Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Укрощение ядра.pdf
Скачиваний:
866
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
5.92 Mб
Скачать

12. СОСТОЯНИЕ РЕЖИМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

12.1. Кризис режима нераспространения

Можно вполне определенно заявить, что ни в России, ни тем более в мире в целом нет не только последовательной политики в отношении обеспечения режима нераспространения, но даже не сформирован общепризнанный комплекс целей в этой области. Ясность существует только по отношению к ряду отдельных элементов (в том числе и очень важных) этой проблемы. Приведем ряд примеров.

Ядерные испытания Индии и Пакистана в 1998 году вызвали достаточно острую негативную реакцию в мире и со стороны ряда государств, и со стороны «ядерной общественности». При этом:

практически все противодействие этой одиозной демонстрации двумя странами своего вхождения в категорию ядерных оружейных государств свелось только к достаточно широкой международной дискуссии;

США, хотя и проявили озабоченность созданием ядерного оружия Индией и Пакистаном, прореагировали на это весьма вяло. Это удивительно, поскольку в Пакистане сильны позиции исламского фундаментализма, в том числе в его крайне фанатичных проявлениях. Недаром ядерные испытания Пакистана были объявлены созданием «исламской бомбы». Следует отметить для объективности, что в Индии также существуют религиозные фанатики и действуют различные террористические группы;

Россия по существу отнеслась к этому событию, как к внутреннему делу двух государств. Среди значительной части российской «ядерной общественности» создание Индией ядерного оружия было встречено, по меньшей мере, с пониманием, если не с

одобрением.

Хотя Израиль не заявил официально о своем ядерном оружейном статусе, как это сделали Индия и Пакистан, общепризнано, что он обладает ядерным оружием. Отношение США к этому можно охарактеризовать в целом как благожелательное. Хотя наши лидеры еще в период существования

СССР публично критиковали создание ядерного оружия Израилем, наше государство, на фоне противостояния ядерной коалиции США, Великобритании и Франции, это не слишком волновало. Что касается позиции России, то нам неизвестны случаи определенного осуждения создания Израилем ядерного оружия, а значительная часть «ядерной общественности» с пониманием относится к этому.

Одна из попыток активного силового противодействия распространению ОМУ была связана с войной 1991 года в Персидском заливе. Однако далеко не очевидно, что Запад предпринял бы вообще какие-либо силовые действия против Ирака, если бы он не вторгся в Кувейт. Вторжение США и Великобритании в Ирак в 2003 году, по-видимому, вообще не имеет никакого отношения к противодействию распространения ОМУ, тем более ядерного. Представляется вероятным, что одним из итогов этой войны будет рост стремлений ядерных государств усилить свои ядерные возможности, а некоторые неядерные государства интенсифицируют свою деятельность по созданию ядерного оружия.

Хотя Договор о нераспространении ядерного оружия декларирует продвижение к безъядерному миру, а США и Россия произвели и предполагают далее производить сокращения своих ядерных арсеналов, стало очевидным, что ни одно из этих государств не собирается отказываться от своего ядерного статуса. Глобальное противостояние СССР и США ушло в прошлое, обслуживающий это противостояние огромный ядерный арсенал стал не нужен, и это явилось причиной двустороннего процесса сокращения ядерных вооружений России и США. Вместе с тем вероятность того, что мир будет более безопасным, становится все более сомнительной. Внутригосударственная критика ядерного статуса США, достаточно сильная в начале 90-х годов, ослабела, и на повестку дня встала программа обеспечения ядерных возможностей США, адаптированных к новым условиям. Россия в 2000 году в Концепции национальной безопасности и в новой военной доктрине подтвердила свой ядерный оружейный статус. Великобритания, Франция и КНР проводят программы модернизации своих ядерных сил. И хотя такая политика, по-видимому, является правильной с точ-

ки зрения национальных интересов каждого государства, укреплению режима нераспространения это не содействует. Поэтому можно сделать следующий прогноз в рамках нового отношения к нераспространению:

ядерное оружие будет продолжать существовать и, возможно, будет существовать еще очень долго. В конечном счете, все будет определяться типом и остротой новых кризисов;

появление новых ядерных оружейных государств вполне возможно. Все будет определяться пониманием государствами своих ключевых национальных интересов и их оценкой новых угроз.

12.2. Угроза ядерного терроризма

Следует отметить существенную разницу в международной реакции на попытки создания ядерного оружия государствами и подобной деятельностью со стороны отдельных организаций. Последнее справедливо рассматривается как угроза ядерного терроризма и всеми безоговорочно осуждается. Для предупреждения этой угрозы страны активно сотрудничают в области охраны ядерных материалов, технологий, ключевой информации и создании соответствующих экспертных барьеров. Однако:

информационные барьеры на пути распространения ядерного оружия стали в последнее время фикцией. Когда-то (в середине 50-х годов ХХ века) они являлись эффективным средством. В наше время развитие ядерной науки и техники, возможности компьютерного моделирования, объем существующей информации, возможности подготовки специалистов любого профиля достигли такого уровня, что этого барьера по существу нет;

барьеры на пути производства или приобретения ядерных материалов постепенно слабеют. Основная причина – это распространение гражданских ядерных технологий и ядерной энергетики. В мире в ядерных энергетических реакторах уже наработано около 2000 тонн «гражданского плутония». Активно развивается процесс по его выделению. Великобритания и Франция стали промышленными гигантами по выделению «гражданского плутония» и произвели его более 200 тонн (практически столько же, сколько выделили плутония США и СССР за всю историю своих ядерных программ) для собственных нужд, а также в качестве промышленных услуг Германии, Японии, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии. Отметим, что, когда Россия заявила о планах по импорту 20000 тонн ОЯТ и его переработке для гражданского использования, Запад отнесся к этому неодобрительно. Великобритания и Франция уже де-факто реализовали программу такого объема и собираются ее расширять. К этой деятельности сейчас активно присоединяется Япония. Планируется широкое использование выделенного плутония в MOX-топливе ядерной энергетики различных государств. В мире происходит беспрецедентный рост транснационального движения плутония;

ядерные страны осуществляют услуги по развитию ядерной энергетики и ядерной технологической базы в других государствах. Хорошо известно, что такая поддержка со стороны ряда западных государств содействовала развитию ядерных оружейных программ некоторых государств, например, Аргентины и Бразилии, которые подошли достаточно близко к созданию ядерного оружия. При этом трудно сказать, что это были государства со стабильными политическими режимами и отсутствием экстремизма. В 60- е годы первые шаги в создании инфраструктуры ядерных исследований в Иране осуществлялись при поддержке США, а развитие ядерной энергетики Ирана в 70-е годы предполагалось осуществить при содействии Германии. Все это делалось при шахском режиме в преддверии исламской революции;

существенное расширение в мире ядерной инфраструктуры определяет одну из основных угроз ядерного терроризма. Во-первых, при этом многократно растет число ядерных объектов, в отношении которых могут быть совершены террористические действия. Во-вторых, при этом расширяются возможности получения террористическими организациями ядерных материалов для создания ядерных взрывных устройств. В ряде государств, уже имеющих развитую ядерную инфраструктуру, сильны экстремистские позиции различного типа: националистические, религиозные, идеологические и т.д.

Таким образом, и в этой сфере обеспечения нераспространения не все очевидно. Терроризм – недопустим, нераспространение – хорошо, а «бизнес есть бизнес».

12.3. Угрозы технологического прогресса

Для процесса нераспространения существенным является и прогресс ядерных технологий, связанный с самим фактом существования ядерного оружия и необходимостью его сопровождения.

Ярким примером этого является широкое внедрение ПЭВМ за последние десять лет. Не нужно комментировать важность ПЭВМ для процесса сопровождения. Следует отметить, что ПЭВМ играют важную роль и в программах безопасности ядерного оружия СФЗ и СУиК. Однако это же развитие приводит к невиданным до недавнего времени возможностям концентрации ключевой информации на новых информационных носителях.

Важное значение имеет использование достижений ЯОК в других отраслях, например, использование элементов систем подрыва и организации сложных гидродинамических течений, разработанных в организациях ЯОК для использования в обычном оружии. Вместе с тем развитие взрывных технологий делает возможным оперативное вскрытие различных видов защитных контейнеров и обеспечение подрыва боеприпаса за толстыми защитными экранами.

Следует отметить, что методики физико-математического моделирования, которые не так давно были абсолютно уникальными и использовались только в ЯОК, становятся все более общедоступными в связи с совершенствованием подобных методик в других отраслях науки и техники.

Таким образом, налицо имеется объективный процесс, определяемый общим ходом научнотехнического прогресса: совершенствуются методы сопровождения ядерного арсенала и растут возможности доступа к технологиям и информации, необходимой для создания ядерного оружия. Можно прогнозировать, что со временем эти тенденции будут усиливаться, несмотря на то, что мы будем предпринимать все меры для гарантированного обеспечения сохранности материалов, технологий и информации внутри ЯОК.

Отметим, например, что общий технологический уровень многих государств таков, что уже сейчас при наличии необходимых средств и воли нет препятствий для отработки в герметичных камерах ядерных зарядов на принципе имплозии (без реализации ядерного взрыва). Вся конструкция ядерного заряда может быть заблаговременно отработана скрытым образом, и единственным барьером, который отделяет эту модель от того, чтобы она стала полноценным ядерным зарядом, может быть только отсутствие необходимых делящихся материалов.

Вызывает беспокойство широкое обращение в мире дейтерия. Если вдруг необходимые делящиеся материалы окажутся в руках террористов или агрессивных режимов, то барьер, который будет отделять в этом случае ядерную угрозу от термоядерной, может оказаться не очень большим.

Во многих странах производство тяжелой воды составляет сотни тонн в год. В то же время использование в термоядерных устройствах всего нескольких десятков килограмм дейтерия может привести к катастрофическим последствиям.

Развитие информационной системы, безусловно, будет делать более доступными достижения в технологиях, которые могут способствовать созданию элементов ЯЗ и ЯБП, и будет также облегчать поиск поставщиков различных материалов и возможных разработчиков необходимого оборудования для создания ЯО, будет стимулировать интенсивное развитие идей, способствующих разработке и применению оружия.

Подведем некоторые итоги. В мире осуществляется более или менее контролируемый режим распространения, в который время от времени вторгаются стихийные процессы. Состояние режима нераспространения не дает большого оптимизма на достижение безъядерного мира, по крайней мере, в достаточно близкой перспективе.

12.4. Структурные особенности ядерных оружейных и ядерных гражданских программ

Ядерная энергетика в ее существующем виде является в научно-техническом, технологическом и историческом плане прямым результатом развития ЯОК. Оба комплекса, как хорошо известно, частично включают в себя идентичные (или близкие) ключевые технологии.

Таблица 8.44. Ключевые технологии ядерных оружейных и ядерных гражданских программ

 

Ядерный оружейный комплекс

 

Ядерная энергетика

 

 

 

 

1.

Добыча урана и производство уранового

1.

Добыча урана и производство уранового

 

концентрата

 

концентрата

 

 

 

Создание технологий по обогащению урана

2.

Создание технологий по обогащению урана

2.

(для большинства типов ядерно-

 

 

 

энергетических циклов)

 

Производство гексафторида урана и про-

 

Производство гексафторида урана и процесс

3.

3.

обогащения до уровня НОУ (для большинст-

цесс обогащения до уровня ВОУ

 

 

 

ва типов ядерно-энергетических циклов)

 

 

 

Производство ядерного топлива на основе

4.

Производство металлического урана

4.

двуокиси урана (металлический уран ис-

 

 

 

пользуется только в реакторах типа GCR)

 

Создание ядерных энергетических реакто-

 

Создание ядерных энергетических реакто-

 

 

ров различных типов (PWR, BWR, HWR,

5.

ров различных типов (GCR, HWR, LWGR)

5.

LWGR, GCR, AGR) для производства элек-

 

для производства оружейного плутония.

 

 

 

троэнергии.

 

 

 

 

Прямым результатом работы является про-

 

Прямым результатом работы является про-

 

изводство оружейного плутония

 

изводство энергетического плутония

6.

Создание технологий по радиохимической

6.1

Хранение ОЯТ без радиохимической пере-

 

переработке ОЯТ и выделению плутония

 

работки

 

 

 

Создание технологий по радиохимической

 

 

6.2

переработке ОЯТ, выделение плутония и

 

 

 

урана

 

 

 

Производство MOX-топлива на основе дву-

7.

Производство металлического плутония

7.

окиси выделяемого плутония (для отдель-

 

 

 

ных видов ядерно-энергетических циклов)

Косновным отличиям технологических этапов ядерной энергетики от ЯОК относятся:

По пп. 2, 3. При использовании в ядерных энергетических реакторах ядерного топлива на основе природного урана (реакторы GCR и HWR) создание технологий по обогащению урана не обязательно.

По п. 4. различие несущественно, так как технология производства металлического урана общедоступна.

По п. 5. Первые ядерные энергетические реакторы были адаптацией ядерных оружейных реакторов (LWGR, GCR, HWR). Различие в изотопных составах оружейного и энергетического плутония определяется энерговыработкой ОЯТ, которую, с экономической точки зрения, выгодно увеличивать, а для максимизации содержание Pu-239 выгодно уменьшать.

По п. 6. Отсутствие радиохимической переработки ОЯТ является важным барьером на пути к созданию ядерного оружия, однако этот вид технологии в промышленном или лабораторном виде уже существует во многих государствах.

По п. 7. Различие слабо существенно, так как технология производства металлического плутония может быть развита.

Соседние файлы в предмете Атомная энергетика