Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аристотель ЛЕКЦИЯ

.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
257.54 Кб
Скачать

3

Аристотель «Мимесис»

Три единства, выведенные Аристотелем, - единства времени, места и действия включают в себя не только законы драматургии, по которым действия должно развиваться, но и основная задача любого драматического произведения включает в себя основной параметр всех драматических ситуаций в одном слове – катарсис. Катарсис – это три составляющие чувственного состояния человека, благодаря которому идет воздействие на зрителя. Первое – психическое состояние человека; второе – что это? Что поменялось; третье – вычищение предвзятости.

В момент катарсиса остается только сознание. Катарсис мыслится вне какого-то жеста или мимики, катарсис может возникнуть только в результате поступка героя, и результат этого поступка меняется в зависимости от драматической ситуации. Герой меняет поступок, дабы бесконечно идти к своей цели. И результат, полученный героем, тоже меняется в зависимости от сложившейся ситуации, которая возникает вновь и вновь. Все зависит от движения героя к цели. Человек остается тем же самым, но он удаляет те блоки, которые зашифрованы героем в социальном восприятии и это всегда слезы. Катарсис возникает из музыки и драматического искусства. Он индивидуален по своей природе. Катарсис – это хлеб искусства, его нить, соединяющая небо искусства со зрительным залом, приобретение утраченной ценности как исцеление. «Искусство – это сохранение вечных ценностей в бесконечно меняющемся мире», - Ролан Быков.

Цель искусства – катарсис, состояние, передающееся через чувственное начало и, если оно поражает зрителя, вызывая у него очищение души в процессе сопереживания происходящего на сцене, - это и есть истинное искусство. Искусство – акт творчества; экстаз, переполняющий чувствами; слезы – освобождение (тайна человека, от чего он освобождается и что в нем накапливается вновь).

Катарсис – это не человек, а божественное состояние человека, что-то, что делает его лучше и гармоничнее в союзе с природой, социумом, и его окружением - это жест.

Эсхил в трагедии «Эдип в Колонне» - это схема-переход, что есть катарсис, т.е. поток событий, ведущих героя к самоочищению. Создание образа через индивидуальное очищение, некое форма, изобретенная Всевышним для человечества, и есть катарсис.

В своем произведении Аристотель дает толчок-действие к общепринятым нормам того или иного социума, развивающийся по драматургической схеме. Меняется время, меняются действия, меняется место, но неизменно остается психофизическое состояние героя, который либо достигает своей цели (комедия), либо идет к ней до конца, зная при этом, что его смерть неизбежна (трагедия). Катарсис дает возможность актеру в процессе перевоплощения заставлять зрителя, не зависимо от того, в какой эпохе он живет, переживать очищение души, что делает зрителя чище и нравственнее. Слово, изобретенное Аристотелем, заставляет на мгновенье поверить в недостигаемое, в то, что человеческие возможности безграничны и что человек сам по себе не есть некая мыслящая субстанция, а великое творение природы, которому подвластно все в этом бесконечно меняющемся мире.

Катарсис в драматургии – основа, на которой строится сценическое искусство. Задача каждого актера – донести драматическое действо до души зрителя, до его самых сокровенных уголков, чтобы раскрыть чувственное начало и заставить сопереживать происходящему на сценической площадке.

Эсхил изобрел слово «филантроп», «фило» - любить, «тропос» - люди. Любовь к людям в его «Прометее прикованном» - это гимн, звучащий из античности и не потерявший актуальности в настоящее время.

Аристотель говорил о каллокогатии, «каллос» - красивый, «агатос» - прекрасный, т.е. в человеке все должно быть гармонично слито: и ум, и душа, и физическое состояние его тела. Все это должен сочетать в себе актер.

Катарсис есть форма, заставляющая актера вызывать у огромного количества зрителей слезы, смех, рождение мысли и главное, чтобы выходя из зрительного зала, человек становился хоть чуть-чуть лучше и чище душой.