Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

СМИ / Фотожурналистика / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА СЕГОДНЯ

.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
51.71 Кб
Скачать

ФОТОЖУРНАЛИСТИКА СЕГОДНЯ

На последнем фестивале фотографии в Перпиньяне в очередной раз была провозглашена смерть фотожурналистики. Гуру фотографии жаловались на отсутствие работы, потерю многими фотоагентствами самостоятельности и их подчиненное положение по отношению к крупнейшим корпорациям, таким как Corbis, Getty и Hachette, которые за последние годы успешно провели кампанию по приобретению и самих агентств, и фото-коллекций, и имидж-банков. На данный момент эта тройка вполне в состоянии влиять на рынок и самостоятельно решать, что именно достойно публикации, а что – нет.

Новостная фотография – это ежедневная съемка текущих событий, не важно – местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters, AP и AFP, а локальные новости – прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов (freelance). В этом секторе появление цифровых камер очень быстро и очень серьезно изменили ситуацию. Многие известные сегодня фотографы начинали свою карьеру именно с новостной фотографии. Работа с новостями – прекрасная школа для фотожурналиста. Ежедневная необходимость снимать самые разные сюжеты – от криминальных происшествий и политических мероприятий до событий мирового масштаба – дает фотографу великолепную возможность проявить быстроту реакции в построении композиции, а это умение вряд ли разовьется у того, кто никогда не работал с новостями.

С другой стороны, репортаж, это та же работа с новостями, но все же растянутая во времени – в среднем на неделю. Этот поджанр фотожурналистики находится в очевидном кризисе и все еще существует только благодаря некоторым фотографам-фрилансерам, воле случая и небольшим заказам. Затраты достаточно велики, и поэтому работа эта не очень прибыльна, а предложение намного превышает спрос. К тому же в этом жанре работает не так много фотографов, предлагающих материал высокого качества, а также легко меняющих темы и способных постоянно жить в переездах и перелетах с места на место. Хороший репортаж – это история, а фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный фотоочерк.

Документальная фотография - по сути, это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Именно документальная фотография должна выжить, и именно она, с течением времени, может принести фотографу славу и деньги. Однако и самому фотографу необходимо хорошо знать рынок, чтобы иметь возможность получать гранты и награды, полезные не только в материальном плане, но и с точки зрения поддержания интереса к темам, над которыми он работает. Кроме того, фотограф должен обладать страстью к работе и быть при этом достаточно дисциплинированным. Хорошая, качественная работа, посвященная интересной теме, также может способствовать возникновению новых ниш на рынке. Новые возможности открывают спонсоры, гуманитарные организации, выставки, издатели книг и альбомов. Издатели находятся в постоянном поиске материалов и тем для книг, каталогов и связанных с этим выставок.

РЫНОК ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ

Новые технологии вошли в нашу жизнь. Безусловно, интернет-издания стали самым динамичным средством массовой информации. Развитие «он-лайн» изданий – газет и журналов – открыло новый рынок. Многие еженедельные веб-издания заказывают фотоочерки у печатной прессы.

Электронные журналы дают читателю возможность интерактивного общения, и их могут издавать и агентства, и фотографы-фрилансеры, а содержание может быть каким угодно – соответственно вкусу и представлениям издателя. Конечно, создать и поддерживать сайт не так просто. Это занятие требует времени, определенных вложений, увлеченности и технических знаний, в любом случае необходимых каждому, кто работает с фотографией в сети.

Использование новых цифровых и интернет-технологий означает и то, что сокращается количество работников, занятых архивами. Тяжелая работа с архивами становится гораздо проще. К сожалению, первоначальные вложения оправдываются не так быстро – требуется довольно много времени, чтобы окупить затраты. Это влияет и на работу фотографа – его участие в инвестициях выражается в понижении суммы его и без того небольшого гонорара.

Фотографы имеют возможность оказаться лицом к лицу с рынком, создавать свои собственные сайты, на которых они могут «вывешивать» свои работы, портфолио и сопроводительные тексты. У них появился шанс поверить в собственные утопии: автор может напрямую общаться с публикой, со зрителями. Надо отметить, что существует огромная потребность не просто в новостной «картинке», все более и более мы хотим видеть причины и мотивации, стоящие за определенными фактами – тот сорт фотографии, о котором сейчас газеты, кажется, забыли.

Цифровые камеры открывают новые рынки. Только представьте себе, какой объем визуальной информации используется интернетом. Сайтам нужны изображения, которые нужно получить как можно быстрее. Подумайте, какие возможности дает цифровая подписка, например, на использование фотографий на спортивную тему. Цифровая фотография открывает новые горизонты и сама создает новые ситуации ее применения, но, на мой взгляд, она никогда не сможет заменить традиционную фотографию по своей значимости.

«Традиционные» фотографы-профессионалы используют цифровые камеры, и не только для создания фотографий, но и для того, чтобы снимать видео для интернета (иногда и со звуком – прим. ред. – см. ресурс DigitalJournalist). Возникла нужда в фотожурналистах, способных «поставлять» для публикации в интернете полноценные фотоистории, сопровождаемые небольшим текстом и подробными подписями. Со временем они полностью интегрируются в эту компьютеризированную систему, и все условия продажи, эксклюзивности и ценообразования кардинально изменятся. Фотографы будут получать комиссионные от рекламы: чем больше людей посетит сайт, тем больше денег получит фотограф. В связи с этим, возможно, возникнут некоторые этические проблемы: шокирующее изображение, может быть даже не подлинное, может привлечь поначалу публику, но со временем только качественные, по-настоящему хорошие работы одержат верх. Здесь мы опять говорим о необходимости визуальной грамотности.

С другой стороны, возникнут и негативные аспекты, о которых мы должны знать заранее. Страх, что фотографии могут стать объектом незаконного распространения и воровства, вполне обоснован и не является плодом фантазии. И чем больше различные компании разрабатывают стратегии защиты, тем легче их обмануть, но и это не новость – фотографии крали всегда, не важно - из альбомов, из газет, или из интернета.

Я не буду задерживаться на махинациях, о которых мы все знаем. В некоторых случаях они так неприличны и неприятны, что, на мой взгляд, лучшее визуальное образование и более корректная работа фоторедакторов, особенно в газетах и учебных пособиях, сделают эти махинации очевидными для всех. Например, журнал о природе, на обложке которого красуется «картинка» обработанная в Photoshop-е, сильно проиграет в производимом впечатлении из-за искусственности использованного изображения. Лев в таком случае теряет всю свою выразительность и выглядит как кукла Барби.

Кроме того, может возникнуть риск «однородности», гомогенности визуальной коммуникации. Фотографий, отобранных самыми крупными агентствами по некоторым темам, будет не так много, а это значит, что работы только небольшого круга фотографов попадут в большие международные цифровые архивы, являющиеся источником, с которым работают редакторы. Мы все будем видеть снова и снова одни и те же фотографии на исторические, политические и другие темы. Так уже было в прошлом веке: фотографии, когда-то очень широко публиковавшиеся американскими источниками, уже запечатлелись в галерее нашей визуальной памяти. Но история фотографии писалась и другими авторами, чьи работы были забыты навсегда. Недавний пример – Косово (прим. ред. – аналогичные, более “свежие” примеры – Чечня, Афганистан, Ирак…). Никогда еще одно событие не было запечатлено таким большим количеством разных фотографов, но публикации удостаивались далеко не всегда самые лучшие работы. На первый план вышли «продвигаемые» агентствами авторы или те, что случайно оказались в нужное время в нужном месте.

Неуверенность и колебания агентств в определении и фиксировании правил рынка, касающихся фотоизображений для Сети, грозит им риском потери прав или продажи их по смешным ценам. В то же время, из-за дороговизны цифровых технологий и сканирования, агентства готовы поднять уровень комиссионных, чем могут спровоцировать для фотографов еще худшую, чем при использования аналоговых систем, ситуацию.

ЭТИКА

Существует серьезная необходимость в «моральном кодексе», который бы управлял миром фотографии. Этот кодекс нужен всем, кто работает с фотографией, а именно: фотографам, агентам, фоторедакторам, журналам, музеям, издателям и галеристам. Отсутствие единой этической системы опасно, когда мы беремся формировать и обучать подрастающее поколение, без нее невозможно воспринимать искусство и наслаждаться красотой, а нас эта ситуация превращает в жертв самого грязного мошенничества. В Италии ситуация даже хуже из-за отсутствия «реестра» фотографов или какого-нибудь закона, охраняющего фотожурналистов, какой, например, есть и для телевизионных журналистов и для прессы. Зачастую, журналистская братия вообще не воспринимает фотожурналистов как «своих» и не защищает их.

Когда я читаю «пояснения» к фоторепортажам, права на публикацию которых будут продаваться газетам, я бываю обескуражена. Запреты, обязательства, угрозы – и даже всего этого не достаточно для того, чтобы отбить у всех желающих охоту не по назначению использовать фотографии. Ничто не может заставить ответственных лиц следовать указаниям, относительно местоположения пояснительного текста или с уважением отнестись к контексту, в котором фотографии или подписи к ним были сделаны. Огромное количество ассоциаций во всем мире, представляющих фотографов и занимающихся защитой автономного языка фотографии, опускают руки и сдаются, наталкиваясь на стену равнодушия людей, с которыми им приходится общаться. Только самые крупные имена способны, хотя бы частично, добиться к себе уважительного отношения, а это только усугубляет ситуацию, сложившуюся в фотожурналистике. Иногда оказывается достаточно небольшого инцидента, чтобы разрушить карьеру молодого фотографа в самом начале пути или ограничить его творческий потенциал унизительными рамками рутинной работы. Так возникают легенды, согласно которым фотографы по натуре люди очень раздражительные, с повышенной чувствительностью, меланхоличные, неразговорчивые, нуждаются в руководстве не только с технической, но и с психологической точки зрения.

Первый этический шаг делает фотожурналист в тот самый момент, когда решает рассказать нам некую историю. Фотограф должен оберегать, охранять ту правду, которую, как он считает, он хочет донести до зрителя. Он должен охранять и самого зрителя своим стремлением не искажать факты ради карьеры, и в то же самое время ему необходимо не забывать и об интересах своего «патрона», если таковой имеется. Чтобы все это суметь, от фотографа требуются сильные профессиональные качества, большое желание и решимость выработать такой тип поведения, при котором выполнение всех этих требований становится совершенно естественным и само собой разумеющимся делом, о котором можно даже не задумываться. Некое событие, как возможность фотографу себя проявить, не всегда оказывается «под рукой» и мы должны благодарить его за способность и эмоциональную готовность вычленить из потока некий факт и рассказать нам о нем визуальным языком. При отсутствии всех необходимых ингредиентов вряд ли мечта и утопия фотожурналистики когда-нибудь материализуются. Фоторепортеру нужен только его талант и камера, чтобы заставить зрителя действовать и думать «политически» в высоком смысле этого слова. Поэтому очевидно, что в случаях, когда фотограф чувствует, что он попал в цель, он будет воспринимать любое искажение его мысли как оскорбление его профессионального достоинства.

Другая ситуация, на которую почти не обращают внимания, это особые отношения между фотографом и фотографируемым. Надар (Nadar) инстинктивно почувствовал эти напряженные отношения между хищным «мучителем» (фотографом) и его много о себе возомнившей «жертвой» (фотографируемой персоной), а его довольно смешные заметки – «предвкушение» проблем, с которыми столкнулись фотографы-портретисты и их модели, не важно – знаменитые или нет. Надар сетует на ожидания «клиента» и на тщеславие, прежде всего, мужское, и открыто завидует своему другу Этьену Карьяку (Etienne Carjac), ставшему фотографом по страстному желанию, а не по необходимости. Он даже заявил, что его коллега добился большего успеха благодаря своей эклектичной и разносторонней натуре (он был поэт, художник и фотограф одновременно). Карьяк также является автором одной из самых часто используемых фотографий в мире – портрета Артура Рембо, совсем недавно ставшего жертвой наглой махинации. Его фотографию «состарили», чтобы получился портрет более взрослого или просто более “Di Caprified” персонажа, и получившееся изображение напечатали на приглашении на выставку, посвященную поэту. Проблема контроля за фотографиями со стороны автора или представляющего его интересы агента, не столько финансовая, сколько моральная проблема защиты и сохранения ценности фотоработы.