Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc
Скачиваний:
173
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
434.69 Кб
Скачать

2.4. Ответственность за разглашение государственной тайны

В январе 1960г. Президиум ВС СССР внес дополнения в уголовное законодательство:

  • освобождались от ответственности граждане СССР, завербованные иностранными разведками, если они не совершили никаких противоправных действий и сделали добровольное признание;

  • устанавливалось наказание сроком до 7 лет тюремного заключения с последующей ссылкой до 5 лет за агитацию или пропаганду, направленную на подрыв или ослабление законной власти.

В инструкции 1965г. предусматривались следующие положения об ответственности за разглашение защищаемой информации:

  • за разглашение и утрату сведений и документов, составляющих государственную тайну (ОВ и СС), предусматривалась ответственность в соответствии с действующим уголовным законодательством;

  • за разглашение секретных сведений и утрату секретных документов, а также за нарушение требований инструкции предусматривалась строгая дисциплинарная ответственность вплоть до отстранения от секретных работ (это уже было и в инструкции 1959г.);

  • дополнительно предусматривался (по инструкции 1965г.) пункт о возможности отстранения от секретных работ лиц, в отношении которых поступали проверенные данные о недостойном поведении на службе или в быту, о чем сообщалось органу государственной безопасности, с которым согласовывался допуск.

23 июля 1966г. ВС СССР принял указ “Об уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за злостные нарушения правил движения по территории СССР”. Указом предусматривались лишение свободы или исправительные работы на срок до 1 года или штраф в 50 рублей за временный выезд с места постоянного жительства без разрешения. Указ преследовал цель пресечения сбора секретной информации иностранцами и лицами без гражданства.

Общая характеристика периода: совершенствование структуры органов защиты информации, расширение состава межведомственных органов защиты информации в связи с развитием международного научно-технического сотрудничества, усилением режима секретности на важных промышленных объектах, усилением мер противодействия иностранным техническим разведкам. Развитие научных работ в сфере обеспечения защиты информации в учреждениях (в деятельности ПДТК). Более четкое разграничение функций режима и секретного делопроизводства в деятельности секретных отделов учреждений.

3. Отличительные особенности 70-х – 80-х годов, оказавшие влияние на организацию защиты информации

Принятая 7 октября 1977 г. Кон­ституция стала четвертым за 60 лет советской власти основным законом. В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реаль­ностью, с теми чертами общественного развития, которые име­лись в действительности. Главный акцент делался на идее дости­жения социальной и национальной однородности общества (впер­вые в качестве социальной базы советской власти наряду с ра­бочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и ин­тернациональной общности» — советском народе, о едином на­роднохозяйственном комплексе СССР и др.).

Было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утвержда­ла усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.

Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе за­нял блок социально-экономических прав граждан, к числу кото­рых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конститу­ции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

В Конституции были закреплены и положения, предусматри­вавшие расширение прав общественных организаций (на законо­дательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).

Какой бы формально-декларативный налет ни имела Консти­туция 1977 г., в целом она носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (десять положе­ний Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отно­шений).

Однако имевший место в обществе разрыв между словом и делом, безусловно, наложил отпечаток, и на то, что многие за­фиксированные в Конституции права и свободы либо так и оста­лись на бумаге (например, право на свободу демонстраций), ли­бо нарушались.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку ожи­вить экономику страны за счет «совершенствования» безнадеж­но устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимиро­вать экономику эти усилия уже не могли. Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый ли­дер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление цент­рализованного планирования и распределения, некоторые изме­нения ценообразования на уровне отдельных предприятий и ре­гионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важ­ной проблемой.

Решение экономических задач на экс­тенсивной основе предопределило слабость социальных про­грамм. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного про­изводства вновь привели к обострению продовольственной проб­лемы. Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться кар­точная система распределения продуктов. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

В августе 1970 г. был подписан советско-западногер­манский договор, по которому признавались окончательными по­слевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от при­менения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г.— между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое так­же исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегули­ровании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противора­кетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они яви­лись той основой, на которой наметился поворот от конфронта­ции к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства стала война в Афганистане. По официальным данным, в этой необъявленной войне погиб­ло около 14 тыс. советских солдат, ранено — 35 тыс., пропало без вести или попало в плен — более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значитель­но подорвала авторитет СССР в мире. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, объективно ускорив нарастание структурного кризиса.