Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культура древних государств / Культура Древней Месопотамии1.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
176.13 Кб
Скачать

Культура Древней Месопотамии

Исторический очерк

Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства — Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада — древнейшего семитского города в Месопотамии — стал Саргон Древний (по-аккадски — Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения, и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал ... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами-государствами продолжалась.

В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников — западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них — со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II — начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

Религия и мифология

Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования

удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

Когда вверху... (Энум-Элиш)

(Вавилонский миф

о сотворении мира

и людей)

Словесное содержание древних мифов не передает и в принципе не может передать полностью их содержание: текст произносится во время сакрального ритуала, и полный текст мифа — это содержание всего ритуала. «Когда вверху» исполнялся каждый год во время празднования вавилонского Нового года. Целью такого исполнения является возвращение к «началу времен» и исправление недостатков, накопившихся в мире.

Первая табличка начинается описанием первозданного состояния вселенной, когда не существовало ничего, кроме океана пресной воды Апсу и океана соленой воды Тиамат. От их союза родились боги. Первая пара — Лахму и Лахаму ... породила Аншара и Кишар, интерпретируемых ... как круглые горизонты неба и земли. В свою очередь Аншар и Кишар породили Ану — небо и Нудиммуда, или Эйю, — бога земли и воды. Тут возникает разрыв с шумерской традицией. Энлиль ... заменяется богом Эйей, или Энки, который в вавилонской мифологии — бог мудрости и источник магической силы. Затем Эйя порождает героя вавилонской версии мифа Мардука. Но еще до рождения Мардука происходит первый конфликт между старшими богами и теми, кого они породили.

Тиамат и Апсу раздражены производимым младшими богами шумом, и спрашивают Мумму, советника Апсу, как их уничтожить. Тиамат не склонна уничтожать свое потомство, но Апсу и Мумму составляют план. Их намерения становятся известны богам и вызывают у них тревогу, но всеведущий Эйя составляет в противовес их плану свой: он насылает на Апсу сон, убивает его, связывает Мумму и продергивает веревку через его нос. Затем он строит себе священную обитель, называет ее «Апсу» и пребывает в глубоком покое. В этой обители рождается Мардук, и далее следует описание его красоты и устрашающей силы. Первая табличка кончается рассказом о конфликте между старшими, изначальными богами и младшими. Остальные дети упрекают Тиамат за ее пассивность в момент уничтожения Апсу и побуждают ее предпринять что-нибудь, чтобы сделать возможным уничтожение Ану и его сподвижников. Она делает своего первенца Кингу предводителем похода, вооружает его и снабжает таблицами судьбы. Затем она порождает полчища чудовищ, таких как человек-скорпион или кентавр, изображение которых мы находим на вавилонских печатях и пограничных камнях. Тиамат ставит Кингу во главе этого воинства и готовится отомстить за Апсу.

Во второй табличке рассказывается, как совет богов воспринял известие о готовящемся нападении. Аншар взволнован и в отчаянии ударяет себя по бедрам. Он напоминает Эйе о его былой победе над Апсу и призывает его так же расправиться и с Тиамат, но Эйя то ли отказывается выступить, то ли терпит поражение — в этом месте табличка разбита и что происходит с Эйей, не ясно. Затем совет богов посылает от своего имени Ану, чтобы он заставил Тиамат отказаться от ее замысла, но он тоже возвращается ни с чем. Тогда в совете богов встает Аншар и предлагает поручить борьбу с Тиамат могучему герою Мардуку. Отец Мардука Эйя советует ему взяться за это дело, и Мардук соглашается при условии, что совет богов наделит его полной властью и что его слово будет неотвратимо вершить судьбы. На этом кончается вторая табличка.

Третья табличка начинается с повторения рассказа о решении богов и кончается описанием пира, на котором Мардука наделяют той властью, которую он требовал.

Четвертая табличка начинается с возведения Мардука на царский престол и его облачения в атрибуты царской власти. Боги требуют от него доказательства того, что он обладает достаточной мощью для выполнения возложенного на него задания. Мардук заставляет свое одеяние исчезнуть и вновь появиться. Боги довольны и провозглашают: «Мардук царь». Мардук вооружается для боя. Его оружие — лук и стрелы, булава, молния и сеть, которую держат за углы четыре ветра. Наполнив свое тело пламенем и создав семь бушующих ураганов, Мардук восходит на свою грозовую колесницу и выступает против Тиамат и ее воинства. Вызвав Тиамат на поединок, Мардук забрасывает свою сеть, чтобы захватить ее, а когда она раскрывает рот, намереваясь поглотить его, загоняет в ее разверстую пасть злой ветер, который не дает ей сомкнуть челюсти, и пронзает стрелой ее сердце. Демоны из свиты Тиамат бегут, но попадают в сеть и оказываются связанными. Их предводитель Кингу также пойман и связан. Мардук отбирает у него таблицы судьбы и прикрепляет их себе на грудь, тем самым утверждая свое главенство среди богов. После этого он рассекает тело Тиамат на две половины и закрепляет одну из них над землей в виде неба, заперев его на засов и приставив к нему стражу, повелев ей сторожить воды, не давая им уйти. Затем он строит Эшарру, обиталище великих богов, наподобие Апсу, жилища Эйи, и велит Ану, Энлилю и Эйе поселиться там. На этом кончается четвертая табличка.

От пятой таблички сохранились лишь отдельные фрагменты, поэтому невозможно восстановить рассказ о первых шагах Мардука в устроении вселенной. Но ее первые строки показывают, что он начал с создания календаря (надзор за календарем составлял одну из главных обязанностей вавилонского царя). В поэме говорится, что Мардук установил течение года и порядок смены месяцев в соответствии с изменениями луны. Он также установил три небесных «пути»: путь Энлиля в северных небесах, путь Ану в зените и путь Эйи на юге. Наблюдать за небесным порядком он поставил планету Юпитер.

В шестой табличке описывается создание человека. Мардук объявляет о своем намерении создать человека, чтобы он служил богам. По совету Эйи он решает, что для того, чтобы стало возможным появление человечества, должен умереть предводитель мятежников Кингу. Поэтому Кингу убивают, а из его крови создают человечество, которое будет служить богам и «освободит их», иначе говоря, будет выполнять физические работы, необходимые для совершения храмового ритуала, и обеспечивать богов пищей. Затем боги строят для Мардука великий вавилонский храм Эсагилу с его зиккуратом. По приказу Ану провозглашаются пятьдесят великих имен Мардука — описанию этой церемонии и посвящена заключительная часть поэмы.

Таков в общих чертах вавилонский миф о творении, в котором легко проследить лежащие в его основе шумерские элементы. Но в Энума элиш разбросанные во многих шумерских мифах мотивы соединены и спаяны в единое целое.

(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 34-37)