Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 Львовский дворец.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
135.68 Кб
Скачать

Александровка. Львовский дворец.

В 1804 году земли будущей усадьбы, были пожалованы английскому купцу Джонсу, а затем отошли коллежской советнице Зеланд, построившей там деревянный дом крестообразной планировки с двумя боковыми флигелями. Старые постройки разобрали.

Для сына цесаревича, для Павла Константиновича Александрова, в 1838 году был построен дворец в модном тогда стиле английской готики по проекту столичного архитектора А. К. Кольмана. Как средневековый замок, возвышается он на естественной гряде. Зубчатая граненная башня венчает его западную часть. Два его 2-этажных корпуса соединены 1-этажной крытой галереей. Оригинальность дворца в асимметрии его фасадов. Для ранней эклектики более характерно придерживаться привычной симметрии. «Готичность» дворца так же подчеркивают стрельчатые окна и зубчатые завершения. Во время последнего ремонта дворец выкрашен в ярко желтый и белый цвет, которые могли бы подойти только для классицизма. Это сочетание цветов в Х1Х в насмешку называли желток с белком.

Парк заглох окончательно и практически не просматривается. Очевидно тогда же в 1838 году к востоку от дворца был построен сохранившийся и поныне погреб.

Александр Карлович Кольман, (1812—1869)  происходил из художественной династии. Родоначальником династии стал его отец Карл Иванович Кольман, (1786—1846), который  получив первоначальное художественное образование в мюнхенской академии художеств 17-ти летним прибыл в Петербург. Где обучался в Академии художеств у своего родного дяди – у знаменитого гравера Клаубера. Гравером Карл не стал, а завоевал известность своими акварелями видов Петербурга, а особенно уличных сценок и простонародных типов. А уж его «Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года» знают все из учебников.

Сын его Александр пошел по стопам отца – тоже закончил Академии художеств, но стал архитектором. Стрельнинский Львовский дворец - это первая самостоятельная работа 26-летнего архитектора. Потом в 1850-е годы он много и плодотворно работает в Петербурге. Строил особняки, например, роскошный Кельха (ул. Чайковского, 28. Раньше Дзержинский райком партии - теперь Дом Юриста) и попроще для себя (ул. Чайковского, 53. Военкомат) и рядом для себя неоренессансный доходный дом (ул. Чайковского,55), тоже для себя доходный дом, но попроще (ул. Некрасова, 12) и такой же обычный доходный дом Л. К. фон Таубе      ( Басков пер. 12. В детстве жил В.В.Путин)  и множество других.

Младший брат  -  Карл Карлович (1835—1889) также стал архитектором

Павел Константинович Александров - сын цесаревича

Родители

Пути парижанки Жозефины Фридрихс и цесаревича Константина пересеклись в 1807 году. Так она обрела себе любовника и покровителя. (Подробно об этих отношениях написано в разделе «Константиновский дворец»)

Жизнь Жозефины была похожа на приключенческий роман. Родившись в 1778 году в семье парижского ремесленника Мерсье, она с детства мечтала о красивой жизни. Как и всякую девочку ее манили красивые платья, и она стала работать в модном парижском магазине госпожи Буде-де-Террей. Очаровательная «Жужу», как все её звали, в 14 лет смогла понравиться пожилому англичанину настолько, что он решил дать ей воспитание, сообразно своим взглядам, и потом жениться на ней. Дав крупную сумму денег родителям Жозефины, он получил их разрешение и увез их дочь в Англию, где отдал ее на 4 года в один из Лондонских пансионов. Выйдя из пансиона, она стала жить среди богатства у своего покровителя, ожидая обещанной женитьбы. Но покровитель через два года скоропостижно умер без завещания, так и не женившись на ней. Так в 20 лет, уже привыкшая к роскоши Жозефина очутилась на улице.

Она стала искать себе мужа – и нашла. Она встретила в Лондоне приехавшего из России полковника барона Александра фон Фридрихса, богатого помещика из Прибалтийского края. Он сделал ей предложение. Повенчавшись, молодые недолго прожили вместе - супруг спешил в Россию, оставив временно жену в Лондоне, пообещав немедленно по приезде в Петербург выслать ей деньги на дорогу. Не получая, однако, долго известий от мужа, Жозефина решила поехать в Россию. Она продала свои драгоценности, купила билет на корабль и в 1805 году приехала в Петербург.

Здесь ждал ее сюрприз - она узнала, что никакого барона полковника Александра фон Фридрихса не существует, а есть носящий такую же фамилию простой фельдъегерь, сын ревельского мещанина Евстафий Иванович Фридерихс (ок. 1772—после 1834). Он и ездил недавно в Англию с депешами Министерства Иностранных дел, а ко времени ее приезда в Петербурге его не оказались, он был послан по делам службы на Кавказ.

Здесь по законам приключенческого жанра должен появиться благородный рыцарь, который спасет бедную девушку. Но жизнь все-таки отличается от романа и помощь пришла не от рыцаря, а от мадам Буде-де-Террей, у которой начинала работать юная Жужу в Париже. После Французской революции дела госпожи Террей пошли плохо, и она, продав магазин, уехала в Петербург, где к эмигрантам-французам относились как нельзя лучше. Госпожа Террей открыла в Петербурге модный магазин и вновь стала процветать. Мадам предложила поступить к ней в магазин управляющей.

Вскоре вернулся с Кавказа Фридрихс. Но муж оказался грубым и невежественным человеком. Прожив с ним два года в бедности, в съемной маленькой квартире, не найдя семейного счастья, она решила развестись с ним. Это произошло после того, как Жозефина познакомилась с великим князем Константином Павловичем.

Точно неизвестно, где произошла их первая встреча. Возможно, в одном из маскарадов, где Жозефина подошла с жалобой на жестокое обращение мужа к Константину Павловичу или в магазине, где она служила управляющей. По воспоминаниям современников Жозефина была очаровательна: «Роста среднего, с темно-русыми, почти черными волосами, зачесанными маленькими кудрями на лбу, она не была что называется красавицей; она имела лицо неправильное, маленький носик, несколько вздернутый, губы тонкие, всегда улыбающаяся, цвет лица чистый, слегка румяный, но главную прелесть её составляли глаза, большие, карие, с выражением необыкновенной доброты и осененные длинными, черными ресницами; она говорила скороговоркой, слегка картавя, и в дружеской беседе была очень веселого нрава»

В цесаревиче Жозефина нашла себе любовника, друга и покровителя: в 1807 году она развелась с мужем и поселилась в Константиновском дворце в Стрельне, а в 1808 году у неё родился сын, названный Павлом Константиновичем Александровым. Великий князь Константин сам назвал сына Павлом в честь своего любимого отца – императора Павла1. 27 апреля 1812 года мальчик был возведен в дворянское достоинство и получил герб. Правда, многие сомневались в отцовстве Константина Павловича. Интересные подробности оставил в своих «Воспоминаниях» знаменитый гусар Денис Давыдов: «Хотя цесаревич не мог иметь детей по причине физических недостатков, но госпожа Фридрихс, муж которой возвысился из фельдъегерей до звания городничего, сперва в Луцке, а потом в Дубно, будто бы родила от него сына, названного Павлом Константиновичем Александровым. Хотя его императорское высочество лучше, чем кто-либо, мог знать, что это был не его сын и даже не сын г-жи Фридрихе, надеявшейся этим средством привязать к себе навсегда великого князя, но он очень полюбил этого мальчика; состоявший при нем медик, будучи облагодетельствован его высочеством и терзаемый угрызением совести, почел нужным открыть истину цесаревичу, успокоившему его объявлением, что он уже об этом обстоятельстве давно знал. Надобно отдать справедливость, что г-жа Фридрихе, не показываясь нигде с великим князем, вела себя весьма скромно; во время расположения гвардии в окрестностях Вильны пред самою Отечественною войною она появлялась на празднествах в сопровождении какого-либо угодливого штаб-офицера». Вот уж никак не ожидаешь от романтика-поэта и рубаки-гусара Дениса Давыдова такого живого и подробного интереса к сплетням!

Как бы то ни было - это был единственный ребенок, который рос с рождения рядом с великим князем, который занимался его воспитанием, а потом и карьерой. Константин Павлович был очень привязан к Жозефине. Когда она приезжала к цесаревичу в армию, и он радовался: «Госпожа Фридрихс со мной, и я очень счастлив, обретя с ней дом»

Великий князь Константин позаботился о своем единственном сыне, Павле Константиновиче Александрове, купив ему усадьбу в Стрельне, названную Александровкой. Об этой усадьбе подробно рассказано в разделе «Усадьба Александровка»

Ах, как полюбила Жозефина Стрельну. Здесь она была счастлива 8 лет с любимым человеком – с ней плохой характер Константина не проявлялся – она умела погасить вспышки внезапного гнева. Она любила и была любима. Здесь в Стрельне родился ее единственный любимый сын. Здесь они с сыном жили в только что отстроенном Большом стрельнинском дворце, гуляли по роскошному Нижнему парку.

Но в 1815 году при переезде в Польшу все резко изменилось. Жозефина последовала вместе с 8-летним сыном за Цесаревичем в Варшаву, где жила с ним в одном доме. Жозефина надеялась на данное ей обещание, что их связь завершится законным браком. Константин неоднократно делал попытки вступить с ней в брак, но не получал на то высочайшего разрешения, хотя 9 сентября 1816 года Жозефина получила дворянство и стала именоваться Ульяной Михайловной Александровой. В Варшаве многие смогли оценить её достоинства, её доброту, сострадание к несчастным, она не вмешивалась в государственные дела своего покровителя, однако, имела влияние, которым могла укрощать порывы бурных страстей цесаревича.

Но именно в Польше случилось самое страшное для любящей женщины. Она узнает, что великий князь любит другую и женится на ней. Незадолго до своей женитьбы (27 мая 1820 года) Константин Павлович позаботился о дальнейшей судьбе Жозефины. 22 марта 1820 года он выдает ее замуж за своего адъютанта, полковника лб.-гв. Уланского полка Александра Сергеевича Вейса. Что может быть унизительней? Все кругом обсуждают эту пикантную новость… Князь Вяземский в тот же день писал А.Я.Булгакову: «… Милая Александрова идет замуж за Вейса, брата княгини Трубецкой, и, как говорят, все остается по-старому, т.-е. в старом положении, ибо состояния давно не было. Признаться, долго этому никто верить не хотел: Вейса мы знали за доброго малого, но никто не угадывал в нем такой отваги и решительности. Co всех сторон он в дураках: если сделал это по расчетам денежным, то и тут ошибка. Она баба себе на ум и скупа, как черт. Когда сумела прибрать в руки NN, то этого сожмет, как клюкву.»

Она пытается сохранить былые отношения с великим князем, но это не удается, и ее скоро высылают из Варшавы под благовидным предлогом поправки ее здоровья в более мягком климате. Сын остался в новой семье отца в Варшаве. Жозефина вместе с мужем уехала во Францию. Супруги поселились в Ницце, где 5 апреля 1824 года 46-летняя Жозефина умерла, ненужная двум любимым ею мужчинам – 16-летнему сыну Павлу и великому князю Константину, которого она любила без малого 20 лет…

г. Жозефина Фридрихс (она же Ульяна Михайловна Александрова, она же г. Вейс) с сыном, Павлом Константиновичем Александровом. Ризенер

24 марта 1808 году у неё родился сын, которого обрадованный цесаревич пожелал назвать именем своего отца-императора Павлом. Восприемником его от купели был император Александр I, который присутствовал при крещении. Мальчику дали фамилию Александров по имени крестного отца. Вот и появился Павел Константинович Александров.

Четырехлетний мальчик был возведен в дворянское достоинство, получил герб, и был записан юнкером лейб-гвардии в Конный полк, а несколько дней спустя произведен в корнеты. Воспитанием и образованием Павла было поручено заниматься известному педагогу графу Мориолю, под непосредственным наблюдением генерала Д. Курута. Воспитывали его строго, как тогда было принято при дворе.

Константин Павлович был очень привязан к Жозефине и к сыну и считал их своей семьей. Он скучал без них – например, в 1813 году в одном из писем из похода графу В.Ф. Васильеву  он пишет: «Передайте им, что я их очень люблю…Я был бы счастлив, если бы был со своей семьей в Стрельне!» Мальчик жил с матерью в Стрельне, а когда цесаревич в 1815 году переехал в Польшу, они последовали за ним. Когда же великий князь женился в 1820 году, 12-летний Павел стал жить в новой семье отца, а мать с мужем была отправлена во Францию, где вскоре умирает – Павлу тогда было 16 лет. А в 23 года он лишился и горячо любимого отца - великого князя Константина Павловича.

Вот как описывает современница Долли Фикельмон прощание Павла с отцом: «…ездили в Гатчину отдать последнюю почесть Великому Князю Константину, тело которого доставлено туда. Княгиня Лович сопровождала усопшего, причем из Витебска ехала сама в обвитой траурным крепом карете, дважды в день останавливалась, чтобы помолиться за усопшего. Говорят, что она больна, еле держится на ногах, выглядит измученной, но все же находит в себе силы крепиться на людях. Сын Великого Князя Поль, которому дали фамилию Александров, также сопровождал этот траурный кортеж. Юноша, к которому княгиня до сей поры не проявляла особой любви, застенчив, замкнут. Мало общается с товарищами-однополчанами, и, как говорят, не особенно умен, но отец боготворил его. И сколь мучительно, как мне представляется, его нынешнее двусмысленное положение при Дворе! Император проявляет большую заботу о своей невестке, а ее уже осуждают за то, что стремится привлечь к себе всеобщее сочувствие и внимание и делает все, чтобы оставить в тени бедного сына».