Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзпатфиза.doc
Скачиваний:
480
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
552.96 Кб
Скачать

2. Современные представления о болезни.

Следует отметить, что многие ученые — клиницисты и патологи России того времени (И.М. Сеченов, А.А. Остроумов, С.П. Боткин, В.В. Пашутин и др.) уже стояли на позиции дарвинизма и отнеслись с резкой критикой слабых сторон целлюлярной патологии. Подход к защитным приспособительным реакциям организма как к реакциям, выработанным в процессе эволюции и закрепленным наследственностью в определенных исторически обусловленных формах, устранял возможность теологического их толкования. Отечественные клиницисты и патологи, признавая биологическое единство физиологических и патологических процессов в норме и при болезни, отнюдь не понимали это единство как торжество. Физиологические реакции при болезни выступают в новых, не встречающихся при нормальном течении жизни сочетаниях, но закономерно своеобразных для данной ситуации. Формируется взгляд на наследственные заболевания, индивидуальные особенности предрасположения к болезни и сопротивляемость организма. Особое внимание привлекают этиологические аспекты болезни, роль окружающей среды и социальных факторов в возникновении болезни. Истинно материалистические, правильные представления на сущность болезни были даны в трудах великих русских ученых С.П. Боткина, А.А. Остроумова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Д. Сперанского и др., которые с позиций детерминизма болезнь рассматривали в целостном организме и в связи с окружающей средой.

Таким образом, во второй половине XIX века возникло функциональное направление в понимании сущности болезни. Важнейшей заслугой И.П. Павлова и его учеников (К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) является изучение роли нарушений деятельности нервной системы и ее высшего отдела – коры головного мозга в механизме возникновения, развития болезни и выздоровления. Учение И.П. Павлова вскрыло огромное значение второй сигнальной системы и словесного раздражителя в этиологическом, патогенетическом и профилактическом отношениях. Эта новая теория в патологии вошла в науку под названием нервизма.

Согласно теории нервизма, нервная система, возникнув на определенном этапе эволюции, развиваясь, опередила другие системы, приобрела «власть» над ними. Она взяла на себя обеспечение связей организма с внешней средой. Наконец, у человека возникла еще и «чрезвычайная прибавка» в виде второй сигнальной системы. Организм, таким образом, целостная система, в которой все части координируются нервной системой.

Нервизм полностью изменил представления о сущности болезни, их этиологии и патогенезе. Принципиально новым явилось представление о том, что болезнетворный фактор может вызвать болезнь, действуя на рецепторы. И.П. Павлов, давая определение понятия болезни, говорил, — «болезнь — это есть нарушение равновесия организма с окружающей средой, причем это качественно новый процесс, который ограничивает приспособляемость организма к внешней среде». При этом следует иметь в виду, что внешняя среда для человека является социальной средой. Единство социального и биологического создает ту особую картину, которая характеризует болезнь человека. С.П. Боткин писал, что реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность больной жизни. По И.П. Павлову организм существует в окружающей среде благодаря постоянному уравновешиванию (безусловно, на самом деле, это активное неравновесное состояние со средой в физиологическом понимании). Это уравновешивание с окружающей средой осуществляется благодаря восприятию раздражителей, которые попадают в организм из внешней среды и реакций, которые возникают в организме. Причем основой приспособительных механизмов организма является нервная система – рефлекторная реакция. Это – простые и сложные, безусловные и условные рефлексы. Однако, простые и безусловные рефлексы не могут обеспечивать полное равновесие организма к изменяющимся условиям окружающей среды, поэтому в этих условиях рефлексы обеспечивают подвижность и приспособляемость организма.

Болезнь развивается в результате воздействия на организм «чрезвычайных раздражителей» (И.П. Павлов). При воздействии чрезвычайного раздражителя, прежде всего, изменяет свою работу наиболее чувствительная ткань – периферические рецепторы анализаторов и возникают различные безусловные рефлексы и условно-рефлекторные реакции. По И.П. Павлову все эти реакции рефлекторного происхождения, которые возникают при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя, в зависимости от их длительности, интенсивности, времени возникновения могут иметь двоякое значение защитное и патологическое.

Защитное их значение – «физиологическая мера против болезни» (И.П. Павлов) – мобилизация организмом всех средств защиты против болезни. В этом отношении следует всегда помнить известный тезис И.П. Павлова, что организм – это «… система в высочайшей степени саморегулирующаяся, поправляющаяся и даже совершенствующаяся». Ведущую роль в организме в смысле защиты И.П. Павлов придавал нервной системе и нервно-рефлекторной деятельности (простые и сложные, безусловные и условные рефлексы). Чихание, кашель, рвота и т. д. по своей сути защитно-приспособительные рефлекторные акты. Для практической деятельности врача важно различать защитно-приспособительные реакции и патологические изменения. Первые из них врач должен своими лечебными мероприятиями сохранять или даже усиливать, а вторые – ликвидировать. Лихорадка и воспалительные реакции по своей эволюционной сущности защитные реакции, но, в то же время, они составляют суть многих и весьма тяжелых заболеваний у человека в зависимости от степени их выраженности и длительности периода болезни. Эти защитно-приспособительные реакции могут подчас играть и патологическую роль. Обильное слюноотделение нервно-рефлекторного происхождения при воздействии болезнетворных факторов (ожог кислотой слизистой оболочки желудка) Павлов рассматривал как выражение защитной реакции организма в ответ на эти повреждения. Охранительное торможение – это защитная реакция, «физиологическая мера» «ослабленной» раздражителями внешней среды нервной системы. Торможение при гипнозе, алкоголизме, кататония у шизофреников представляют собой вовсе не болезнь, а «физиологическую меру против болезни», предупреждение серьезного разрушения и серьезной опасности. Павлов говорил «… в общей медицине бывают затруднения, когда Вы должны в картине болезни отличать, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории смешиваются, дело науки и таланта врача разделить их и понять, что есть болезнь и что есть «физиологическая мера против болезни». однако, как уже выше отмечено, в зависимости от характера и длительности нервно-рефлекторных реакций они могут сыграть не только защитную, но и патологическую роль (так, частый кашель нарушает кровообращение; неукротимая рвота и длительные поносы вызывают резкое нарушение гомеостаза). Защитная роль, безусловно- и условно-рефлекторных реакций проявляется до «полома» по И.П. Павлову, т. е. в результате длительного воздействия патогенного агента наступает «полом», — защитные силы организма исчерпываются, возникает болезнь.

Таким образом, принцип нервизма в патологии, являющийся принципом павловской физиологии – это выяснение роли нервной системы, ее деятельности в условиях действия на организм болезнетворных влияний внешней среды. Учение И.П. Павлова вскрыло огромное значение второй сигнальной системы и словесного раздражителя в этиологическом, патогенетическом, профилактическом отношениях; оно способствует более глубокому пониманию причин возникновения, механизмов развития болезней и механизмов выздоровления.