Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
112
Добавлен:
26.04.2015
Размер:
2.11 Mб
Скачать

Леви-Брюль Люсьен

Сверхъестественное в первобытном мышлении

Lucien Levy-Bruhl

LE SURNATUREL ET LA NATUREL DANS LA MENTALITE PRIMITIVE

Mentalite primitive

Le surnaturel et la Naturel dans

la mentalite primitive

Примечания: Эта ЛЕГЕНДАРНАЯ книга известного французского философа, этнографа и психолога Люсьена Леви-Брюля, переиздававшаяся 70 лет назад, потом в 90-х и нынче являющаяся библиографической редкостью отсканирована в ноябре 2004.

Номер страницы указывает на текст, расположенный выше него. Т. е. нумерация проставлена как в книге - в конце станицы, под текстом.

Нумерация делает возможным при написании статей, курсовых и пр. ссылаться на определенные места в тексте произведения как бы в «бумажной книге», а не на неизвестно что.

Успехов. Просвещайтесь! Просвещайтесь! Просвещайтесь!

Леви-Брюль Л.

Л 36 Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с. — (Серия: «Психология: Классические труды»).

ISBN 5-7155-0701-4

В центре внимания автора — известного французского философа, этнографа и психолога Люсьена Леви-Брюля (1857 — 1939) — проблемы природы человеческого мышления, культурной обуслов­ленности его развития. Идеи Леви-Брюля породили плодотворную полемику и явились ценным вкладом в становление научного пред­ставления о природе сознания и мышления.

Работы, включенные в книгу, выходили на русском языке более 60 лет назад и давно стали библиографической редкостью.

Для психологов, социологов, философов и этнографов.

0303050000 — 033

005(03) — 94

ISBN 5-7155-0701-4

Без объявл.

ББК 88.6

Научное издание

Леви-Брюль Люсьен Сверхъестественное в первобытном мышлении

Зав. редакцией В. А. Луков Редактор Л. М. Штутина Художник Я. Я. Аникушин Художественный редактор Е. К. Мазанова Компьютерная верстка М. Н. Баранова Техническое редактирование Т. Е. Морозова Корректоры В. С. Антонова, В. Я. Рейбекель

ИБ № 1962

ЛР № 010 236 от 21.04.92 г.

Сдано в набор 16.04.94. Подписано в печать 31.08.94.

Формат 60*901/16. Бумага офс. № 1. Печать офсетная. Гарнитура таЯмс.

Усл. печ. л. 38,38. Уч.-изд. л. 40,10. Усл. кр.-отг. 39,13. Тираж 5 000 экз. Зак. № 232.

Издательство "Педагогика-Пресс" Комитета Российской федерации по печати и Министерства образования Российской Федерации 119034, Москва, Смоленский б-р, 4

Отпечатано с оригинал-макета в Тульской типографии 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109

Оглавление

Часть первая ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Предисловие автора к русскому изданию

Введение

Глава 1 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ ПЕРВОБЫТНЫХ

ЛЮДЕЙ И ИХ МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Глава II ЗАКОН ПАРТИЦИПАЦИИ (СОПРИЧАСТИЯ)

Глава III ОПЕРАЦИИ И ПРИЕМЫ ПРА-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Глава IV МЫШЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ К ИХ ЯЗЫКАМ

Глава V ПРА-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЧИСЛЕНИЮ

Глава VI РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ НИЗШИХ ОБЩЕСТВ,

ОСНОВАННЫЕ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ,

УПРАВЛЯЕМЫХ ЗАКОНОМ СОПРИЧАСТИЯ

Глава VII БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ

ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН

Глава VIII МИСТИЧЕСКИЕ И НЕВИДИМЫЕ СИЛЫ (ПОТУСТОРОННИЙ МИР)

Глава IX ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ

Глава Х ПЕРЕХОД К ВЫСШИМ ТИПАМ МЫШЛЕНИЯ

Часть вторая СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ПЕРВОБЫТНОМ МЫШЛЕНИИ

Введение

Аффективная категория сверхъестественного

Глава 1 УДАЧА И НЕСЧАСТЬЕ

Глава II «РАСПОЛОЖЕНИЕ» СУЩЕСТВ И ПРЕДМЕТОВ

Глава III ЦЕРЕМОНИИ И ПЛЯСКИ

Глава IV КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ПОКОЙНИКОВ

Глава V КОЛДОВСТВО

Глава VI ОСКВЕРНЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ

Глава VII КРОВЬ, ЕЕ МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Глава VIII НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ

Литература, использованная Л. Леви-БрюлемЛюсьен Леви-Брюль и проблемы исторического развития мышления

Комментарии

Основные труды Л. Леви-Брюля

Именной указатель

Часть 1

ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Предисловие автора к русскому изданию

«Первобытное мышление» — выражение, которым очень часто пользуются с некоторого времени.; Работы, предложенные русскому читателю в настоящем издании, в известной мере содействовали при­влечению внимания к этому предмету. Быть может, не бесполезно будет напомнить в нескольких словах, что я разумею под «первобыт­ным мышлением».

Выражение «первобытное» — чисто условный термин, который не следует понимать в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаман­ских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, последние еще не знали металлов и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века. Таким образом, ев­ропейцы столкнулись с людьми, которые казались скорее современ­никами наших предков неолитической или даже палеолитической эпохи, нежели нашими современниками. Отсюда и взялось название «первобытные народы», которое им было дано. Эта «первобытность», однако, весьма относительна. Если принять в расчет древность жизни человека на земле, то люди каменного века отнюдь не более перво­бытны, чем мы. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы про­должаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, оно удобно и его трудно заменить. Этим тер­мином, однако, мы обозначаем просто то, что немцы называют «ес­тественные народы» (Naturvolker).

Но если это так, то существует ли достаточно устойчивое «перво­бытное мышление», четко отличающееся от нашего мышления, и вправе ли мы изучать его самостоятельно, как нечто обособленное? Мне представляется бесполезным спорить по этому поводу. Факты, изложенные в настоящем труде, достаточно полно отвечают на по­ставленный вопрос, если только анализ, который я попытался здесь дать, действительно верен и за этим мышлением можно признать ха­рактер пра-логического и мистического мышления.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей про­тив недоразумений, появлению которых до сего времени не смогли помешать мои оговорки и которые, несмотря на мои разъяснения, ча­сто возникают вновь. Слово «пра-логическое» переводят термином «алогическое», как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т. е. что оно чуждо самым элементарным законам всякой мысли, что оно не способно осозна­вать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень

7

легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают дока­зательства поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаружи­вают дар изобретательности и поразительного мастерства в произве­дениях искусства, они говорят на языках, подчас чрезвычайно сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и быстро, как и дети белых. Кто может закрывать гла­за на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Его процессы проте­кают абсолютно иным путем. Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устойчивые предшествующие моменты (антецеден­ты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может одновременно пребывать в двух или нескольких местах. Оно подчи­нено закону партиципации (сопричастности), оно в этих случаях об­наруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашем, пра-логическим.

«Все эти факты, — могут сказать, — наблюдаются также и в на­шем обществе». Я и не думаю это оспаривать. Тем не менее бесспор­но то обстоятельство, что наши мыслительные навыки отличаются от мышления австралийцев или даже негров банту в большом количест­ве случаев, а изучение «первобытного мышления» законно в принци­пе и полезно на деле. Это доказывается хотя бы следующим наблюдением. До тех пор пока мы изучали только привычные про­цессы человеческого ума, характерные для западных народов, не уда­валось выявить ту мыслительную структуру, которую я попытался описать, а также пролить свет на результаты закона партиципации. Лишь анализ первобытного мышления выявил существенные черты этой организации.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная структура встреча­ется только у первобытных людей. Можно с полным правом утверж­дать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у человечества, одной — пра-логи-ческой, другой — логической, отделенных одна от другой глухой сте­ной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, быть может всегда, в одном и том же сознании.

Париж

Люсьен Леви-Брюль