Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политическая власть.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
108.54 Кб
Скачать

Политическая власть,

ее эффективность и легитимность

Опубликовано: Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность // Политология: Учебник / Отв. ред. В.С.Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2002. − С.122-136.

Природа и ресурсы политической власти

Функции политической власти и разделение властей

Эффективность политической власти

Легитимность, эффективность, стабильность

Трудно переоценить значение политической власти в жизни общества. В ней − смысл политической деятельности, и никто не может остаться в стороне от нее: всех людей государство делит на властвующих и подвластных. Можно не заниматься активной политической деятельностью, но нельзя уклониться от всепроникающего воздействия государственных институтов, нельзя не иметь того или иного отношения к ним и никак это отношение не выражать. Так что вполне естественно, что понятие «политическая власть» занимает одно из центральных мест в политической науке.

Природа и ресурсы политической власти

Литература по политологии – отечественная и зарубежная – изобилует различными определениями власти. Б.Расел, например, понимает ее как производство намеренных результатов. Г.Саймон усматривает наличие власти «А» над «В» в случае, если «А» определяет поведение «В». Во всех этих подходах нетрудно, однако, увидеть нечто общее. И производство намеренных результатов, и обладание возможностью определять поведение других предполагает существование отношений подчинения, целенаправленного и в той или иной мере достигающего цели воздействия. Можно, таким образом, определить политическую власть как отношение подчинения в политике. Рассматривая ее в управленческом ракурсе, можно сказать, что политическая власть есть прямое воздействие субъекта политического управления на объект, или совокупность функций политического управления, через которые управляющие воздействуют на управляемых, подчиняют их себе, используя для этого государственный механизм.

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Самый примитивный ресурс – грубая сила, применение или угроза применения которой составляет основу физической власти, прямого насилия. Такой может быть деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами. Сама по себе эта власть не является политической, но становится таковой, когда к методам прямого насилия по отношению к социальным группам прибегает государство.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей все больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление. И государственному чиновнику знания и опыт дают порой больше, нежели формальные должностные полномочия.

Еще один источник власти связан с психологией человека. Психологическая власть позволяет определять поведение людей на иррациональном уровне индивидуального и общественного сознания. Возможности такого рода влияния, надо полагать, существенно шире, чем это обычно представляется, а используются они нередко в противовес доводам рассудка, в порядке компенсации недостатка интеллектуальной власти.

Власть человека над другими людьми может быть связана с его нравственным превосходством. Это прекрасно понимают, как правило, люди, преследующие безнравственные цели. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей еще Н.Макиавелли. И все-таки моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда ее обладатель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности человека можно считать базовыми, исходными ресурсами принуждения. Они индивидуализируемы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Но общество предоставило ему целый ряд дополнительных, сугубо социальных источников, которые многократно умножают возможности доминирования.

Наверное, наиболее древний из них – богатство, в том числе деньги, с помощью которых можно купить все остальные ресурсы. В этом случае говорят об экономической власти. Такую власть имеют собственник-работодатель над наемным работником, владельцы мощных корпораций над своими более слабыми конкурентами, хозяин жилого дома над квартиросъемщиком.

Расширение сферы применения власти, усложнение общественных процессов обусловливают возрастание роли взаимодействия между теми, кто вовлечен в управление людьми. Индивидуальные возможности и богатство отдельно взятого человека все чаще отступают на второй план перед хорошей организацией дела. Организационная власть может становиться решающим фактором подчинения людей, если речь идет об управлении сложными социальными организмами. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в современных гигантских экономических корпорациях, в крупных общественных организациях. Не случайно в последние годы повсеместно отмечается тенденция роста влияния директоров, зачастую оттесняющих собственников от власти на своих предприятиях.

Сегодня нельзя наконец не учитывать и такого источника власти, как владение информацией, ее сокрытие и воздействие через нее. Информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных отношений, приобретая в некоторых случаях самодовлеющее значение. О средствах массовой информации давно заговорили как о «четвертой власти», хотя порой создается впечатление, что они претендуют на первую роль. Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих ее на пути и к элитам, и к массам, а также на информационные барьеры, создаваемые силовыми и прочими секретными ведомствами. Все это – тоже информационный ресурс власти, возможности которого вряд ли уступают потенциалу СМИ.

В конкретных ситуациях в той или иной мере бывают задействованы все источники власти, особенно если речь идет о власти общественных группировок. Тем более когда она осуществляется с использованием такого сложного и масштабного механизма, каким является государство, приобретая тем самым характер политической власти. Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство таким образом интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.