Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
93
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
3.09 Mб
Скачать

«Борис и Глеб с житием» опашень изображен исключительно на князьях. В костюм горожан он начинает входить лишь в XV в. Поэтому не следует при реконструкции костюма даже состоятельного горожанина XIV в. шить себе опашень.

Рис. Фрагмент клейма иконы «Борис и Глеб с житием», XIV в.

Шубы как зимняя одежда встречается в грамотах исследуемого периода много раз. В новгородской берестяной грамоте № 500 (пер. пол. XIV в.) упомянута «шюба немечькая», то есть, шуба немецкая. В Уставной грамоте архиепископа Суздальского Дионисия монахам Снетогороского псковского монастыря читаем: «А шюбы бораньи носити без пуху и обувь и до онущь имати у игумена».

Для простых горожан наиболее доступным был овечий мех – овчина. В берестяной грамоте № 129 (конец XIV в.) новгородец Есиф просит своего брата Фому: «Прислал бы ты воску да мыла да овчины добры, чтобы мы себе сшили по шубе».

Возможно, в полушубок одет мужчина на инициале из Мстижского Евангелия (XIV в.). Характерный запах и низ, сшитый из кусков, типичны для этнографических овчинных полушубков.

Рис. Инициал из Мстижского Евангелия, XIV в.

Для защиты рук от холода носили вязаные варежки и шитые из овчины или дубленой кожи рукавицы, аналогичные уже приведенным образцам в разделе по костюму XIII в.

2.3.Обувь.

Сначала XIV в. на Руси происходит совершенствование технологии выделки кож, вероятно, благодаря восточным влияниям. Мастера научились выделывать толстые кожи из шкур крупного рогатого скота. Толстая кожа особенно была нужна для изготовления прочных подошв для обуви. Изменилась техника пошива обуви, распространились сапоги «жесткой конструкции». Сменились и способы декора обуви. На сапогах вышивка постепенно уступает место тиснению. Для XIV в. наблюдается резкое сокращение числа таких форм обуви, как мягкие низкие туфли, «домашние туфли», полусапожки. Расшивка обуви встречается редко.

При шитье обуви мастера применяли различные виды швов. Наиболее полный анализ сшивных соединений в кожаных изделиях произвел А.В. Курбатов, выделивший пять основных видов швов: сквозной прямой (сандальный), тачной, выворотный, шов «через край» и шов «в потай». Преобладающей обувью становятся формы сапог с сандальным и потайным основными швами.

Судя по изобразительным источникам, особо мужчины предпочитали носить красные сапоги, видимо из сафьяна – выделанной козловой кожи. Еще одним сортом дорогой кожи был «хозъ» - выделанная конская шкура, возможно определенная ее часть – задняя половина спины вдоль хребта. Именно из этой части получались наиболее плотные и гладкие кожи. Цветные сапоги были доступны состоятельным горожанам и знатным людям. В Ипатьевской летописи есть запись о парадном наряде князя Даниила Галицкого. Сапоги князя были «зеленого хъза, шиты золотом».

А.В. Курбатов выразил сомнение «в существовании разноцветных кож в древнерусское время, или, по крайней мере, в производстве таких кож в древнерусских городах». Судя по данным письменных, изобразительных и археологических источников обувь из цветных кож в исследуемый период все же бытовала. Другое дело, что кожа эта действительно могла быть привозной, в частности известно, что ганзейские купцы привозили в Новгород кожи красного дубления. Чтобы придать коже черный цвет, ее моглисмазыватьдегтемиливыдерживатьвпосудесжелезнымломом.

ВXIV-XV вв. сапогибылиневысокие– досерединыголени. Особенностикроясапог, ихподвидыподробно исследованывработеА.В. Курбатова.

Рис. 1. Виды обуви последней четверти XIII —первой половины XV в. из раскопок Тверского кремля 1993-1997 гг. (Курбатов А. В. Обувная мода в средневековой Руси (по находкам из раскопок в Твери) // Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. - СПб., 2004. С. 102-116).

С XIV в. в русских городах распространяются сапоги с заостренным носком и косо срезанным голенищем, заимствованныеутатар.

Рис. 3. Изображение мужчины в сапожках с острыми носами и косо срезанными голенищами. Рогожское евангелие. Кон.XIVнач.XV в. Москва.

Как рабочая обувь, а так же единственная обувь бедных слоев населения сохраняются в городах поршни простых форм. Вероятно, поршни носили не только как самостоятельную обувь, но и поверх туфель и сапог в сырую или холодную погоду. То есть, поршни выступали прообразом галош.

Обувь одевали либо на вязаные иглой носки или чулки, либо на онучи. В былине в Василии Буслаеве герой, торопясь на выручку дружине, выбегает из дому «В одной-то рубашке нонь без пояса, Водных-то чулоцках без сапожецек». На босую ногу обувь, судя по всему, не надевали. В новгородских былинах герои «чоботы надергивают на босы ноги» только в состоянии крайней взволнованности, в спешке. Обувь, надетая на босую ногу – показатель нестандартной ситуации в жизни героев.

В этой связи интересен обряд обряжения покойников из Псалтыри Троице-Сергиева монастыря (XV в.): «аще ли мирянин, простец, по умовении водою в срачицу, и в саван с наголовием и свиют и укроем и по челу обяжут рубом хрестьци нашиваны, а на ногах копытца и калиги. Також и жены погребаются». При погребении священника «омывают его водою, и облекут и в срачицу и в сукняную свиту таж стихар и петрахил, и фелон, а на ногах копытца и калиги».

«Калиги» - это особая, скорее всего, погребальная обувь. Но вот «копытца» - это вязаные носки. «Еще же и рукама своима делаху: оволи копытца плетуще и клобукы, и иная ручнаа дела строаща. И тако носяще в град продати…». В другом списке: Феодосий «сядяше, прядыи вълну на съплетение копытьцемъ» (Житие Феодосия Печерского. XII -XIII вв.)

1.5 Головной убор и аксессуары к костюму.

Наиболее распространенной формой мужской шапки в XIV-XV вв. был колпак, высокий, кверху суживавшийся или же с полукруглым верхом. Внизу у колпака делались отвороты с выпушкой цветной ткани или с меховой опушкой. В таких головных уборах мы видим горожан на большинстве изобразительных источников исследуемого периода.

Возможно, именно такой вид шапок именовался «кивер». Слово это литовского происхождения, оно уже встречалось нам в письме митрополита Киприана. Однако, слово «кивер» было в употреблении и в Новгороде. В списке убытков новгородских купцов (1412 г.) говорится: «взяли три кивере да три ножи да рукиче», то есть, три шапки, три ножа и рукавицы.

Упоминание мужских шапок встречаем в новгородской берестяной грамоте № 445 (XIV в.). Дорогая шапка ценой в 12 гривен упоминается в списке долгов новгородца Селивестра (берестяная грамота № 138, начало XIV в.)

Рис. Скоморох в колпаке. Евангелие, XIV в.

Рис. Мужчина в шапке с отворотом. Фрагмент заставки из Пролога XIV в. (Исторические очерки Ф.И. Бусалаева по русскому орнаменту въ рукописяхъ. С. 157).

Рис. Фрагмент клейма иконы «Борис и Глеб с житием», XIV в. На слугах князя изображены колпаки: с заостренным верхом (слева) и с полукруглым верхом и отворотами

контрастного цвета.

Представить себе внешний вид древнерусских шапок XIII-XV вв. помогают не только изобразительные источники, но и археологические находки. В Орешке в слое XV в. была найдена войлочная шапка бордово-коричневого цвета. Войлок был окрашен корой дерева. Высота шапки 19 см, высота отворота 4 см, диаметры: продольный 19.5 см, поперечный 17.5 см. (Кирпичников А. Н. Древний Орешек. Историко-археологические очерки о городе-крепости в истоке Невы. - Л., 1980. С. 50).

Рис. Войлочная, цельноваляная шапка из Орешка. XV в. (Кирпичников А. Н. Древний Орешек. Историко-археологические очерки о городе-крепости в истоке Невы. - Л., 1980. Рис. 18. 1).

Дорогие шапки моги быть изготовлены из фетра (вяленый козий пух) с шелковой подкладкой и драгоценными украшениями. В сферических цветных шапках с косыми отворотами контрастного цвета изображены новгородские бояре на иконе XV в. «Битва новгородцев с суздальцами», следовательно, мода на цветные шапки с косыми отворотами была распространена во всех слоях городского населения.

К важным атрибутам мужского костюма XIV в. следует отнести поясную сумку - калиту. Дмитрий Иванович Донской завещал своему сыну Петру «пояс золот с калитою». Но калиту носили не только знатные люди. Показательно упоминание калиты в Паремнике 1313 г. в следующей записи: «Богъ дан съдоровие къ с богагствию, что кунъ, то все в калите, что пъртъ, то все на себе, удавися убожие, смотря на мене». То есть, явно очень бедный человек носит сумку - калиту. Возможно, что калитой называли любую поясную сумку, в которой хранили деньги.

Рис. Изображения мужчин с поясными сумками. Псалтирь, XIV в. (слева), Обиход церковный. XIV в. (справа).

Богато украшенные металлическими накладками, аппликацией и тиснением сумки носили состоятельные горожане. Путешественник Гильбер де Ланноа, посетивший в начале XV в. Новгород и Литву, упоминает в числе подарков, полученных от литовского великого князя, «три сумки, разделенные на четыре части и вышитые».

Фрагменты таких кожаных сумок и металлические детали от них (замки, накладки, петли для подвешивания) археологи находят в Великом Новгороде, Пскове, Твери, на территории Золотой Орды.

Рис. Кожаная сумка из курганного могильника у с. Скатовка Саратовской области. XIII – XIV вв. Размеры 18 на 21,5 см.

Особенно многочисленные находки происходят с территории Литвы (Eugenijus Svetikas. Lietuvos Didziosios kunigaikstystes christianizacija XIV a. pab. - XV a. Vilnius, 2009). В Вильнюсском замке были даже найдены и отреставрированы сумки XIV – XV вв. с несколькими отделениями и вышивкой. Вероятно, именно такие упоминает Гильбер де Ланнуа.

Поясная сумка с замочком. Литва, XIV в. http://www.lietuvospilys.lt/index-ru.htm

Большие нарядные поясные сумки за металлическими деталями были принадлежностью костюма состоятельных горожан. Но по-прежнему бытовали стяжные кожаные кошельки – прямоугольной формы и со скругленным низом. Эти были наиболее универсальные хранилища для мелких предметов, доступные широким слоям населения.

Кроме сумки или кошелька на поясе мужчины носили нож в ножнах. Показательно, что этнографы отмечали, что поясной нож в чехле оставался неотъемлемым элементом русского национального мужского костюма, как символ мужчины, свободного человека. Этнографы Тверской обл. отмечают, что еще в начале XX в. мужчины обязательно носили нож: «...без ножика ни кто не ходил - позорно...».

К аксессуарам, которые наверняка находились в поясных сумках мужчин XIV в. можно отнести огниво (кремень, кресало и трут), а так же гребень. Кресала в XIV в. бытовали простой овальной формы.

Рис. Кресала XIV в. (Колчин Б. А. Железообрабатывающе ремесло Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. - М., 1959. Рис. 84).

Гребни XIV в. в большинстве своем простой прямоугольной формы, без узоров.

Рис. Костяной гребень, XIV в. Размер - 3,6 х 3,6 х 0,3 см. Археологическая находка из г. Суздаля. (Костяные гребни XI-XIV вв. из археологической коллекции музея. Каталог. - Владимир, 2006).

К мужским украшениям XIV в. можно отнести перстни-печатки, кресты (металлические, каменные, янтарные), шейные цепи. В завещании новгородца Сильвестра (берестяная грамота № 138, начало XIV в.) упоминаются «две цепи ценою в два рубля с крестом». Кресты носили и на шнуре – гайтане, о чем сохранилось упоминание в берестяной грамоте № 500 (начало XIV в.). Продолжали бытовать энколпионы (кресты-мощевики), металлические и каменные иконки.

Рис. Крест, конец XIV – начало XV в. Бронза, литье. Размеры: 2,1 на 3 см. Узор односторонний, ушко для подвешивания массивное (Энколпионы и кресты-тельники XI- н. XVI вв. из археологической

коллекции музея. Каталог. - Владимир, 1999).

Рис. Створка креста-энколпиона «Великомученик Никита, побивающий беса». XIV — начало XV вв. Медный сплав, литье. 8.1 × 6.2 × 0.2 см. (Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. - М., 2000. Кат. № 14, стр. 26).

Рис. Крест-мощевик наперсный. XIV–XV вв. Серебро; резьба, золочение, чернь. 11 × 7 см. (Шполянская Д. В. Наперсные кресты-мощевики XIV–XVI вв. и кресты-мощевики с владельческими надписями в собрании Отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. — М., 2005. Кат. № 2, стр. 461-462).

В число мужских украшений входят в XIV в. серьги в виде знака вопроса. В Золотой Орде в это время серьги в обоих ушах носили и мужчины и женщины. Мода на такие украшения распространилась