Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Укрощение ядра.pdf
Скачиваний:
866
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
5.92 Mб
Скачать

жища глубоко под землей, но оно стало бы также причиной смертоносного выброса радиоактивных веществ даже при низкой взрывной мощности.

Столкнувшись с трудностями, создаваемыми первым и вторым вариантом, некоторые уче- ные-оружейники стали защищать третий вариант: разработку ядерного оружия нового класса. Оно имело бы два основных свойства:

низкую взрывную мощность, чтобы свести к минимуму радиоактивный выброс;

корпуса ракет и бомб обеспечивали бы глубокое проникновение в землю.

Война в Персидском заливе стала причиной вновь вспыхнувшего беспокойства по поводу того, что Саддам Хуссейн или некоторые другие лидеры могут спрятать оружие массового уничтожения, заводы по производству ракет или объекты командования и управления в хорошо укрепленных и размещенных глубоко под землей бункерах, которые были бы недосягаемы для нанесения удара по ним. В докладе 1991 года Томаса Доулера и Джозефа Ховарда из ЛАНЛ в качестве аксиомы взят тезис «Существующий ядерный арсенал США не оказывает сдерживающего влияния на Саддама Хуссейна и вряд ли сможет сдержать будущего тирана». Другие аналитики утверждали, что во время войны в Персидском заливе США выражали в адрес Саддама серьезные угрозы, которые удержали его от использования оружия массового уничтожения. Например, Стив Феттер утверждал, что «есть свидетельства, что Ирак, скорее, не мог, чем не хотел использовать химическое оружие».

Доулер и Ховард выступили в защиту «разработки нового ядерного оружия очень малой мощности, разрушительная сила которого была бы пропорциональна опасности, с которой мы столкнемся

вновом мировом окружении». Они описывали три класса оружия для выполнения этой задачи:

«micronukes» с мощностью взрыва около 10 тонн;

«mininukes» с мощностью взрыва около 100 тонн;

«tinynukes» c мощностью взрыва около 1000 тонн.

На политическом фронте в начале 90-х годов прошлого века общая тенденция была не благоприятна для разработки нового ядерного оружия. 27 сентября 1991 года президент Джордж Буш заявил, что в рамках сокращений ядерных вооруженных сил США уничтожат все тактическое ядерное оружие наземного базирования, то есть основной класс ядерного оружия, применяемого для ведения боевых действий. 2 октября 1992 года он утвердил мораторий на ядерные испытания, проводимые США. В 1993 году демократы Элизабет Фёрс и Джон Спратт успешно включили в законопроект, утверждающий бюджет на оборону на 1994 финансовый год, положение, запрещающее национальным лабораториям вести научные исследования и разработки точного ядерного оружия малой мощности. В частности, этот закон определял ядерное оружие малой мощности как оружие с взрывной мощностью 5 килотонн и менее.

Влиятельные ученые из ядерных национальных лабораторий и аналитики попытались доказать свою правоту в отношении ядерного оружия, которое можно использовать. В июне 2000 года Стивен Янгер, который в то время был помощником директора ЛАНЛ по вопросам ядерного оружия, оспаривал «традиционное мышление по вопросам ядерного оружия». В дополнение к защите ядерного оружия малой мощности он утверждал, что «было бы желательно сохранить небольшое количество ядерного оружия большой мощности» для уничтожения «очень сильно укрепленных целей». Год спустя Пол Робинсон, президент и директор Сандийской национальной лаборатории, выдвигал подобные аргументы.

7. ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО УКРЕПЛЕНИЮ РЕЖИМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

7.1. Инициатива «Группы восьми» на встрече в Кананаскисе в 2002 году

Распад СССР в 1991 году поставил актуальные вопросы, связанные со способностью образовавшихся в результате распада государств обеспечить контроль обширного комплекса оружия массового уничтожения. В России десятки тысяч ядерных боеприпасов и сотни тонн оружейных мате-

риалов были разбросаны по нескольким десяткам предприятий, на которых не приняты должные меры безопасности. Практически за один вечер Украина, Казахстан, Беларусь стали обладателями почти 4000 ядерных боеприпасов. В семи основных хранилищах размещено свыше 40000 тонн химических веществ. Бывший советский оружейно-биологический комплекс включает в себя почти 20 основных объектов и несколько десятков сопутствующих, большинство которых находятся на российской территории, но часть размещается на территориях других государств. Оказавшись в сложных экономических условиях, десятки тысяч ученых, инженерно-технических работников, военнослужащих и других специалистов, занятых ранее в оружейной сфере, стали представлять потенциальный источник распространения оружия массового поражения и материалов.

Перед лицом возникшей опасности США, страны Европы, Канада и Япония начали оказывать России и другим республикам бывшего СССР помощь в сокращении ядерных стратегических вооружений и в уничтожении химических боеприпасов, в обеспечении безопасности технологий, оборудования, материалов для производства ядерного и другого оружия массового уничтожения. Оказывается также содействие в решении проблем безопасности ядерных реакторов и уменьшения воздействия на окружающую среду оружейных работ советского периода.

Террористические акты, проведенные на территории США 11 сентября 2001 года, тот факт, что хорошо организованные и финансируемые террористические группы предпринимают активные попытки завладеть оружием массового поражения и не остановятся перед его применением, с большой очевидностью продемонстрировали всю полноту опасности и актуальность усилий по предотвращению возможности попадания оружия массового уничтожения, материалов и технологий в распоряжение враждебных государств или негосударственных структур.

Ведущие страны все более отчетливо осознают не только то, что вероятность распространения оружия массового уничтожения представляет общую для всех опасность, но и то, что каждая из них должна взять на себя обязанности по уменьшению такой угрозы. Программы уменьшения ядерной угрозы, которые в основном явились результатом двусторонних российско-американских соглашений о сокращении вооружений, теперь должны стать центром внимания деятельности широкой международной коалиции.

Лидеры стран Большой восьмерки подняли этот вопрос на встрече, проходившей в июне 2002 года в Кананаскисе (Канада), заключив соглашение о Глобальном партнерстве, направленное на предотвращение распространения оружия массового уничтожения и материалов, пригодных для его изготовления. Они от имени своих стран взяли на себя обязательства, в соответствии с которыми «будут предприниматься шаги, исключающие возможность попадания в распоряжение террористических групп или тех, кто покрывает их, ядерного, биологического, радиоактивного и химического оружия, ракетной техники, материалов, оборудования и технологий, а также их самостоятельной разработки». Было принято решение о выделении в течение последующих 10 лет 20 миллиардов долларов (половину расходов берут на себя США, вторую половину – страны Большой восьмерки) на реализацию проектов (в первую очередь, в России) по решению задач нераспространения, разоружения, борьбы с терроризмом и обеспечения ядерной безопасности (в том числе применительно к окружающей среде). Кроме того, руководители стран Большой восьмерки одобрили принципы и положения, регулирующие реализацию новых или расширенных совместных мер, направленных на устранение препятствий, в прошлом мешавших реализации проектов в России. Лидеры стран Большой восьмерки обратились к руководителям других государств с призывом присоединиться к данной инициативе.

7.2. Нераспространение оружия массового уничтожения. Декларация «Группы восьми» на встрече в Эвиане в 2003 году

1.Мы отмечаем, что распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки представляет растущую опасность для всех нас. Наряду с распространением международного терроризма, оно создает первостепенную угрозу международной безопасности.

2.Этот глобальный вызов требует комплексного решения. Нам необходимо решать эту проблему на индивидуальной и коллективной основе, сотрудничая друг с другом и с другими партнера-

ми, в том числе действуя через соответствующие международные институты, в особенности входящие в систему Организации Объединенных Наций.

3.У нас имеется набор средств по противодействию этой угрозе: режимы международных договоров; механизмы инспекций, такие как у Международного агентства по атомной энергии и Организации по запрещению химического оружия; инициативы по уничтожению запасов ОМУ, такие как Глобальное партнерство; национальные и координируемые на международном уровне механизмы экспортного контроля; международное сотрудничество и дипломатические усилия, и, в случае необходимости, другие меры, основанные на международном праве.

4.Хотя все эти средства бывают нужны, ни одно из них не является исчерпывающим. Не все вызовы в сфере распространения требуют применения одинаковых средств. Нам нужно использовать те инструменты, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Мы по-прежнему привержены тому, чтобы работать со всеми этими инструментами и совершенствовать их, а в надлежащих случаях, стремиться к приданию универсального характера соответствующим договорам иинструментам.

5.В прошлом году в Кананаскисе мы одобрили набор Принципов, направленных на предотвращение доступа террористов или тех, кто их укрывает, к распространению ОМУ и материалов, способствующих его созданию. С тех пор события в мире подтвердили актуальность этих Принципов

инеобходимость их безотлагательного соблюдения.

6.Мы подтверждаем свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия и Конвенции о запрещении биологического оружия и призываем все государства, которые еще не присоединились к ним, сделать это. Мы рассматриваем эти три соглашения в качестве неотъемлемых инструментов по поддержанию международного мира

ибезопасности и в качестве краеугольных камней нераспространения и разоружения. Мы подтверждаем нашу поддержку МАГАТЭ, которому должны быть предоставлены необходимые средства для выполнения его задач в области мониторинга.

7.Программы Северной Кореи по обогащению урана и производству плутония, а также ее неспособность выполнить Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ подрывают режим нераспространения и являются явным нарушением международных обязательств Северной Кореи. Мы настоятельно призываем Северную Корею открыто, поддающимся проверке образом и окончательно свернуть ее любые возможные программы, направленные на создание ядерного оружия в качестве основополагающего шага, способствующего достижению всеобъемлющего мирного урегулирования.

8.Мы не собираемся игнорировать значение развитой ядерной программы Ирана в контексте проблем распространения. Мы подчеркиваем важность полного соблюдения Ираном его обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия. Мы призываем Иран подписать и выполнять Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ без задержек или условий. Мы обещаем самую решительную поддержку всеобъемлющему изучению МАГАТЭ ядерной программы этой страны.

9.Мы призываем все Государства создать эффективные процедуры и механизмы контроля за передачей материалов, технологий и экспертной информации, которые могут способствовать разработке, производству или использованию ОМУ и его средств доставки. Мы также призываем все Государства установить и применять эффективные национальные стандарты по безопасному хранению и обращению с такими материалами в целях эффективного предотвращения распространения и устранения риска того, что террористы получат к ним доступ. Мы договорились, действуя на индивидуальной и коллективной основе, оказывать в этих целях поддержку тогда, когда это будет наиболее необходимо.

7.3. Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. План действий «Группы восьми», выработанный на встрече в Эвиане в 2003 году

Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения, которое было учреждено нами в прошлом году на саммите в Кананаскисе, за минувший год достигло существенного прогресса в реализации цели предотвращения доступа террористов или тех, кто

их укрывает, а также разработки ими ядерного, химического, радиологического и биологического оружия, ракет и связанных с ними материалов, оборудования и технологии.

Благодаря решительному настрою стран «Группы восьми» были достигнуты следующие существенные успехи:

Партнеры уже объявили значительные суммы финансирования в соответствии с принятым ими в Кананаскисе обязательством довести их объем до 20 млрд. долл. США в течение 10 лет.

Российское правительство приняло достойные одобрения решения в целях обеспечения выполнения руководящих принципов, в частности, о полном освобождения содействия от налогообложения, пошлин и других сборов. Интенсивно выполнялись и остальные руководящие принципы.

Недавнее заключение Соглашения о Многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации явилось свидетельством значительного прогресса в деле перевода инициативы Глобального партнерства в конкретные действия.

Все партнеры активно занимались определением проектов сотрудничества, которые предстояло осуществить, а несколько крупных проектов уже были начаты или расширены в соответствии с нашими приоритетами, намеченными в Кананаскисе.

Были предприняты усилия по установлению внешних контактов с целью привлечения и облегчения доступа стран-нечленов «восьмерки» к участию и внесению взносов, вследствие чего Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция и Швейцария обозначили свою заинтересованность в присоединении к Глобальному партнерству в качестве доноров.

Мы обязуемся проводить в жизнь активную программу с целью реализовать эту инициативу в дальнейшем и добиться существенного прогресса к следующему саммиту. Наши цели состоят в следующем:

Добиваться всеобщего признания принципов нераспространения.

Достичь выполнения принятого нами в Кананаскисе обязательства по доведению объема взносов за счет новых доноров или дополнительных финансовых обязательств партнеров до 20 млрд. в течение десяти лет.

Существенно расширить деятельность по реализации проектов, опираясь на подготовительную работу по созданию механизмов осуществления и разработке планов проектной деятельности, а также закрепить успехи, достигнутые в рамках уже осуществляемых проектов. В предстоящем году мы продолжим проводить обзор достигнутых успехов в деле запуска и осуществления проектов, и будем следить за координацией проектов с тем, чтобы провести обзор приоритетов, избежать пробелов в работе и дублирования усилий, а также оценить, в соответствии с нашими приоритетами, насколько проекты согласуются с целями обеспечения международной безопасности.

Урегулировать все нерешенные проблемные вопросы, связанные с аспектами реализации, и провести обзор практической реализации всех принципов с учетом необходимости соблюдения одинакового отношения к Партнерам, отражающего наш совместный подход.

Расширить круг участников Глобального партнерства за счет заинтересованных страндоноров, не являющихся членами «восьмерки», которые готовы принять документы Кананаскиса. Уделяя по-прежнему основное внимание проектам в России, мы даем Председателю полномочия начать предварительные обсуждения с новыми и нынешними странамиреципиентами, включая государства бывшего Советского Союза, которые готовы принять документы Кананаскиса, как это уже сделала Украина.

Информировать другие организации, представителей парламентов и общественность о важности Глобального партнерства.

Соседние файлы в предмете Атомная энергетика