Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕМИДОВ. Творческое наследие т.3.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.09 Mб
Скачать

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Н. В.ДЕМИДОВ

Книга четвертая

ТВОРЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА СЦЕНЕ

Санкт-Петербург

ББК85.33(2Р){5} ДЗО

Демидов Н. В.

ДЗО Творческое наследие. Т. 3. Кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене / Под ред. М. Н. Ласки-ной. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 480с, [16] с. ил. ISBN 978-5-98187-199-3

Книга продолжает публикацию творческого наследия крупнейшего деятеля русской театральной педагогики режиссера Н. В. Демидова (1884-1953). В настоящий том вошла работа «Творческий художественный процесс на сцене». В ней ставятся и исследуются такие вопросы, как возникновение «эмбриона» роли и его развитие, вопросы перевоплощения, становление «образа», взаимоотношения актера и «образа». Круг исследования Н. В. Демидова касается как «высшего пилотажа» (по его выражению) в творчестве актера, так и общих вопросов философско-тсоретического характера.

Работа над книгой не была окончательно завершена автором. Публикуемые архивные материалы — отдельные главы, подготовительные заметки и наброски к будущему подробному изложению затрагиваемых вопросов. Тем не менее, они дают богатую пищу для педагогической и исследовательской работы людям, занимающимся этими проблемами, а также практикам театра.

ББК 8533(2Р){5}

ISBN 978-5-98187-199-3 © М. Н. Ласкина, составление,

подготовка текста, примечания, 2007

©Л. Е. Миллер, художественное оформление, 2007

© Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, 2007

© Издательство «Нестор-История», 2007

От составителей 5

ТВОРЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА СЦЕНЕ 7

ВСТУПЛЕНИЕ 7

Как возникла эта новая теория и гипотеза 8

Глава 1 о различиях в технике актеров 11

Зарождение техники. Натуральный ход ее развития и расщепления. 12

Отказ от переживания (представление) 15

Зритель (к фокусу) 18

Бельканто 20

Совершенство (драматическое, сценическое). Бельканто и форма 23

Подлинное переживание 24

Отрывки из дневника 25

Нападки на переживание. Дидро. 25

К слепорожденным 26

Последствия псевдопереживания. Прочно установившееся мнение о театре как о рассаднике фальши и позерства 33

Переживание по заказу 34

«Стеснения» актера и многообразие степеней переживания от «свободного» до «фиксированного» 35

О виртуозности переживания. Максимальность (может быть к «Образу совершенства») 36

Об «условности» 38

Переживания в опере 38

Место физиотехники в искусстве переживания 39

Дополнение. Аффективный актер (кое-что об его основных отличительных качествах) 39

Отчего происходит пестрота в игре «аффективного»? 44

Глава 2 призвание и способности 46

Призвание. Способности и выбор профессии 46

О неверии в себя. О периодах упадка. О больших требованиях и о довольстве собой (малым) 47

Призвание, талант не всегда сочетается со специфическими способностями 49

Учет способностей и «данных» 50

Такой мудрый учет данных — дело чрезвычайной важности. 51

Перевоплощаемость 51

Двигательная отзывчивость 52

К способностям 53

Фигурантство 54

Эмоциональность (художника). Распущенность. Право быть в искусстве 54

Бездарность 56

Беломорский электротехник 57

Несчастье нашего искусства 58

Об «изобретателях новых ценностей», о паразитах искусства, об обывательской критике 58

Глава 3 актер и жизнь 60

Актер и театр 60

Актерские способности и наклонности 61

Сцена 61

«Богема» 61

Глава 4 АКТЕР И АВТОР 64

Стеснительность текста. Железная дорога 64

Автор — вдохновитель. Автор — пробудитель 65

Готовая маска 67

Сотворчество 68

Оплодотворение автором актера 68

Разные подходы к драматургическому произведению 68

«Преодоление» автора и убийство его 69

О работе над текстом 70

О понимании текста 70

На сцене надо мыслить 70

О прошлом, настоящем и будущем 71

Глава 5 АКТЕР И РЕЖИССЕР 72

Головокружительная карьера режиссера 72

Необходимое качество режиссера-художника 73

Сотворчество индивидуальностей 74

Кое-что об индивидуальности и посредственности 77

Индивидуальность или нахальство? 78

Актер и режиссер <Наброски плана главы «Различные ипостаси режиссера»> 79

О режиссерском насилии 80

О предварительном чтении пьесы 82

О ритме 83

Как талант побеждает неверности школы (единство противоположностей) 83

Глава 6 АКТЕР И ФОРМА 84

Если форма есть только путь к содержанию, то тогда она не опасна. 84

Как возникает действие, а, значит, и форма у актера? 85

Говорим как «художники»... 86

Форма и содержание 86

Можно начинать с формы, можно с содержания 87

Чудесное взаимодействие между формой и содержанием 87

ПРИМЕЧАНИЯ 240

От составителей

Тематическое богатство и обширность архивных материалов Н В. Демидова заставляют третий том его «Творческого наследия» разделить на две части: Основной том, вместивший материалы к 4-й книге — «Творческий художественный процесс на сцене», и Дополнительный том. Последний будет состоять из материалов к 5-й книге — «Теория и психология творчества актера аффективного типа» и раздела, включающего переписку Демидова, его газетную статью, доклад на заседании секции ВТО и заметки общего характера.

Область, исследуемая здесь Демидовым (пути к достижению высших проявлений в творчестве актера), еще «целинная», но в свете бурного развития физиологии, психологии и других наук — так много обещающая, что Демидов, предвидя это, вес свое внимание в последние годы жизни сосредоточил именно в данном направлении.

Ему уже мало его «этюдной техники», как элементарной «грамоты» актёра — хотя значение её, по убеждению Демидова, велико: без усвоения ее и постоянной в ней тренировки не будет творческого процесса на сцене. Но только «грамоты» — совершенно недостаточно. Цель Демидова — художественное совершенство! А без неизменной направленности к идеалу, без владения приемами «высшей психотехники» актера подлинно ХУДОЖЕСТВЕННОЕ творчество, а тем более высокие достижения в нем невозможны. Выдающиеся актеры аффективного типа интуитивно ли, сознательно ли, но пользовались и пользуются такими приемами. Задача — выявить их, изучить законы, по которым эти приемы «работают», и найти пути овладения ими. Такова цель Демидова, и Демидов с вдохновенным энтузиазмом движется в своих исследованиях все дальше и дальше. По его признанию, он хотел бы работать над следующими книгами «не спеша», погружаясь в каждый вопрос так, как он умел это делать — всесторонне, глубоко и непременно диалектически. И работа шла, но... для такой работы, увы, ОДНОЙ жизни не хватает.

3

И все же в архиве остались богатые плоды его усилий.

Материалы, собранные в третьем Основном и Дополнительном томах, представляют из себя в большинстве своем записи возникавших «по дороге» мыслей автора. Он фиксировал их на отдельных листочках и в дальнейшем намеревался развить подробно, снабдив конкретными фактами из своей педагогической и режиссёрской практики, из собственных впечатлений от увиденного в театрах, а также фактами, почерпнутыми из истории театра. Кое-что из этого уже сделано. Некоторые вопросы уже развиты им, и записи превращены в наброски целых глав будущих книг, другие — порой повторяясь, варьируются и анализируются в более пространных заметках.

В результате читатель становится свидетелем и даже как бы соучастником процесса созревания каждой мысли исследователя. Этому способствует всегда очень живая форма изложения проблемы. Мы оказываемся втянутыми то в доверительный разговор автора с читателем, то в спор с незримо присутствующим оппонентом, а то и в диалог автора с самим собой, задающим самому себе новые вопросы, чтобы достичь истины. Такая форма изложения облегчает восприятие читателем мысли автора и в то же время помогает диалектическому методу рассмотрения затронутого вопроса.

Эмоциональная окрашенность изложения, разговорность языка — вот стиль Н. В. Демидова.

Порой эмоциональное напряжение выливается в лирическое отступление — авторский монолог, проникнутый искренней любовью к театру, к творчеству актера, болью за его нынешнее (уже тогда, пятьдесят с лишним лет тому назад!) состояние и заботой о его будущем. Кажется, что эти строки написаны сегодня — так актуально все то, что предчувствовалось и беспокоило Демидова.

Хотя архивные материалы, о которых идёт речь, частично и собраны самим Демидовым по отдельным темам, однако собрать их в две самостоятельные книги, как было задумано автором, очень нелегко. Не только потому, что они еще не представляют из себя единого последовательного изложения материала. Трудность эту испытывал, по-видимому, и сам Демидов. В архиве находится несколько вариантов плана будущих книг. Ясно, что автор еще не пришел к окончательному реше-

4

нию не остановился окончательно на каком-либо из вариантов. Еще шел процесс созидания, рождения книг. По существу, они еще им не написаны. При таком положении принять работу из рук автора и завершить композиционную структуру его книг - дело весьма трудное и ответственное. И тем не менее, нам хотелось, чтобы даже в таком, неотшлифованном виде, материалы могли бы стать доступными читателю.

Сам Демидов объясняет трудность композиционного построения книг так: «...чтобы сделать сложный (и неуловимый словом) [творческий] процесс более понятным и ощутимым, приходится, во-первых, рассматривать его с разных сторон, и, во-вторых, выхватывать из него по отдельности закон за законом и описывать их, как будто бы они существуют самостоятельно, независимо и отдельно (чего на самом деле нет, конечно). Приходится понятия и представления, по природе лежащие рядом и без начала и конца взаимно друг друга обусловливающие и друг друга пронизанные, расположить в известном порядке, последовательности и доказательно связать между собой».

Составители и пытались следовать этим правилам, установленным для себя Демидовым, стараясь держаться как можно ближе к наметкам планов, оставленных автором. При этом необходимо ещё раз настоятельно напомнить читателям, что подготовительные материалы к книгам писались Демидовым в разные годы и предназначались в этом виде пока ещё, главным образом, для дальнейшей работы над ними.

Следует особо отмстить, что Демидов своими исследованиями и находками, заключёнными в этих материалах, даст оплодотворяющий толчок к собственным размышлениям и поискам читателя. Он намечает новые пути и направления дальнейших возможных исследований. Одна из глав названа им «О технике эксперимента». Так Н. В. Демидов незримо протягивает нам руку, надеясь на нас и веря, что не останется без нашего деятельного ответа.

В заключение считаю своим долгом особо отмстить участие в работе над изданием трудов Н. В. Демидова второго составителя — недавно ушедшего из жизни замечательного артиста Олега Георгиевича Окулевича. Один из ближайших учеников Н. В. Демидова, верный и убежденный последователь

5

его «школы», впитавший «в плоть и кровь» ее творческие принципы, Олег Георгиевич достигал высоких результатов в своей работе. Такие его роли, как Гамлет, Отелло, Раскольников, Иван Грозный, Борис Годунов, Карандышев, Протасов, Альберт Энштейн, Джордано Бруно и многие другие получили признание прессы и товарищей по сцене и, как показывает жизнь, остались в памяти у многих, видевших их.

В течение длительного времени Олег Георгиевич вместе со мной был не только хранителем архива Н. В. Демидова, но и активным пропагандистом идей своего учителя. Большую работу он проделал по предварительной подготовке материалов архива к их изданию.

До конца моих дней мне будет остро не хватать не только любимого мужа, верного друга, но и умного, талантливейшего участника общего, дорогого для нас дела.

Мне бы хотелось посвятить свою работу по подготовке этой книги светлой памяти Олега Георгиевича Окулсвича.

Март 2007 г.

М. Ласкина