Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

социология / Виртуальное общение личностные особенности

.pdf
Скачиваний:
30
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
166.1 Кб
Скачать

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

Н.В. Зорина

Следствием развития любого общества считается появление новых технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой – особенностями виртуальной коммуникации. Эта новая форма общения вызывает интерес у многих психологов.

Психологические исследования в области влияния Интернетпространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение опосредованное компьютером»), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет», «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»), М.С. Шевченко («факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении») и др.

В связи с ростом общественного интереса к Интернет-пространству появляется новая многочисленная категория людей, имеющих большой опыт общения в среде Интернет. Каковы же личностные особенности пользователей, специфика их общения в виртуальном социуме? Эти вопросы будут затронуты нами в рамках данной исследовательской работы.

Коммуникация – основнойвиддеятельностивИнтернет-пространстве. Существует несколько форм такого вида общения: диалоговое (при помощи электронной почты и виртуальных пейджеров) и полилоговое (конференции, форумы, чаты). Особое внимание следует обратить на диалоговую форму общения через виртуальный пейджер ICQ. Программа ICQ позволяет вести приватные беседы в реальном времени одновремен-

но со многими пользователями.

Предположив наличие некоторого своеобразия Интернет-общения, мы провели исследование, основанное на методах включённого наблюдения, анализе текстов переписки, беседе с пользователями ICQ, и вывели следующие предположения об особенностях общения через Интернет.

Основной характеристикой виртуальной коммуникации является анонимность, физическая непредставленность участников в процессе общения. Отсюда вытекает ряд особенностей такого вида коммуникации.

138

Во-первых, в процессе виртуального общения теряют своё значение невербальные средства. Возникает состояние эмоциональной депривации, несмотря на присутствие стандартного набора «смайлов» виртуального пейджера, отражающих те или иные эмоциональные состояния. Отсюда возникает недопонимание, неправильное истолкование смысла отдельных фраз во время виртуальной беседы.

Во-вторых, физическая непредставленность порождает преобладание механизмов стереопитизации и идентификации в процессе формирования представления о собеседнике. Таким образом, желаемое выдаётся за действительное в виртуальном социуме на много чаще, чем в процессе реального общения.

В-третьих, анонимность в акте коммуникации приводит к тому, что ряд барьеров общения теряет своё значение. Таким образом, возрастные, статусные, гендерные барьеры, барьеры связанные с физическими недостатками исчезают в процессе Интернет-общения. Следствием этого может служить, с одной стороны, простота и раскрепощённость в общении, а с другой – своеобразная свобода высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений и домогательств), т.к. риск разоблачения и негативной оценки минимален.

Другим важным следствием анонимности виртуального общения является обогащение возможностей самопрезентации человека. Т.е., речь идёт о конструировании идентичности по своему выбору. « Вопрос о том, как соотносится реальное «я» с виртуальной личностью, где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией – основной вопрос, возможный при рассмотрении игр с идентичностью» (Reid,1994).

Нами было проведено исследование по изучению виртуального компонента идентичности.

Анонс исследования проводился по средствам Интернет через рассылку писем по электронной почте. Испытуемым, согласившимся участвовать в исследовании, высылался пакет анкет, с сопроводительной инструкцией и гарантиями конфиденциальности. В группу испытуемых входили студенты, пользователи программой ICQ, проживающие в г. Рязани. Таким образом, в исследовании участвовало 30 человек (15 юношей и

15девушек).

Входе исследования нами была использована методика личностного дифференциала адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева. Испытуемым предлагалось оценить каждую их трёх ролевых позиций (реальное «Я», «идеальное Я» и «виртуальное Я») по ряду шкал, характеризующих полюса трёх основных факторов семантического дифференциала (оценки, силы, активности).

139

В результате обработки первичной информации были составлены матрицы, подсчитаны средние показатели по факторам оценки, силы, активности, и общая средняя по всем факторам.

Результаты сравнения средних:

(по всем трём факторам) виртуальное Я приближено к реальному, хотя разница показателей с идеальным я также не высокая;

(по фактору О) виртуальное Я более тревожно, не удовлетворено своим поведением, чем идеальное и реальное Я;

(по фактору С) виртуальное Я более социально зависимо, не уверено

всебе;

(по фактору А) регистрируются более низкие показатели общительности, активности, импульсивности, более высокая степень спокойствия, пассивности, интровертированности, по сравнению с реальным и идеальным Я.

Следующим этапом обработки было использование корреляционного анализа для определения связи между идентификационными структурами.

Таким образом, получены результаты корреляции показателей по виртуальному и реальному Я, и по идеальному и виртуальному я (соответственно по факторам оценки, силы и активности). Обработка проводилась при помощи программы stadia.

Результаты корреляции:

выявлена заметная корреляционная связь по фактору оценки между виртуальным и реальная Я и виртуальным и идеальным Я, следует отметить, что зарегистрированная связь в первой паре сильнее, чем во второй;

выявлена умеренная корреляционная связь по фактору силы между виртуальным и реальным Я;

при сравнении общих показателей по всем факторам (х(в) и х(и); х(р) и х(в)) корреляционной связи не выявлено.

Таким образом, опираясь на результаты корреляционного анализа, можно сделать вывод, о том что виртуальная идентичность в целом не зависит ни от реального, ни от виртуального компонентов, хотя выявлена значительная зависимость от обоих компонентов по фактору оценки и умеренная связь виртуального я с идеальным по фактору силы.

Итак, гипотезу о том, что виртуальная идентичность является новым идентификационным образованием в структуре личности, обособленным от реального и идеального компонентов, поставленную нами в исследовании, нельзя полностью подтвердить или опровергнуть. С одной стороны, виртуальное Я не имеет существенной зависимости от реального и идеального компонентов идентичности, что подтверждает корреляционный анализ, а с другой – анализ средних и корреляция по отдельным фак-

140

торам показывают, что виртуальное Я приближено по своим характеристикам к реальному, и имеет заметную зависимость от обоих компонентов по фактору оценки. Всё это лишь подтверждает тот факт, что структурные компоненты идентичности, с одной стороны, существенно отличаются друг от друга по многим психологическим показателям (что говорит в пользу того, что виртуальная идентичность является новым идентификационным образованием), а с другой – все они являются частью одной «идентификационной матрицы», где с т.з. французского учёного С. Московичи, распределением информации руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей.

Интересны и качественные отличия виртуальной идентичности от реального и идеального компонентов. При анализе средних показателей факторов оценки силы и активности было выявлено, что виртуальное я более тревожно, не уверено в себе. Возможно, это является причиной частого множественного выбора ролей в Интернет-пространстве. Следует отметить особую раскованность, открытость, общительность виртуальной личности как проявление некой компенсации внутренней неуверенности. К тому же, не следует забывать, что виртуальная личность менее социально желаема, чем реальная.

Такое несоответствие реального и виртуального компонентов идентичности создаёт некоторые трудности при межличностном общении. Очень часто виртуальные знакомства могут переходить в реальные, в особенности между противоположными полами. В результате проведённого опроса, нами было выявлено, что виртуальные собеседники чувствуют некий барьер при переходе к реальному общению. И чем длиннее период виртуального знакомства, предшествующий виртуальному, тем ощущение разницы сильнее. Именно поэтому, если интерес к человеку выходит за рамки виртуальности, опытные обитатели виртуальных социумов советуют не тянуть с переходом в реальность, и делать это желательно ещё на этапе, когда в отношениях только наметилась близость, дружеская или любовная, и образ ещё не сформировался и не устоялся. В таком случае виртуальная и реальная составляющая будут дополнять друг друга и вы избежите раздробленности восприятия.

Вопрос виртуального общения интересует многих исследователей. Его изучение не исчерпывается только исследованием особенностей Ин- тернет-коммуникации и формирования идентичности в виртуальном социуме. Действие глобальной сети на её обитателей противоречиво. С одной стороны, Интернет – источник информации и способ общения, а с другой – это среда, порождающая такую форму аддиктивного поведения как Интернет-зависимость. В целях изучения категории пользователей,

141

склонных к аддикции нами было проведено исследование их личностных особенностей. Основная гипотеза, сформулированная перед началом проведения исследования: пользователи Интернет, склонные к Интернетзависимости, имеют ярко выраженные личностные особенности, отличающие их от обычных обитателей виртуального социума. В исследовании участвовало 30 пользователей сетью Интернет, из них 2 девушки и 28 молодых людей. Такой состав выборки в той или иной мере отражает общую картину соотношения пользователей Интернет. Т.е. молодых людей насчитывается больше в виртуальном социуме, чем девушек. Средний возраст испытуемых составил 21 год.

На первом этапе исследования феномена Интернет-зависимости была исспользоваана методика К. Янг на выявления степени склонности к виртуальной аддикции. В результате обработки данных испытуемые были разделены на 2 группы: склонные (от 50 баллов и выше) – 15 человек и не склонные к интернет зависимости (не выше 49 баллов) 15 человек.

На втором этапе был проведён факторный личностный анализ испытуемых с помощью личностного опросника Р. Кеттелла.

Для интерпретации результатов, выявления различий между зависимыми и Интернет-независимывми испытуемыми было необходимо осуществить сопоставление 2-х выборок по каждому из 16-ти факторов. Рассчёты проводились с помощью непараметрического критерия Манна-

Уитни (GenStat 6.0 Adition).

Значимые различия выборок зафиксированны по фактору L (– «Алаксия», + «Протенсия»). (U = 72, P = 0,098 при уровне значимости равном 0,05 ) Существуют высоко значимые различия результатов по данному фактору между двумя группами. Результаты пользователей склонных к Интернет-зависимости имеют более низкие показатели, чем показатели по данному фактору у обычных пользователей.

Таким образом, склонные к Интернет-зависимости пользователи более неуверенны в себе (чувство собственной незначимости, комформности), жалуются на перемены, не внимательны к замечаниям, и в тоже время показывают более высокие результаты по таким характеристикам личности, как внутренняя расслабленность, учтивость, не злопамятность, по сравнению с обычными пользователями.

При сравнении показателей по остальным 15 факторам значимых различий выявлено не было.

Дополнительно было проведено исследование доминирующей репрезентативной системы обычных пользователей сети и склонных к интернет-аддикции с помощью теста на ведущую репрезентативную

142

систему. Различий в преобладании какого-либо типа у двух выборок выявлено не было. Но по результатам исследования можно сделать вывод о преобладании думающего, компьютерного типа репрезентативной системы у большинства пользователей Интернет, в не знависимости от степени их виртуалньтой зависимости.

Итак, Интернет-зависимость – это достаточно новый и до конца не изученный феномен. Поэтому отношение специалистов к нему противоречиво. Одни не придают Интернет-аддикции особого значения и не выделяют её как отдельной явление, другие – считают эту форму аддиктивного поведения представляющей опасность для нормального развития личности. Мы же, в заключение, хотели отметить, что о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных массовой компьютеризацией общества, знают все, а минусы часто забываются. Поэтому, лучше быть хорошо информированным в случае предотвращения или возникновения опасности, чем не знать об этом явлении вовсе.

Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть его, то в виртуальности нет ничего кроме людей. Люди – главное мерило этого мира и его главное богатство. Интернет позволяет им усваивать свои правила общения, формировать идентичность по своему собственному выбору. Научная рефлексия социаль- но-психологических проблем компьютерно опосредованной коммуникации ещё только начинается. И в связи с бурным развитием общества, использованием глобальной сети Интернет интерес к проблеме формирования личности в виртуальном социуме не угаснет ещё долгое время.

143