Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Moya_metoda_2_0.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
482.82 Кб
Скачать

Предстарческие и старческие психозы.

Предстарческие психозы – это психозы, возникающие в возрасте 45-55 лет.

Пресенильная меланхолия. В основе депрессивный синдром, особенностью которого является повышенный уровень тревожности с боязливым ожиданием неминуемого несчастья. Нередко двигательной заторможенности не бывает. Очень часто встречаются бредовые идеи виновности, самообвинения и греховности.

Пресенильный параноид. Характерен паранойяльный тип бреда по содержанию нередко это бред ревности, преследования, ущерба с малым размахом, чаще связанный с проблемами быта.

Женщина 89 лет соответствует внешне своему возрасту, немного даже выглядит моложе. Подробно рассказывает врачу о том, что соседка проникает в квартиру и ворует ее вещи. Ворует уже давно, а в последнее время стала травить ее, «что даже скорую приходилось вызывать». Травит, подпуская какой то газ в квартиру. У соседки на днях появился мужчина, который вместе с ней надумали отобрать квартиру у внука и у нее. Мужчина убедил сноху, чтобы она продала квартиру внука, он «со своей бандой гонялся на машинах по всему городу…».

Старческое слабоумие (сенильная деменция).

Начальная стадия.

Заострение характерологических черт личности. Постепенно становятся все менее терпимыми, утрачивают способность в достаточной мере владеть собой. Интересы суживаются и сосредотачиваются главным образом на удовлетворении своих потребностей и желаний. Больные становятся эгоистичными, высокомерными, требуют повышенного к себе внимания, обнаруживают склонность к преувеличению своих заслуг.

Чаще больные жалуются на головные боли неприятные ощущения в различных частях тела, пониженное настроение, становятся злобными, ворчливыми, брюзжат, сетуют на недостаточное внимание к ним, требуют врачебной помощи, обращаются ко многим специалистам. Реже наблюдаются элементы эйфории и благодушия. В таких случаях больные любят похвалиться своей моложавостью и физической выносливостью. Иногда они становятся повышенно сексуальными.

Появляются расстройства памяти. Вначале оно выражается в слабости запоминания нового, особенно имен, при сравнительно хорошем припоминании прежнего. В дальнейшем не только нарушается запоминание, но и процесс воспроизведения становится все более и более затруднительным.

Отмечаются нарушения со стороны внимания. При этом наблюдается патологическая отвлекаемость, которая выражается в том, что человек не может довести начатое дело до конца, бросает одно, начинает другое, торопится перейти к третьему. Так же наблюдается инертность и застреваемость внимания. Так больной не в состоянии следить за изменением завязавшейся беседы.

Со стороны моторики появляются тикообразные подергивания различных мышечных групп, толчкообразные по типу тремора, особенно в руках, гиперкинезы, семенящая походка.

Стадия деменции.

На первый план выступают признаки глубокого снижения интеллектуальных способностей. Нарастают расстройства памяти, крайним выражением которых является так называемая амнестическая дезориентировка (больные не помнят имен своих близких, а порой и своего имени, не понимают где находятся, не осознают свой возраст). Очень часто они полагают, что еще ходят в школу или занимаются профессией, которую уже давно оставили.

Прогрессирующее резкое нарушение (по закону Рибо) памяти часто сопровождается яркими конфабуляциями и псевдореминисценциями. Одновременно возникает ложное восприятие окружающих лиц, событий и обстановки. Например, соседей по палате больной называет именами своих давних знакомых, полагая, что он находится на службе, а они его сослуживцы. При этом больные не замечают явной нелепости в своих высказываниях и поступках. Сон становится поверхностным и непродолжительным, в ряде случаев происходит инверсия сна. Иногда возникают делириозоподобные эпизоды со спутанностью сознания.

Со стороны эмоциональной сферы возможна эйфория, при этом они нередко одеваются как молодые, кокетливо взбивают на голове волосы и т.д. У некоторых же больных отмечается пониженный фон настроения, на фоне которого появляются бредовые идеи ипохондрического характера, бред ущерба, самоуничижения и в итоге развивается депрессивное состояние. В таких случаях больные обычно подавлены, плачут, заявляют, что к ним плохо относятся, не кормят, обворовывают.

По мере нарастания слабоумия появляется ряд характерных симптомов:

Симптом стереотипного усердия – с озабоченным и сосредоточенным видом больные стереотипно выполняют бесцельные действия (взбивают подушки, перекладывают с места на место постельные принадлежности).

Симптом стирки – наблюдается у лежачих больных, которые все время перетирают простыни или край одеяла. Этот симптом появляется на границе следующей стадии – маразма.

Больная 70ти лет предоставленная сама себе сидит с задумчивым лицом на кровати. Контакту доступна, в беседу вступает с интересом, однако на многие вопросы ответить затрудняется. Не может назвать своего возраста, не знает какой сейчас год и месяц, затрудняется сказать где находится. Врача воспринимает как близкого родственника, ответить сколько у нее есть детей затрудняется. В беседе суетится, периодически деловито взбивает подушку. На вопрос «что вы вчера делали» отвечает: «ходила не работу».

Терминальная стадия (психический и физический маразм).

Постепенное оскудение психики достигает такой степени, что больные совершенно перестают понимать даже элементарные явления окружающей обстановки: не отличают съедобного от несъедобного, утрачивают почти полностью речь, не могут встать с постели. Больные лежат на боку со скрещенными на груди руками, ноги их максимально согнуты в тазобедренных и коленных суставах. При попытке изменить это положение больные оказывают пассивное сопротивление, издавая нечленораздельные возгласы, напоминающие стоны, вопли.

Женщина истощена, черты лица заострены, глаза впавшие, от нее койки исходит неприятный запах мочи, на крестце и спине пролежни, принимает эмбриональную позу. При попытке ее перекладывания оказывает пассивное сопротивление и высказывает нечленораздельные охи-стоны.

Атрофические (дегенеративные) заболевания головного мозга

(пресенильные деменции).

Болезнь Альцгеймера.

В основе болезни лежит первичная диффузная атрофия коры головного мозга с преимущественным поражением теменных и височных долей, а также отчетливыми изменениями в подкорковых ганглиях. Типичные случаи заболевания связаны с предстарческим возрастом (от 40 до 60 лет). Чаще болеют женщины.

Заболевание развивается постепенно, поэтому на первых этапах наблюдаются элементы осознания болезни (критики) и минимальные признаки расстройства характера.

Очень быстро возникает апраксия – потеря способности выполнять привычные автоматизированные действия (застегивать пуговицы, зажигать спички, чистить зубы, одеваться, готовить пищу и т.п.). Часто наблюдается расстройство речи в виде повторения отдельных слогов. При письме также можно обнаружить повторы и пропуски слогов и отдельных букв. Утрачивается способность к счету. В последующем развиваются все признаки типичные для деменции.

Патологоанатомическая картина старческого слабоумия и болезни Альцгеймера существенно не различается. Это позволило в новейших классификациях рассматривать данные заболевания как единую патологию. При этом описанный Альцгеймером пресенильный психоз рассматривается как атипично рано начавшийся вариант заболевания.

Болезнь Пика

В основе болезни лежит изолированная атрофия коры (в первую очередь в лобных, реже в лобно-височных отделах мозга). Чаще начинается в пресенильном возрасте (средний возраст начала 54 года). Заболевание развивается достаточно быстро (средняя продолжительность – 6 лет).

Уже на начальном этапе ведущим в клинике становится грубое изменение личности и расстройство мышления. Полностью отсутствует критика, отмечается расстройство воли и влечений. При этом автоматизированные навыки (счет, письмо, профессиональные штампы) довольно долго сохраняются. Расстройства памяти появляются значительно позже, чем изменения личности, и не столь грубо выражены, как при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Поведение чаще характеризуется пассивностью, аспонтанностью. Так же наблюдается грубость, сквернословие и гиперсексуальность. Характерны «стоячие симптомы» – постоянное повторение одних и тех же оборотов, суждений, стереотипное совершение довольно сложной последовательности действий.