Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

731 / эстетизм / Yakovlev-8

.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.04.2015
Размер:
42.5 Кб
Скачать

Творческий метод

Один из диалогов, входящих в «Замыслы», называется «Критик, как художник». Центральной в этом диалоге является проблема творческого метода. С позиций искусства данная проблема уже отчасти решалась Пейтером в «Ренессансе». Она свелась Пейтером к теме художественной критики - выяснялось, в чем ее (критики) достоинства и недостатки. Задача хорошего критика, с этой точки зрения, - как можно ярче выразить свои впечатления от прекрасных вещей, будь то произведения искусства или явления действительности.

В предисловии к «Портрету...» Уайльд почти дословно повторяет Пейтера: «Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного» (95). Там же читаем: «Художник - тот, кто создает прекрасное». «Критик как художник» следовательно, совмещает эти задачи и являет собой художника эстета, конечной целью которого становится создание прекрасного произведения искусства.

Если действительность почти непригодна для искусства, если искусствам приходится обращаться друг к другу за сюжетами и темами, то художнику ничего не остается, как стать художественным критиком, так как базой для его творчества выступают уже созданные художественные произведения. Критика в данном случае понимается как «существенная часть творческого духа» (96).

Эстетика Оскара Уайльда строится следующим образом. Действительность эстетически обесценивается, искусство замыкается само на себя, а художник становится критиком, который «рассматривает произведение искусства исключительно как исходную точку для нового созидания» (97).

Уайльд справедливо отмечает, что «без критической способности нет художественного творчества, достойного этого названия» (98) . Он призывает художника к активной оценивающей позиции. Но в общей концепции эстетизма это положение, как мы уже отмечали, направлено на сохранение чистоты искусства.

Сам Оскар Уайльд, безусловно, является критиком-художником. Создавая свой роман, он опирался на уже существующие литературные произведения; среди них «Шагреневая кожа» Бальзака, «Мельмон Скиталец» Ч. Метьюрина, «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона, «Наоборот» Гюисманса. Не вызывает сомнения, что Уайльд помнил и о «Фаусте» Гете, где так ярко разработана тема заключения соглашения с нечистой силой. Дориан Грей ведь тоже заключает такое соглашение.

Материал и впечатления были тщательно переработаны, пропущены через индивидуальность и талант Уайльда, и вот создана мрачная сказка о магическом портрете и его обладателе. Который остается вечно юным и прекрасным, а живописный образ стареет вместо своего хозяина. Конечно, творческий процесс создания «Портрета Дориана Грея» не мог ограничиться только заимствованиями элементов из уже созданных книг и их перекомбинацией, сюда был привнесен жизненный опыт автора, его эстетские воззрения, но принцип критика-художника соблюден.

Удовлетворяет этому принципу серия рисунков Обри Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда. «Текст, - пишет А.А. Сидоров, - становится для него [Бердсли - Д.Я.] лишь предлогом собственных исканий. Рядом с драмой Уайльда Бердсли стрит свою трагикомедию... иллюстрациями они поэтому никоим образом не могут быть названы» (99) . В общем-то всякое творческое иллюстрирование художественного текста можно назвать критически-художественной деятельностью и это будет, пожалуй, самым верным воплощением идей Пейтера и Уайльда о художественной критике как творческом методе. Именно для иллюстратора основным и главным источником творчества служит художественное произведение.

Такое утверждение рождается при доведении до логического конца принципа критика-художника и является, конечно, крайним. Критико-художественную деятельность Пейтер и Уайльд понимают шире, чем просто иллюстрирование, пусть даже и творчески самостоятельное. «В литературе мы требуем самобытности, пленительности, красоты, воображения» (100) , - заявляет Уайльд. Эти требования распространяются им и на другие виды искусства.

Культ воображения, фантазии, сказочности, неестественности приводит Оскара Уайльда к шокирующим выводам; он решает, что искусство обязано ЛГАТЬ. В «Замыслах» читаем: «Одной из главных причин, объясняющих на удивление пресный колорит современной литературы в большинстве ее образцов, вне всякого сомнения, является упадок Лжи как искусства, как науки и как общественного наслаждения» (101) .

Уайльд любит эффектную фразу, парадоксальное высказывание, остроумное замечание, но в погоне за фразой приходится поступаться точностью и глубиной. Один из любимейших писателей Уайльда Джордж Мередит (его порой тоже пытаются причислить к эстетам) говорил: «Берегитесь фразы... Она ослепляет, мешая проникнуть в суть явления» (102) .

Но Уайльд без красивой фразы не может обойтись. Расцвет реалистического искусства XIX века он называет «упадком лганья». Художник должен, по Уайльду, быть критиком, который своим умением «лгать» преобразует одни произведения в другие. Это почти полный отказ от реалистического творческого метода. В «Портрете Дориана Грея» есть такие строки: «Разве притворство - такой уж великий грех? Вряд ли. Оно - только способ придать многообразие человеческой личности» (103) .

Ложь, притворство, неестественность - эти понятия характеризуют эстетское отношение к жизни и искусству. Но это не пошлое и корыстное лганье, это красивость и стильность, которые самоценны, а уж если фраза не совсем точно отражает действительность, то фразе это никак не вредит. Художник должен лгать не ради обмана, а ради Красоты. Она оправдывает все.

Искусственность и неискренность родственны. В разряженном воздухе искусства для искусства быть естественным и искренним невозможно - остается выдумывать и фантазировать. Именно этим занимается Уайльд чаще всего. Фантастичен роман «Портрет Дориана грея», то же можно сказать о «Саломее», фантастична повесть «Преступление лорда Артура Севиля», рассказ «Кентервильское привидение» и два сборника сказок, почти все с трагической концовкой. Но Уайльд автор пьес «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). В этих драматических произведениях затрагиваются современные Уайльду проблемы вплоть до социальных, и тут Уайльд близок к реализму.

Несоответствие теории и практики эстетизма отметили уже его самые первые критики. Вот что писал поэт и критик Артур Симонм в рецензии на «Замыслы»: «Первое эссе «Упадок лжи» направлено против реализма - «против чудовищного преклонения перед фактами». Это эссе представляет определенные эстетические учения, которым сам мистер Уайльд, вероятно, доверяет только отчасти» (104) . В связи с этим стоит рассмотреть, как и за что критикуется Уайльдом реализм.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что острие Уайльдовской критики направлено не против реализма, а против натурализма. Больше всех достается от Уайльда Золя. «Мы вовсе не хотим, - заявляет английский эстет, - чтобы нас терзали и доводили до тошноты повествованиями о делах низших классов» (105) . Уайльда не устраивает ни предмет, которым интересуется Золя как художник, ни его творческий метод.

«Что касается Бальзака, то он - удивительнейшее сочетание художественного темперамента с научным духом. Последний он завещал своим ученикам; первый всецело принадлежит ему... Бальзак не больший реалист, чем Гольбейн. Он творил, а не копировал жизнь» (106), - полагает Оскар Уайльд. Натурализм он отождествляет с реализмом, Бальзаку и Гольбейну в реализме отказывает, но больше всего в искусстве и литературе XIX века Уайльда огорчает то, что они старательно отражают буржуазное общество, столь ему несимпатичное. Причем отражение это настолько точное, что не остается никакого простора для фантазии и домыслов.

«Принято думать, будто трагедия жизни художника в том, что он не может воплотить свой идеал. Но подлинная трагедия, которая по пятам следует за художником, состоит в том, что он слишком законченно воплощает свой идеал, ибо, когда идеал воплощен, от него уже отнято все чудесное, все тайное» (107), - читаем в «Замыслах». В реалистических произведениях мало чудесного и тайного. Но за что же тогда Уайльд любит Бальзака, Достоевского, Тургенева? - Они творят, а не копируют жизнь.

Можно сказать, что они не копируют жизнь, а создают искусство; это, по мнению Уайльда, уже не реализм (читай - натурализм). Теперь, видимо, невозможно выяснить, в силу каких причин Уайльд именовал натурализм реализмом (возможно, термин «натурализм» просто не входил в его лексикон), да это и не столь важно. Важно выяснить, что именно он критиковал в современном ему искусстве, и с каких позиций проводилась эта критика.

Как теоретик эстетизма, Уайльд осуждает всякое иное понимание искусства и жизни, кроме эстетского, и реализм в таком случае не приемлем. Но Уайльд очарован талантливыми реалистическими произведениями и тогда ему ничего не остается, как отказать любимым писателям в реализме.

Симпатии к реализму противоречат одному из основных принципов эстетизма - требованию отрыва искусства от жизни, но с другой стороны, эстетизм призывает поклоняться всему прекрасному, всему интересному и захватывающему. Противоречие?

Мы увидим ниже: это не единственное несоответствие между Уайльдовской эстетикой и его симпатиями и даже его собственными художественными произведениями. «Смена позиций, - пишет сен Жейн, - переход от одной концепции к другой обусловлены приверженностью Уайльда как к чисто эстетическому формализму, так и его любовью к чувственному миру» (108). Чтобы выяснить, насколько правомерно это утверждение, нам необходимо рассмотреть, как воспринял гедонистические идеи Уолтера Пейтера глава английского эстетизма.

ПРИМЕЧАНИЯ:

95. Уайльд О. Избран. произведения (в 2-х томах). - Т. 1. - С. 29.

96. Уайльд О. Полн.собр.соч. - Т. 3. - С. 224.

97. Там же, с. 233.

98. Там же, с. 221.

99. Бердслей О. Избранные рисунки. - М., Венок, 1917. - С. 120-121.

100. Уайльд О. Полн.собр.соч. - Т. 3. - С. 164.

101. Уайльд О. Избран. произведения (в 2-х томах) - Т. 2. - С. 220-221.

102 .Мередит Дж. Эгоист. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 353.

103. Уайльд О. Избран. произведения (в 2-х томах). - Т. 1. - С. 161.

104. Oscar Wilde. The Critical Heritage. Ed. by Bekson. - L.: Routledge & Kegan Paul, 1970. - P. 95.

105. Уайльд О. Полн.сбор.соч. - Т. 3. - С. 164.

106. Там же, с. 166-167.

107. Там же, с. 235.

108. Juan Epifanio san. The art of Oscar Wilde. - P. 80.

Соседние файлы в папке эстетизм