Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ucheba / Русский язык и культура речи для технических вузов_Данцев Нефедова_2003 -320с

.pdf
Скачиваний:
97
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Серия «Учебники для технических вузов»

А.А. Данцев, Н.В. Нефёдова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рекомендовано Академией гуманитарных наук РФ для технических направлений

и специальностей вузов

Ростов-на-Дону «Феникс»

2002

ББК А5я 72-1 Д 19

Рецензенты:

кандидат филолог, наук, профессор, М.В. Буланова-Топоркова

кандидат филолог, наук, профессор А.С. Кутькова

Данцев Д.Д., Нефедова Н.В.

Д19 Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с (серия «Учебники дя технических вузов»).

ISBN 5-222-01787-7

Учебник подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта. В нем рассматриваются особенности совершенствования орфографических, пунктуационных и речевых навыков письменной речи, приведены алгоритмы орфографической работы со словом и синтаксической работы с предложением. Дана характеристика языка как знаковой системы передачи информации.

Рассмотрены функции, основные единицы и виды общения, его приемы. Особое внимание уделено качествам речи, соблюдению языковых норм, описаны основные функциональные стили современного русского литературного языка. Изложены элементы классической риторики, проанализирована специфика формирования навыков создания научного и технического текста.

Для Технических направлений и специальностей вузов.

ISBN 5-222-01787-7

ББК А5я 72-1

©Замысел и разработка серии: Баранчикова Е.В., 2002

©Данцев А.А., Нефедова Н.В., 2002

©Оформление «Феникс», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

АЛ. Толстой

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

КТ. Паустовский

В нашей стране исторически сложилось так, что долгое время изучение русского языка было ограничено для значительной части молодого поколения рамками средней школы. В высших учебных заведениях нефилологического профиля оно просто не проводилось. Ныне такого рода образовательная ориентация наглядно продемонстрировала свою ущербность. Стало очевидным, что подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельного обучения их русскому языку малопродуктивна. Инженер, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрызает перед коллегами, которые получили серьезную языковую подготовку.

Не секрет, что в среде современной отечественной интеллигенции резко снизился уровень речевой культуры. Тем самым поставлено под сомнение её общепризнанное в прошлом право — быть хранительницей чистоты и правильности родного языка. В других социальных слоях российского общества положение еще хуже. Это своего рода сигнал бедствия, которое еще не разразилось. И если с русским языком мы будем и далее обращаться так, как это стало «модным» в самом конце XX столетия, — усиленно наводнять его вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность, то рискуем стать свидетелями трагедии потери русским народом национального лица.

Размышляя об этом, невольно вспоминаешь сказанное словно бы специально для нас великим Иваном Сергеевичем Тур-

геневым: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». В словах писателя и призыв, и признание, и предупреждение. В них завет, который выполнять нам и нашим потомкам.

Одним из проявлений общей сложной ситуации в сфере речевой культуры российского общества является и языковая безграмотность выпускников технических вузов. Зачастую они вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность, не имея четких представлений о специфике общения как особого вида взаимодействия людей, его этических нормах, об особенностях грамотной речи, стилистике современного русского языка, правилах создания оригинального текста. Лишь на первый взгляд может показаться, что без всего этого можно обойтись. На самом же деле даже беглое знакомство с профессиональной деятельностью выпускников технических вузов убеждает в том, что низкая языковая подготовка является серьезной помехой в выполнении ими своих обязанностей, А в условиях формирования рыночной экономики это обстоятельство, без сомнения, становится и фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов инженерного профиля. Таким образом, внесение коррективов в образовательную ориентацию высшей школы вполне оправдано, и включение курса «Русский язык и культура речи» в программы подготовки специалистов нефилологического профиля отвечает насущным велениям времени.

Настоящий учебник предназначен для студентов технических вузов и учитывает соответствующую специфику. Он составлен в соответствии с требованиями нового Государственного стандарта к дисциплине «Русский язык и культура речи». Специальные разделы посвящены деловому общению в научной и инженерной среде, особенностям стиля технической литературы, формированию навыков создания научного и технического текста. Учебник содержит также словарь научных и технических терминов, словарь наиболее употребительных лингвистических терминов.

Авторы настоящего учебника стелят перед собой задачу помочь студентам, имеющим языковую подготовку на уровне программ средней школы, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, овладеть основополагающими знаниями о русском языке и специфике культуры речи, познакомиться с основами теории красноречия, проявлениями вербального и невербального делового общения.

Не менее важной представляется авторам и задача дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, к этой духовной сокровищнице, осваивать которую им предстоит всю жизнь. Взращивая в себе уважительное, трепетное и бережное отношение к родному языку, каждый из нас вносит свою лепту в сохранение русской нации, обретает чувство рачительного хозяина несметных духовных богатств.

Глава 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ, ПУНКТУАЦИОННЫХ

ИРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1.1.Работа с орфограммами

Грамотность письменной речи проявляется орфографически (на уровне слова) и пунктуационно (на уровне предложения).

Орфография (от греч. orthos — прямой, правильный, grapho

— пишу) — система правил написания слов, научно обоснованных и утверждённых государством. Назначение орфографии — точная передача содержания речи, выражение тех или иных мыслей. Благодаря орфографии люди, говорящие на одном языке, но принадлежащие к различным национальностям или диалектным группам, имеют возможность пользоваться одинаковыми, единообразными правилами письма. Их соблюдение экономит время и при усвоении письменного текста способствует повышению языковой культуры человека. Орфографические системы языков могут основываться на звуковом (фонетическом), морфологическом или историческом (традиционном) принципах. В первом случае на письме отражается произношение слов и их форм, последовательно, буква за буквой фиксируются звуки речи (сербскохорватский, отчасти белорусский язык). Если правила употребления букв связаны не с отдельным звуком, а с морфемой (корнем, приставкой, суффиксом, окончанием), то мы имеем дело с морфологическим принципом правописания (украинский, болгарский, польский, чешский языки). Когда в основу правописания кладётся принцип сохранения на письме облика целого слова и при этом современное произношение его не утрачивается, говорят об историческом (традиционном) написании. Классическим образцом последнего типа является английская орфография — сегодня англичане пишут так, как говорили в XIV столетии.

Русская орфография основана на морфологическом принципе — одинаковом написании морфем независимо от произношения. Например, корень домво всех родственных словах обозначается этими тремя буквами, хотя в словах «дом* [дом], «домашний» [дам]ашний, « домовладение *[дъм] овладение звук «о» произносится по-разному. Орфография современного рус-

6

ского языка включает в себя правила передачи звуков буквами, слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания слов и их частей, употребление прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки ка другую и графического сокращения слов1.

Пунктуация (лат. punctum — точка) — собрание правил постановки знаков препинания, расстановка знаков препинания в тексте2. В истории русской пунктуации вопрос о её основах и назначении решался в рамках трёх направлений. Логическое (смысловое) представлено работами Ф.И. Буслаева, С И . Абакумова, А.Б. Шапиро. Так, последний из лингвистов находит, что «основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттекков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами»3. Синтаксическое направление получило широкое распространение в практике преподавания русского языка в школе. Один из крупнейших его представителей Я.К. Грот считал, что посредством знаков препинания дается «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений»*. Сторонники интонационной теории (Л.Б. Щерба, A.M. Пешковский, Л.А. Булаховский) полагают, что знаки препинания предназначены «для обозначения ритмики и мелодики фразы».

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим является признание ими коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Уровень орфографической и пунктуационной подготовки абитуриентов технических вузов низок. Многолэтпие даньыо, накопленные в продессе работы на подготовительном отделении для поступающих в вуз, показывают, что абитуриенты, имеющие по русскому языку в аттестате о среднем образовании оценку «4» (хорошо), допускают ошибки в следующих видах орфограмм и пунктограмм: безударные и чередующиеся гласные в корне слова, приставки ПРЕ- и ПРИ-, О и Ё после шипящих во всех частях слова,

Ьпосле шипящих во всех частях речи, безударные личные окон-

1Розепталъ Д,Э., Теленкова МЛ. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М,, 1976. С. 250.

2Там же. С.350

3Розентпалъ Д.Э., Голуб И.Б.. Тгленкова МЛ. Современный русский язык. — М„ 2000. С. 428.

* Там же. С. 429.

чания глаголов, правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий, НЕ с частями речи, правописание наречий, однородные и неоднородные определения, сложное предложение, обособление определений и обстоятельств, вводные слова и конструкции, прямая и косвенная речь. Тот, кто не владеет практическими навыками применения соответствующих правил и допускает подобные ошибки, не может считать себя грамотным человеком. Рассмотрим некоторые причины сложившейся ситуации, которые представляются нам наиболее важными. Практика показывает: грамматика (греч. gramma — письменный знак) плохо усваивается отнюдь не потому, что сложна — многие правила достаточно просты и даже не содержат исключений. Первая, как нам представляется, причина — отсутствие интереса к работе со словом и предложением. Когда требуется правильное написание слова, оно воспринимается чаще всего как набор звуков и букв, в котором обучающиеся не видят грамматического смысла. Между тем, слово — живой организм. Оно рождается, развивается (меняет значение и сферу употребления), может устаревать и даже умереть. Рождение, развитие, жизнь слов родной речи должны быть так же интересны носителям языка, как и история жизни родных и близких им людей.

Вторая причина речевой безграмотности — непонимание взаимосвязи и взаимозависимости языковых элементов. Не умеешь выделить часть слова и определить, к какой части речи оно относится, — не сможешь написать его правильно. Не знаешь, какими частями речи могут быть выражены главные и второстепенные члены предложения, — не удастся правильно поставить знаки препинания. В качестве третьей причины рискнем назвать усложняющиеся школьные программы по курсу «Русский язык» и отсутствие единообразия учебников. Когда десятилетнему ученику в упражнении предлагается «охарактеризовать предложение с точки зрения наличия или отсутствия в нем второстепенных членов», то далеко не каждый сможет справиться с заданием, так как, безусловно, «споткнется» о глагол «охарактеризовать» и выражение «с точки зрения наличия или отсутствия». Стремление авторов быть «научными» приводит к непониманию учебного материала детьми, а где непонимание, там нет и интереса. Недаром же великий мыслитель древности Аристотель подчеркивал: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же». Этот завет актуален и в наше время.

Недопустимо, когда русские люди поверхностно знают свой родной язык. Ведь он исключительно богат выразительными

средствами, множеством смысловых оттенков слов, многогранной их жизнью. О русском языке Н.В. Гоголь с восхищением писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

Не менее примечательные размышления о русском языке оставил М.В. Ломоносов, утверждавший: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Изучение русского языка особенно важно для представителей технических специальностей, ведь язык — один из наиболее важных элементов гуманитарной культуры. Постигая жизнь слов родного языка, инженер преодолевает тенденциозность технической направленности в мышлении, получает возможность глубже и полнее выразить себя, лучше понимает замыслы других людей.

Многие слова живут, меняя свой облик в различных формах. Это изменяемые части речи. Другие устойчивы и неизменны, например, наречие. Слово, как и всякий организм, имеет самые важные (корень) и просто важные части — морфемы, и с ними необходимо обращаться бережно, например, не отрывать букву от корня при переносе. Каждое из слов несет особое значение. Существительное обозначает предмет, прилагательное — его признак, с помощью глагола выражаем действие предмета, число или порядок при счёте обозначает числительное, признак по действию — причастие, добавочное действие — деепричастие, признак действия — наречие. Указывает на одно из таких значений местоимение. И это важно знать как для работы со словом, так и для работы с предложением.

Предложение рождается из слов, и это тоже живой организм. Б грамматической основе русского предложения чаще всего мы видим деятеля (подлежащее) и действие (сказуемое), которое этим деятелем совершено. Вокруг них группируются второстепенные члены предложения. Деятель может подразумеваться (определённо-личные и неопределенно-личные предложения), его может не быть (безличные предложения).

Так или иначе, но выделение грамматической основы предложения является ключевым моментом в правильной расстановке знаков препинания. В реальной практике именно неумение выделить грамматическую основу приводит к многочисленным пунктуационным ошибкам.

Взаимозависимость языковых знаний, усвоение обучающимися материала в комплексе, на наш взгляд, представляет трудную проблему, прежде всего в связи с их возрастными особенностями на момент усвоения того или иного элемента знаний. Правило в такой ситуации заучивается механически и «не работает» на практике, оно существует само по себе, а трудное слово пли предложение — само по себе.

Чтобы преодолеть разрыв между знанием правила и продуктивным его использованием, необходимо применить алгоритм правила, определённую систему действий. Термин «алгоритм» пришел в русский язык из латыни: это латинская форма имени среднеазиатского математика аль-Хорезми — «Algorithmi», имеющая значение «система операций». Применить алгоритм правила значит восстановить цепочку «орфограмма (яунктограмма) — изученное правило — способ его применения — продуктивно использованное знание». Школьная практика нацеливает на освоение второго и четвертого звена, не обращая должного внимания на первое (выпускники средней школы в большинстве своем не могут ответить на вопрос «Что такое орфограмма, пунктограмма?») и третье — способ применения правила. Выясним, в чем состоит суть такого алгоритма, когда речь идет об орфограмме? Как работать со словом, в котором она есть? Вспомним сначала, что такое орфограмма.

Орфограмма (от греч. orthos + gramma — правильный + письменный знак, черта, линия) — буква, правописание которой определяется тем или иным правилом1. Орфограммы есть во всех словах языка, кроме односложных местоимений в именительном падеже (я, ты, вы, он), однозвучных и односложных союзов (и, но, да), предлогов (в, к, за) и междометий (ах, ох, ой). Орфограммой может быть буква, обозначающая гласный звук, согласный звук и не обозначающая звука (Ь и Ъ), слитное, раздельное и дефисное написание слова, прописная и строчная буква, перенос буквы с одной строки на другую в разделяемом слове.

Итак, работу со словом начинаем с определения орфограмм, обозначающих гласные звуки. В русском языке гласные мо-

1 Розентпалъ Д.Э., Теленкова МЛ. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 249.

10