. Проектирование структурно-содержательных компонентов образовательной среды.

  1. Этапы развития психики в филогенезе: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

Проблема возникновения психики в эволюции.

Психика - существующее в различных формах св-во высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающее их ориентацию и деятельность.

Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребёнка с другими людьми у него формируется человеческая психика. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворённость природы, всей природе, всему миру присуща психика (камню в том числе);

3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присущее и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo Sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий, для добывания пиши при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приёмы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции. Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребёнка развивается сложным опосредованным путём. Психику ребёнка, младенца нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребёнка и психики матери. Фрейд отмечал, что "мать учит любить ребёнка", она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребёнка, поскольку мать (её образ) является для чувств и восприятия ребёнка действительно центром всех актов, всех благ и неприятностей. Следующий этап развития сознания - идентификация ребёнка с матерью. Эта идентификация является первичным человеческим отношением. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым образом относиться к нему. Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - "совместному знанию", и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.

Могут быть выявлены главные тенденции развития психики:

- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения.

Существует два важных общих положения:

1) Как показал А.Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

2) Имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Уровень психического развития животного определяется (К.Э. Фабри) сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

Периодизация эволюционного развития психики.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1) стадию элементарной сенсорной психики;

2) стадию перцептивной психики;

3) стадию интеллекта.

К.Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих.

Затем Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.

Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий.

На низшем уровне этой стадии, т.е. обладают лишь зачатками психики, относятся многие простейшие. Простейшие способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве: в толще воды, по поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоема. У простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Опыты Ф. Бромштедта: парамецеи, заключенные в квадратный сосуд и привыкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную форму траектории и будучи перемещенными в круглый сосуд.

Некоторые данные заставляют предположить, что простейшие способны также к ассоциативному научению, т.е. к выработке условных реакций. В ряде опытов освещение (или затемнение) части сосуда, в котором находились туфельки, сочеталось с "наказанием" (повышенная температура, эл. ток). В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение.

Т.о., поведение простейших иллюстрирует ряд рассмотренных выше общих положений.

1) Простейшие реагируют на абиотические воздействия среды, на отдельные ее свойства (признаки психики вообще и ее элементарной сенсорной формы в частности)

2) Отчетливо выступает приспособительная функция психики: здесь она выражается в ориентировании поведения (+и- таксисы), а также, хотя и в самых элементарных формах, в изменении поведения в результате индивидуального опыта.

Наконец, как показали специальные исследования, высшие представители простейших превосходят по сложности своего поведения некоторых примитивных многоклеточных животных, подтверждая положение об отсутствии соотнесения между уровнями биологического и психического развития.

Чтобы представить себе, насколько сложным может оказаться поведение на стадии элементарной сенсорной психики, перечислим наиболее удивительные способности представителей уже высшего уровня этой стадии. К таким представителям относятся, в частности, кольчатые черви. Морские кольч. черви строят домики-трубки из частиц, которые они собирают на дне. Если в такой домик заползает чужак, хозяин вступает с ним в бой. Многощетинковые черви и даже полипы научаются после нескольких проб дифференцировать по побочным физическим признакам кусочки настоящей пищи и "подделки" в виде комков бумаги, смоченных соком жертвы.

Cтадия перцептивной психики. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

На данной стадии находятся наиболее знакомые нам животные, прежде всего позвоночные, начиная с рыб и кончая млекопитающими, в т.ч. приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски.

Пожалуй, самое общее, что объединяет это разнообразие, заключается в чрезвычайном разрастании и усложнении "промежуточных" или "предваряющих", форм поведения на пути к конечным биологическим целям. Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения - ухода, то теперь такие "реакции" превращаются часто в развернутую многозвенную цепь действий. Достаточно вспомнить многие совершенные способы добывания пищи, защиты от нападения, строительства жилищ, не говоря уже о сложном ориентировочно-исследовательском поведении высших животных.

Более сложное строение деятельности у представителей перцептивной психики А.Н. Леонтьев выражает через идею выделения операций.

Операции - это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Следуя этой мысли А.Н. Леонтьева, можно сказать, что для дождевого червя (представителя сенсорной психики), который освоил в лабиринте путь к пище, образ пищи (предмет потребности) и путь к ней (условия) еще слиты в единый нерасчлененный образ - комплекс свойств. Он прилаживается к траектории пути, и при ее изменении он снова должен пройти период обучения новой траектории.

В отличие от этого собака способна воспринять как независимые предметы пищу и преграду на пути к ней. Если преграда окажется другой, то животное с места изменит способ ее преодоления. Т.о., в деятельности собаки способ, которым она достигает цели, вычленился из ее общего движения к цели и приобрел относительную самостоятельность.

Рассмотрим основные особенности психики животных в виду их отличия от психики человека.

Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия, т.е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.

Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их "разумности". Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о слепоте, машинообразности инстинктов.

Вместо "разумности" следует говорить о биологической целесообразности инстинктов, а вместо "слепоты" - об их фиксированности, или ригидности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания.

Каждый поведенческий акт состоит из 2-х основных фаз: поисковой (или подготовительной) и завершающей. Чем выше психическая организация животного, тем более развернута и продолжительна поисковая фаза.

Для понимания биологической предыстории специфически человеческих форм поведения относятся прежде всего язык и общение животных, а также использование ими орудий. Важнейшее отличие языка животных от языка человека состоит в отсутствии у него семантической функции. Другое отличие - его генетическая фиксированность. Язык животных - закрытая система, содержащая ограниченный набор сигналов. Язык человека - открытая система: он непрерывно развивается, обогащаясь новыми понятиями и структурами.

Итак, главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, - это подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Человеческое же общество возникло на совершенно другой основе - на основе совместной трудовой деятельности, неизвестной и недоступной животным. Человек вышел из-под власти биологических законов и с определенного момента антропогенеза стал подчиняться законам социальным.

Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из биологических предпосылок антропогенеза. Безусловным фактом остается неспособность животных изготавливать орудия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань, которая отделяет животных от человека. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда.

Особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека:

1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами.

2. Животные не способны планировать своих действий.

3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.

Соседние файлы в папке ГОСЫ 2010