Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
защита банковской информации.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
58.88 Кб
Скачать

Проблемы правовой и организационно-технической защиты коммерческой и банковской тайны как видов конфиденциальной информации

Доступ к конфиденциальной информации, разновидностью которой являются коммерческая и банковская тайна, ограничен в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, которым установлены основания для правомерного ограничения доступа к составляющим ее сведениям посторонних лиц.

Правовые основы ограничения доступа

Законодательство о защите коммерческой и банковской тайны, основанное на Конституции Российской Федерации, включило в себя положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее Закон "О коммерческой тайне"), ряда других законов и подзаконных актов. Принципиальной основой для разработки законодательных норм, посвященных регулированию отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую и банковскую тайну, служат положения Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон о защите информации).

Названный Закон ввел понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой являются коммерческая и банковская тайна, и установил основания для правомерного ограничения доступа к составляющим ее сведениям посторонних в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации *(1).

Понятийный аппарат

Законодательное определение понятия "коммерческая тайна" впервые дано ст. 1392 *(2) ГК РФ (Служебная и коммерческая тайна). Согласно указанной норме "информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности".

Закон "О коммерческой тайне" применил новые подходы в понятийном обеспечении темы, а именно: разделил понятия "коммерческая тайна" и "информация, составляющая коммерческую тайну".

Согласно п. 1 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне" "коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".

Пункт 2 ст. 3 названного Закона устанавливает, что "информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны".

Примененный законодателем прием разделения понятий выглядит не совсем удачным. Утверждение о том, что "коммерческая тайна - это конфиденциальность...", представляет собой тавтологию. Реальное содержание коммерческой тайны - это сведения определенного характера. По указанной причине, по нашему мнению, отделять понятие тайны от составляющих ее сведений нецелесообразно. Кроме того, после принятия Закона "О коммерческой тайне" действующими оказались два, хотя и не противоречащих друг другу, однако текстуально не совпадающих, определения коммерческой тайны.

При этом рассматриваемый Закон "О коммерческой тайне" так и не дал ожидаемых практикой разъяснений о соотношении понятий коммерческой и банковской тайны, хотя для организации защиты сведений конфиденциального характера и правоприменительной практики этот вопрос является весьма актуальным.

Анализ правовых норм, регулирующих отношения по поводу названных видов конфиденциальной информации, свидетельствует о том, что коммерческая тайна представляет собой видовое понятие по отношению к родовому понятию банковской тайны. То есть банковская тайна является частным видом коммерческой тайны точно так же, как банковская деятельность представляет собой один из видов коммерческой деятельности.

Косвенным подтверждением этого являются особенности технико-юридического регулирования названных видов тайн. Как отметил П. Скобликов: "Дефиниция коммерческой тайны (а равно тайны служебной) дана в ст. 139 ГК РФ в разделе "Общие положения", а содержание банковской тайны раскрывается в разделе "Отдельные виды обязательств" в ст. 857 ГК РФ путем перечисления сведений, ее составляющих. Расположение данных статей в Кодексе и отсутствие дефиниции банковской тайны дают основания предполагать, что коммерческая и банковская тайна соотносятся, как общее и особенное" *(3).

Показательно, что ст. 857 ГК РФ ("Банковская тайна") и одноименная ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не содержат определения понятия банковской тайны, а лишь дают неполное перечисление подлежащих защите отдельных видов информации, которое может быть расширено по усмотрению банка.

Немаловажно и то, что перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента от 06.03.1997 N 188, относит все связанные с коммерческой деятельностью сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами к коммерческой тайне. Упоминание о банковской тайне как об отдельном виде таких сведений в названном Перечне отсутствует. Так, например, сведения о банковских реквизитах и расчетных счетах плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отнесены соответствующим перечнем к числу сведений конфиденциального характера (не содержащих отдельного понятия "банковская тайна") *(4).

Представляется, что критерием отнесения информации к категориям коммерческой или банковской тайны является правовой статус субъектов, в собственности (обладании) которых находятся конфиденциальные сведения. В определенных ситуациях коммерческая и банковская тайна могут поменяться статусом, не меняя при этом фактического содержания. Так, например, согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете") содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности организаций является коммерческой тайной. Вполне понятно, что содержание названных регистров, относящихся к деятельности банка, одновременно приобретает статус банковской тайны. Кроме того, согласно установленному порядку заключения договоров юридические лица передают банку для оценки их экономического состояния документы собственной бухгалтерской отчетности, содержащие коммерческую тайну. С момента поступления названных документов в банк последний охраняет их как банковскую тайну.

Следуя указанному принципу, коммерческая организация, в свою очередь, хранит под грифом "коммерческая тайна" банковские документы, содержащие конфиденциальные сведения о совершенных или планирующихся ею коммерческих операциях.

Задача обеспечения защиты коммерческой (а следовательно, и банковской) тайны тесно связана с необходимостью системного описания уголовно-правовой характеристики незаконного собирания сведений, составляющих коммерческую тайну, решения на ее основе ряда проблемных вопросов правового и организационного характера.

Уголовно-правовая ответственность за преступные посягательства на коммерческую и банковскую тайну установлена ст. 183 УК РФ (Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).

С точки зрения юридической техники названная статья содержит два общих состава (получение и разглашение сведений).

Объектом преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, являются отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.

Уголовно-правовая характеристика незаконного собирания сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, является одним из структурных уровней развивающейся единой системы описания преступления, отправным элементом которой служит предмет преступного посягательства.