Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
485671.rtf
Скачиваний:
34
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
246.29 Кб
Скачать

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Введение

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т.д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т.п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которым ознаменовалось царствование Александра II.

В этот период была в разгаре и принимала неблагоприятный оборот Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил полную решимость продолжать борьбу и добиться мира, что в скорее и было достигнуто. В Париже собрались представители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат. Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его – ограничение морских сил России на Черном море – была устранена еще при жизни Александра.

«Божиим Провидением и освященным законом престолонаследия быв призваны на прародительский Всероссийский престол, в соответствии сему призванию Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния». Эти слова из манифеста Александра были воплощены им в отмене крепостного права и судебной, военной, образовательной реформах, в отмене телесных наказаний, цензуры и устройстве земств. Получив в наследство потрясенную и разочарованную Россию, Александр сумел превратить ее в стремительно развивающееся государство. Император – реформатор, Император – освободитель, Император – миротворец. Он завершил Крымскую и затяжную Кавказскую войны, освободил Балканы от многовекового турецкого владычества, добился мира в Европе и сделал Россию мощной и влиятельной.

  1. Александр II

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II (1818–1881). Александр Николаевич родился в великокняжеской семье: его отец был братом императора Александра I. Из-за бездетности царя в глазах окружающих Александр воспринимался как претендент на престол. Наследником он был объявлен в декабре 1825 г., когда царем стал Николай I.

Воспитателем будущего наследника в детские годы был капитан К.К. Мердер. Человек высоких нравственных правил и мужества, доказанного им, в частности, в битве при Аустерлице, он доказывал благотворное влияние на Александра, находясь при нем около 10 лет. Вступив на трон, Николай I поручил заботу об образовании наследника поэту В.А. Жуковскому.

Едва ли не важнейшим итогом обучения под руководством Жуковского было идейное и нравственное воздействие поэта на будущего царя. Он стремился привить своему воспитаннику уважение к свободе, отвращение к деспотизму.

Как и положено наследнику, Александр Николаевич участвует в государственной деятельности. Определенный царем в председатели Секретного комитета по крестьянскому делу, цесаревич занимает по отношению к крепостному праву вполне консервативную позицию. Смерть отца, поражение в Крымской войне побуждают его, вступившего на престол, по-новому задуматься о судьбах империи.

  1. Необходимость реформ

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности…».

  1. Крестьянская реформа

В январе 1857 г. правительство Александра II создало секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в Министерстве Внутренних Дел заместителем министра А.И. Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы, которая хоть и давала крепостным гражданские права, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в имении. В этом случае крестьяне получили бы в пользование надельную землю, за которую должны были бы нести повинности. Эта программа была изложена в императорских рескриптах.

19 февраля 1861 г. императором был подписан окончательный вариант проекта реформы, претерпевшей ряд изменений, а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово–промышленной деятельностью, покупать и продавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно земельный надел и так называемую усадебную оседлость (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т.п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом, русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенные фиксированные повинности.

Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных государством норм. В зависимости от регионов эти нормы составляли: в черноземных губерниях – от 1,5 до 4 десятин земли (десятина=2400 кв. сажен=1,097 га), в нечерноземных – от 1 до 7 десятин, в степных губерниях – от 3 до 12 десятин.

Помещики имели право сохранять за собой не менее 1/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбирались в пользу помещиков.

Земли предоставлялись крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался, исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Например, если в нечерноземных губерниях оброк был 10 рублей в год, то выкуп за земельный надел составлял 166 рублей 66 копеек.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временно обязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Крестьянская реформа охватила также удельную и государственную деревни. Реформа удельной деревни включала в себя: 1) освобождение удельных крестьян от личной зависимости, произошедшее еще в 1858 г.; 2) Определение поземельного устройства, повинностей и выкупа согласно Положению от 26 июня 1863 г.; 3) Получение удельными крестьянами наделов, которыми они пользовались до реформы; 4) Преобразование оброчной подати в выкупные платежи в пользу царской земли. Реформа государственной деревни состояла в: 1) Издании закона о поземельном устройстве государственных крестьян 24 ноября 1866 г. 2) Переводе государственных крестьян на выкупные платежи 2 июня 1886 г. 3) Получении в распоряжение государственных крестьян земель, которыми они пользовались до реформы.

  1. Земская реформа

Земская реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. В годы демократического подъема (1859–1861) руководил подготовкой земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г., когда «верхи» сочли, что отмена крепостного права разряжает опасную для царизма напряженность в стране, Александр II заменил Милютина консерватором П.А. Валуевым. Милютинский проект был Валуевым скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать их, как они о себе говорили, «передовой ратью земства». Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 г.

В основу земской реформы были положены два новых принципы – бессословность и выборность. Распорядительными органами земства, т.е. нового местного управления, стали земские собрания: в уезде – уездное, в губернии – губернское (в волости земство не создавалось). Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Все избиратели были разделены на три курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей, 3) выборных от сельских обществ.

В первую курию входили владельцы не менее 200 десятин земли, недвижимой собственности на сумму более 15 тыс. рублей или годового дохода свыше 6 тыс. рублей. Владельцы менее 200 (но не меньше 10) десятин объединялись, и от того их числа, которое совокупно владело земельным массивом в 200 (как минимум) десятин, избирался один уполномоченный на съезд первой курии.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы недвижимости не менее чем на 500 рублей в малых и на 2 тыс. рублей в больших городах или торгово-промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тыс. рублей.

Третья курия состояла главным образом из должностных лиц крестьянского управления, хотя здесь могли баллотироваться и мастные дворяне, а также сельское духовенство. Так, в Саратовской и Самарской губерниях в гласные от крестьян прошли даже пять предводителей дворянства. По этой курии, в отличие от первых двух, выборы были на прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, там выбирались выборщики, а затем уездный сход выборщиков избирал депутатов (гласных, как они назывались) в уездное земское собрание. Это было сделано для того, чтобы «отсеять» из крестьян неблагонадежные элементы вообще ограничить крестьянское представительство. В результате, по данным на 1865–1867 гг., дворяне составили 42% уездных гласных, крестьяне – 38%, прочие – 20%.

Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета – один губернский гласный на шесть уездных. Поэтому в губернских собраниях преобладание дворян было еще большим: 74,2% против 10,6% крестьян и 15,2% прочих. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде – уездный, в губернии – губернский.

Так выглядели распорядительные органы земства. Исполнительными его органами стали земские управы – уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях (на 3 года, как и собрания). Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской – министр внутренних дел). В земских управах дворяне преобладали абсолютно: 89,5% гласных всех губернских управ против 1,5% крестьян и 9% прочих.

Показательно, что в тех губерниях, где дворянско-помещичье землевладение отсутствовало или было слабым (в Архангельской и Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии), а также в национальных районах с малым числом русских помещиков (Польша, Литва, Белоруссия, Западная Украина, Кавказ), земство не создавалось. Всего к концу 70-х годов оно было введено в 34 из 50 губерний Европейской России.

Преобладание дворянства в земских учреждениях делала их безопасным для правительства. Однако царизм даже таким учреждениям не посмел дать реальную власть. Они были лишены каких бы то ни было политических функций и занимались исключительно хозяйственными нуждами уезда или губернии: продовольствием, местными промыслами, страхованием имущества, почтой, школами, больницами. Но даже такая деятельность земства была поставлена под неусыпный контроль центральных властей. Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Политически земство было немощным. Тем не менее, земство как учреждение прогрессивное содействовало национальному развитию страны. Его служащие наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяла агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю и особенно народное образование, и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Врачей на селе до введения земств вообще не было (исключая редкие случаи, когда помещик сам открывал на свои средства больницу и приглашал фельдшера). Земства содержали специально подготовленных сельских врачей (число их за 1886–1880 гг. выросло вчетверо). Земские врачи (как и учителя) заслуженно считались лучшими.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]