Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЯНА / готовое / НХК / РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

.doc
Скачиваний:
244
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
45.06 Кб
Скачать

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Само слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, к глаголу «calarе» (лат. - «выкликать»). В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.

Потребность измерять время возникала у всех народов, в различных климатических условиях, как только ими осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, нескольких времен года). Упорядоченный счет времени — итог длительных наблюдений человека над природой, практического опыта, как необходимое условие для развития любой цивилизации.

Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами — от понятий «век», «эпоха» до обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и пр.).

Издавна основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому вся народная культура и основная масса праздников, обрядов носила земледельческий характер. Календарь крестьянина XIX — начала XX в. включал в себя познание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и др.

Это была своеобразная народная энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Жизненный уклад земледельца изначально определялся, в первую очередь, сменой времен года, поворотными датами солнечного календаря. Выделялись зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние святки (конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март и сентябрь.

Важность указанных четырех сроков подтверждается тем, что каждый из них у разных народов в разное время мог служить и действительно служил днем, с которого исчислялся Новый год.

На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились

Но народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнцеворота — Спиридоньев день, позднее перенесенный на 25 декабря — рождество Христово; время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середину марта (Сороки — Благовещение), а также Семен-день (1/14 сентября), который и в XIX в. сохранял черты, напоминавшие о бывшем когда-то сентябрьском «Новом годе».

Большое количество народных примет, пословиц, поговорок, особые правила поведения, запреты, наставления, обрядовый фольклор, игры, пляски, развлечения молодежи, обильная еда — такова насыщенность наиболее значимых моментов земледельческого года.

В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.

Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая — примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). Собственно лето — это короткое время соз­ревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, а началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая) — «Егорий весну открывает».

Помимо основных годовых сезонов, выделялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннее лето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обусловливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной. В земледельческом календаре все составные части увязаны: одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. По характеру погоды декабрь, январь, февраль подобны июню, июлю, августу; а март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

Принятие православия повело за собой церковный календарь и почитание культа святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году.

Обычно считают, что земледельческий календарь сформировался на основе крестьянской трудовой практики и лишь формально связан с церковным. Имена святых подчинились труду и быту крестьянина; иконописные лики христианских житий исчезли, оставшись чуждыми трудовой жизни с ее борьбой за урожай, борьбой, дающей опыт и обеспечивающей существование человека.

Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому и трудовому осмыслению, ибо большинство из них имело «языческое происхождение».

От христианства в народном календаре — приурочение святых к дням годового цикла, от язычества — распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Принципиально значимым оказалось совмеще­ние народного, аграрного (солярного в основе своей) счета времени с церковным времяисчислением по Пасхе, что привело к сосущество­ванию дат и праздников «в числе», то есть закрепленных за опреде­ленными днями определенного месяца, и «скользящих», сроки кото­рых зависели от времени празднования Пасхи ' Например, маслени­ца могла спрапляться в период с конца января до начала марта (за ,семь недель до Пасхи), сама Пасха — между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), вознесение — в течение всего мая, сроками Пасхи определялась длительность петровского поста и пр.

В небольшом предисловии невозможно в полном объеме рас­крыть своеобразие народного календаря и исследовать все причины этого своеобразия, поэтому мы останавливаемся лишь на тех момен­тах, без учета которых при чтении данной книги что-то вызовет не­доумение или не обратит на себя внимания, что-то может остаться вовсе не понятым.

Полная зависимость от природы заставляла земледельца тща­тельнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать зако­номерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод прапил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему

Зоркий крестьянский глаз подмечал все, детальность наблюде­ний и, соответственно, примет поражает современного человека.

Знание природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые зачастую приобретали второй, обобщенный смысл:

Приметам, знаниям, передаваемым из поколения в поколение, установившимся правилам народ доверял больше, чем застывшим данным календаря:

Знакомясь с народным устным календарем, не перестаешь уди­вляться поразительному соседству в нем самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов.

Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает челове­ка, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.

Крестьянин поклонялся грому, солнцу и месяцу, почитал камни, водоемы, деревья. Священным деревом у славян считался дуб, много поверий связано также с вербой, рябиной. Но самое почитаемое, лю­бимое дерево — береза.

Живыми, одушевленными были в глазах древнего человека не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т. д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами вре­мени.

Кроме обычного числопого обозначения внутри месяца и наиме­нования внутри недели (3 мая, среда), некоторые дни имели и «лич­ное» определение: великий четверг, чистый понедельник. Красная горка, радуница, семик, духоп день и др., что указывало на их особое место и роль в парод-лом месяцеслове.

Исходя из собственных забот и нужд, народ сочинял и собствен­ные объяснения, порой очень красочные и остроумные.

свадебный обряд был некогда орга­нической составной частью календарного цикла.

Земледельческая традиционная культура не была пассивной, со­зерцательной. Человек не только молился, приносил жертвы, пытал­ся разгадать смысл разных явлений и связь вещей, он требовал, ука­зывал, вызывал природу на определенные действия, заявлял о себе как о властелине, хозяине во вверенном ему природном участке Большинство обрядов, имеющих ярко выраженную магическую функцию, прочно удерживалось в быту и производственной деятель­ности крестьянина.

Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на при­роду и человека обладает слово.

Люди, были убеждены в том, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым приобретали над ним власть. Слово, соеди­ненное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. По­этому огромную роль в обряде играли песня, музыкальный инстру­мент, ритмические пляски, притоптывания.

Обрядовые песни заклинали и описывали благополучие, доволь­ство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали жела­емое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Лучший пример то­му— обходы дворов на святках, во время масленицы, в день первого выгона скота и в некоторые другие дни. Специальные группы коля-довщиков, волочебииков ходили от дома к дому и исполняли пес­ни-пожелания, величания, воспевая в них неправдоподобное, сказоч­ное благополучие, идеальные семейные отношения; они же разыгры­вали сценки, наполненные эротикой, изображающие победу молодо­сти над старостью, жизни над смертью. Обходы дворов считались делом серьезным, чрезвычайно важным.

Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного сло­ва.

достаточно полно представленных в народном календаре сведениях о сроках наймов и расчетом, времени ухода па промыслы и заработки, о том, когда набирали рекрутов и когда действовали различные ярмарки и торги.

И последнее. Необходимо помнить, что календарь при всей своей стройности, законченности, при том, что в нем, казалось бы, учтены все потребности земледельца, никогда не был застывшей и неизменной формой. Только реагируя на социальные, экономиче­ские и прочие изменения в жизни крестьянина и шире — страны, эпохи, календарь продолжал быть активно функционирующей систе­мой. Так, материалы XIX века показывают, насколько неодинаково в разных местностях и в разные периоды даже внутри одного столе­тия выглядел традиционный календарь. Переосмыслялись, трансфор­мировались, исчезали или развивались отдельные элементы и целые комплексы, на смену одним жанрам и текстам приходили другие. Но до тех пор, пока сохранялось старое землепользование и способы производства сельскохозяйственной продукции, народный календарь оставался необходимым компонентом быта и культуры сельского на­селения.

Исходя из особенностей традиционного земледельческого календаря с его ориентиром не столько на числа, сколько на времена года, на сроки подготовки и выполнения основных сельскохозяйственных работ, мы взяли да основу деление года на четыре сезона, начав изложение с зимы, то есть с декабря, нарушив тем самым сегодняшние правила отсчета дней и месяцев, но зато приблизившись к логике крестьянина, к народному пониманию года как круга, у которого нет четко выраженного начала и конца, но есть предпочтительная точка отсчета — начало зимы.

Наличие в русском календаре системы стабильных дней и скользящих праздников вынудило разделить книгу на две части, первая из которых и есть собственно месяцеслов, а вторая — подвижные праздники, сроки которых определяются Пасхой.

Для удобства чтения все даты приводятся по новому стилю, что, естественно, в некоторых случаях создаст свои трудности; например, когда речь заходит о времени посева, сбора урожая, созревания плодов, ягод, следует учесть, что передвинулся сам день с его названием и ранее приписанными ему свойствами, определениями, но сроки выполнения работ или поспевания хлебов и пр. по существу остались прежними. Скажем, гречу, как в прошлом веке, так и теперь сеют 13 июня, но Акулину-гречишницу нынче отмечают не 13, a 26 июня.