Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед. этика и деонтология / Медицинская этика.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
52.09 Кб
Скачать

Современные проблемы медицинской этики

Осмысление этих исторических уроков позволяет выделить целый ряд проблем медицинской этики, четыре из них особенно серьезны. Первая и основная проблема касается понимания уязвимости человека, восприимчивости медицины к его страданиям и ее отклика на эти страдания. В практике врача не могут сосуществовать отзывчивость и наделение части людей демоническими признаками; любая шкала достоинств, применяемая к человеку или его страданиям, вредит не только процессу лечения конкретного больного, но и самому врачу, в целом снижая качество оказываемой им медицинской помощи. Современное состояние биоэтики и, как ни парадоксально, уроки бесчеловечных поступков медицины нацистской эпохи вновь заставляют обратить особое внимание на первичность отдельного больного, справедливость и равенство при оказании медицинской помощи, а также на благополучие людей, являющихся объектами научных исследований [26]. Сострадание к человеку ставит перед врачами вопросы о создании достойных условий для умирающих, об усилиях "по восстановлению смирения перед внушающим страх событием" [27], об отказе от отношения к смерти как к чему-то незначительному (это было характерно для холокоста — одного из самых ужасных явлений последнего времени).

Вторая проблема касается того, что можно назвать преобладанием научного подхода, т.е. подхода, во многом лишенного простого человеческого соучастия. A. Harrington [19] задался вопросом, не исчезнут ли в нашу эпоху интенсивных научных разработок и рассуждений о целесообразности, возникающих в результате научного "интереса" и оценки эффективности, последние отголоски сострадания. B. Muller-Hill в бесстрастном комментарии о состоянии науки во времена правления нацистов отметил [28]: "Ученые нередко считают объективными суждения, имеющие весьма сомнительную ценность. Но чистая объективность приводит к оценке всего как вполне допустимого. Для таких ученых стремление к объективности открыло дверь в любую возможную форму варварства". A. Harrington добавляет: "Случайно ли такие истории пишутся красным цветом в современную эпоху высокотехнологичной медицинской помощи, непрерывных научных исследований и все возрастающих опасений, что голос больного и этика индивидуального лечения теряются в системе, где ценится лишь процент "излечения"? В основе таких комментариев лежит забота о первичности отдельного индивидуума.

Третья проблема — это излишняя определенность суждений, которая может стать особенно опасной при смыкании биомедицины и общественной политики. Возникновение и широкое распространение евгеники — движения, базирующегося на примитивном подходе к генетике, ошибочной трактовке весьма слабых с методологической точки зрения доказательств и связанного с плохо завуалированным (а позднее и явным) кровавым государственным расизмом — привело к страданиям десятков тысяч людей в США и смерти миллионов людей в Европе. Представители биомедицинской науки должны помнить, что они занимаются экспериментальной работой, имеющей свои приоритеты; это особенно важно, когда научные успехи во многом зависят от проводимой государством социальной политики. Врачам-исследователям постоянно приходится решать вопросы финансирования научных и клинических исследований, усовершенствования системы здравоохранения и внедрения новых технологий, поэтому политики часто допускаются в лаборатории и клиники, фактически находясь у постели больного. Лица, работающие в области биомедицины, должны быть не только грамотными специалистами, они также должны хорошо представлять себе процесс принятия политических решений, активно защищать интересы медицины, объединяясь в профессиональные общества и ассоциации. Один из впечатляющих уроков истории заключается в том, что при организации охраны здоровья приоритеты государства и общества должны определяться приоритетами заботы об отдельном человеке, а не наоборот. Представите ли медицины обязаны следить за тем, чтобы эти приоритеты были четко сформулированы и отражены в политике государства.

Наконец, крайне важны вопросы равенства и справедливости, связанные с различиями в состоянии здоровья и доступности медицинской помощи. В США люди с низким уровнем доходов обычно обращаются за помощью на поздних стадиях заболеваний, их исходное состояние здоровья хуже, а условия лечения часто не отвечают современным требованиям. Кроме того, проблема нищеты нередко сочетается с проблемой расовой и этнической принадлежности, что серьезно сказывается на качестве медицинского обслуживания, которое, несмотря на завуалированный характер, иногда носит расистский оттенок. Так, было установлено, что в центре неотложной медицинской помощи лицам латиноамериканского происхождения с изолированными переломами трубчатых костей обезболивающие препараты назначаются в 2 раза реже, чем представителям белой расы [29]; в целом больные, относящиеся к этническим меньшинствам, получают менее адекватное обезболивание, чем другие группы больных [30]. В США бедные люди и представители небольших этнических групп, особенно американцы африканского происхождения, получают в больницах менее качественную лечебную помощь, их состояние при выписке менее стабильно, чем у других групп [31]; письменные распоряжения не проводить реанимационные мероприятия чаще касаются женщин, афроамериканцев, больных с деменцией или недержанием мочи [32]. Эти наблюдения можно расценивать как тревожные отголоски основной доктрины нацистской эпохи, когда заранее определялась степень ценности отдельных групп людей для общества.

В дополнение к дискриминации по признакам расовой и этнической принадлежности, пола, возраста и социально-экономического статуса мы вскоре можем столкнуться с дискриминацией на основе генотипа. Достижения современной науки существен но повысили вероятность возникновения новой евгеники, которая будет обладать несравненно более сильным влиянием, потому что основана на достоверных научных данных [33]. Очень важен вопрос, сможем ли мы мобилизовать лучшие умы общества, чтобы направить в нужное русло последние достижения молекулярной генетики, справиться с новым, более мощным биологическим детерминизмом, который способен сместить внимание в сторону влияний окружающей среды (как на индивидуальном, так и на политическом уровне). В одной голландской семье был выявлен ген, тесно связанный с жестоким поведением мужчин в этой семье [34]. B. Muller-Hill задается вопросом, что произойдет, если будут выявлены другие "гены преступности", возникшие в результате мутаций, а частота их выявления окажется разной в различных этнических группах (Muller-Hill B. The specter of kakogenics. Presented at "Eugenic Thought and Practice, a Reappraisal Towards the End of the Twentieth Century", Jerusalem and Tel Aviv, Israel, 26—29 May 1997). Всем нам и особенно врачам придется решать, захотим ли мы признавать евгенические выводы, которые будут проистекать из таких открытий, захотим ли мы участвовать в обществен ных дебатах, которые неизбежно последуют за этим.