Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этнопсх.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
153.6 Кб
Скачать

Этнопсихология Этническая структура

Род и племя.

Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, в конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей — род и племя.

Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и произ-водственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общин-ная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие про-изводственные отношения (включая уравнительное распределение про-дуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя — объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей.

Народность.

В основу следующей, более высокой формы общности — народности — легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В.И. Ленин критиковал в свое время Н.К.Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей — уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы). Процесс этот был очень длительным: «сосуществование» племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме.Народность — это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Далее мы проанализируем подробнее эту общность в ее взаимосвязях с нациями, проследим ее эволюцию в историческом процессе и т.д. Сейчас же укажем только на необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей.

Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно в процессе разложения родоплеменных общностей, ивторичную, представляющую собой результат дальнейшего развития первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно - исторически.

Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Нация.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей — нации — совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей в единую нацию. Восточнославянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее, формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык — это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изолированно. Нередко случается, что один и тот же язык выступает в качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий — в ФРГ и в Австрии; испанский — у испанцев, мексиканцев, кубинцев). Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.

Таким третьим основным признаком нации является общность экономической жизни, заключающаяся отнюдь не в том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже говорили, что общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации — общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации не является чем-то врожденным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п. Известна, например, такая особенность психического склада американцев, как непрерывная спешка, выработавшаяся как гипертрофированное следствие деловитости. Об этой черте мы встречаем у Ильи Эренбурга: «Несколько французов поспорили, почему американцы всегда куда-то спешат, решили проверить. Один француз подкараулил обыкновенного американца, когда тот часов в девять утра выскочил из подъезда своего дома. Француз последовал за ним. Задыхаясь от волнения, американец купил газету, не развернул ее, купил на лету сигару, ворвался в метро, расталкивая всех; пробовал заглянуть в газету, но не мог — явно волновался, что опаздывает; выйдя из метро, помчался к одному из небоскребов; увидев, что лифт собирается взвиться вверх, переменил рысь на галоп; доехал, наконец, до своего тридцать шестого этажа и поспешно открыл ключом дверь в свою контору. Дверь была стеклянной; француз припал к стеклу. Американец лихорадочно повесил пиджак на вешалку, сел в кресло, закурил сигару, развернул газету и тотчас уснул. Дел у него не было, и торопился он только потому, что не умел не торопиться» [1].

Особо следует остановиться на таком нациообразующем признаке, как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его существенности. В действительности же о нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежности. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно определять уровень и степень национального самосознания. Среди них — знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обычаям, отношение к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т.д. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, отлучение себя от лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

Содержание и свойства национально-психологических особенностей людей.

Говоря о национально-психологических различиях в психологическом облике народов надо учитывать различные уровни развития экономики, особенности внешних связей, формах внутреннего общения, т.е. экономические и социально-политические условия.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

  1. cтруктурообразующая сторона включает структуру национальной психологии, национальный характер (исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей нации, определяющих привычную манеру поведения и образ действий), национальные чувства и настроения (эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям), национальные интересы и ориентации (явления, отражающие мотивационные приоритеты) и национальные традиции (сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого).

  2. динамическая сторона включает национально-психологические особенности. Можно выделить 4 сферы: мотивационно-фоновая (характеризует побудительные силы деятельности, показывает своеобразие мотивов и целей), интеллектуально-познавательная (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики), эмоционально-волевая (эмоциональные и волевые качества), коммуникативно-поведенческая (информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения).

Национально-психологические особенности:

  • МОТИВАЦИОННО-ФОНОВЫЕ (работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия),

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (степень приверженности к логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, характер организации мыслительной деятельности),

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (глубина, целостность, активность и избирательность восприятия, полнота и оперативность представлений, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания),

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств),

  • ВОЛЕВЫЕ (специфика национальной установки на волевую активность, устойчивость волевых процессов, длительность волевых усилий),

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ (характер взаимодействия, общения и взаимоотношений между людьми, сила сцепления в группах, сплоченность и отчужденность).

СВОЙСТВА: Невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю, что затрудняет их анализ. Особенности обладают способностью детерминировать характер функционирования взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, придавая им особую направленность. Не подвержены непосредственному воздействию объективной действительности и обладают консервативностью, устойчивостью и слабой изменчивостью. Многообразие. Тесная связь с классовой психологией. Национально-психологические особенности могут проявляться только через механизмы установки и стереотипа. Проявление национально-психологических особенностей лежит на рубеже между бессознательным и сознательным, поскольку оно носит непроизвольный характер, т.е. не зависит от воли человека. Представитель той или иной национальной общности “предрасположен” мыслить, чувствовать, действовать так, как ему диктуют национальные традиции, установленные нормы и правила поведения.

Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему: национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп лиц на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Национальная установка закрепляется в ходе исторического развития психического склада нации. Основу фиксации национальные установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной национальной общности. Национальная установка формируется в процессе деятельности: самим характером деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и извлекаются из нее автоматически. В национально-психологических особенностях национальные установки составляют внутреннее содержание.

ПРИНЦИПЫ, позволяющие сопоставлять национально-психологические особенности представителей разных народов:

  • Принцип четко обоснованных и достоверных показателей.

  • Принцип сравнения и сопоставления значимых величин.

  • Принцип историко-гносеологического подхода.

  • Принцип социального подхода.

Важно изучать не только национально-психологические особенности, но и знать, как они проявляются в деятельности. Деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание, включающее в себя проявление психических состояний, процессов, образований и свойств личности. Национально-психологические особенности влияют на деятельность, придавая ей характерную специфику на трех уровнях: национального своеобразия выполнения деятельности, нац. специфики проявляемых качеств людей, национального своеобразия морально-нравственного климата.

Функции национально-психологических особенностей:

  • Объективизация этнической специфики (утверждение в деятельности и поведении специфических особенностей индивидуального и общественного этнического сознания),

  • Регулятивная функция (отражение условий деятельности и управление ею),

  • Конструирующая (реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции).

Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в фиксированных способах поведения, позволяющих человеку справляться с трудностями, овладевать содержанием деятельности. Стабилизация. Несмотря на наличие у представителей разных государств неодинаковых адаптационных способностей они, так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда начинается период восполнения недостатков, или, наоборот, они проявляются более выражено. Стимуляция. Дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности людей различных национальных общностей.