Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Укрощение ядра.pdf
Скачиваний:
866
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
5.92 Mб
Скачать

1. ДОГОВОР 1974 ГОДА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ И ДОГОВОР 1976 ГОДА О ПОДЗЕМНЫХ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВАХ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

1.1.Краткая история заключения Договоров

Вгоды, последовавшие после заключения Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, проходили напряженные, длительные и трудные переговоры о запрещении подземных ядерных взрывов. Переговоры велись в основном в рамках Комитета по разоружению, в состав которого первоначально входило 18 государств. Комитет начал работать в марте 1962 года. В1969 году состав Комитета был расширен до 26 участников, в 1975 году – до 31 участника, а в 1979– 1986 годах – до 40 участников, включая пять ядерных государств. В 1984 году этот орган был переименован в Конференцию по разоружению. Позиции СССР и США и их союзников по Варшавскому договору и НАТО не находили взаимопонимания в вопросах контроля – установления процедур международных инспекций на местах для проверки и идентификации сомнительных сейсмических явлений. СССР отстаивал позицию, согласно которой национальные средства обнаружения и идентификации сейсмических явлений в должной мере обеспечивают контроль над соблюдением государствами обязательств по прекращению подземных ядерных испытаний. США, Англия и их союзники по НАТО выдвигали требования установления международной инспекции на местах для установления характера неясных сейсмических событий. В этом вопросе позиции сторон не находили согласия и в переговорах по данной проблеме к середине 60-х годов создался застой.

Крупным событием начала 70-х годов явилось улучшение советско-американских отношений.

В1972 и 1974 годах состоялись визиты в СССР президента США Ричарда Никсона, а в 1973 году поездка Л.И. Брежнева в Соединенные Штаты. В ноябре 1974 года состоялась встреча во Владивостоке Л.И. Брежнева с вступившим незадолго до этого на пост президента США Джеральдом Фордом. В ходе состоявшихся встреч руководителей двух государств был заключен ряд важных договоров и соглашений по вопросам ограничения стратегических вооружений, противоракетной обороны и др. Среди этих соглашений 3 июля 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Договор предусматривал обязательство сторон запретить, предотвратить и не производить подземные испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн, начиная с 31 марта 1976 года. Контроль над соблюдением Договора должен осуществляться каждой стороной национальными техническими средствами. Договор не распространялся на подземные ядерные взрывы в мирных целях (соответствующий Договор о них был подписан 28 мая 1976 года). Подписанный в тот же день протокол предусматривал в целях обеспечения контроля национальными техническими средствами обмен данными, касающимися испытательных полигонов и проводимых испытаний ядерного оружия, а также сведениями относительно двух предыдущих ядерных испытаний для целей калибровки сейсмографической аппаратуры.

Советско-американский Договор об ограничении испытаний ядерного оружия явился показателем усилий двух ядерных держав проложить путь к прекращению всех таких испытаний и стремлений СССР и США к упрочнению разрядки в их взаимоотношениях. Он явился выражением намерений этих держав положить конец разработкам мощных ядерных вооружений. Договором закладывалась основа разработки принципов контроля за прекращением менее мощных ядерных взрывов вплоть до их полного запрещения.

К 31 марта 1976 года Договор об ограничении подземных ядерных испытаний не был ратифицирован США и СССР, однако стороны, начиная с этой даты, ограничили мощность испытаний верхним пределом 150 кт. В течение более десяти лет национальные средства контроля США и

СССР бдительно следили за деятельностью ядерных полигонов друг друга. Иногда сейсмический сигнал от ядерного взрыва выходил за пределы установленной калибровкой нормы. Тогда диплома-

ты Государственного департамента США или Министерства иностранных дел СССР начинали обмениваться запросами, объяснениями или просто обвинениями.

Совместные советско-американские ядерные эксперименты в 1988 году и последующие изменения в статьях договора о взаимном контроле мощных испытаний создали условия для ратификации договора. Советский Союз ратифицировал договор 9 октября 1990 года, а Соединенные Штаты – 8 декабря 1990 года. 11 декабря 1990 года в Хьюстоне состоялся обмен ратификационными грамотами.

1.2. Военно-технические и технологические предпосылки заключения Договоров

К середине 70-х годов ядерное оружие США и СССР, особенно стратегическое, достигло высокого уровня как в части военно-технических характеристик, так и развития инфраструктуры. Плоды технической революции в материаловедении, радиоэлектронике, вычислительной, ракетной и авиационной технике в первую очередь находили воплощение в новых системах ЯО. Опережающую роль в повышении эффективности ЯО начинает играть существенное улучшение точности средств доставки боеголовок, а также создание РГЧ ИН с повышенной способностью преодоления противоракетной обороны. Забрасываемый полезный вес ракет оставался прежним или увеличивался незначительно, поэтому многозарядность оснащения достигалась за счет перехода на более легкие и малогабаритные боеголовки. Взаимная увязка таких параметров, как прочность шахтных пусковых установок потенциального противника, точность доставки боеголовок, число боеголовок и ложных целей для эффективного преодоления противоракетной обороны, привела к оптимизации мощности боеголовок.

С другой стороны, в области создания мощных ядерных зарядов ряд задач был успешно решен в период 1961–1962 годов, а новые существенные достижения были реализованы в период с 1966 по 1975 год. Таким образом, можно отметить, что к рассматриваемому времени задача создания новых ядерных зарядов большой мощности уже не имела существенного приоритета в развитии ЯО СССР.

В то же время Договор не должен был препятствовать решению задач модернизации созданных к тому времени ядерных зарядов, в первую очередь за счет улучшения различных параметров первичных модулей. Уровень ограничения энерговыделения ядерных испытаний в 150 кт предоставлял такую технологическую возможность, и она была активно использована в дальнейшем в различного типа неполномасштабных испытаниях.

Более сложные вопросы возникали в случае необходимости разработки новых достаточно мощных зарядов с уровнем энерговыделения заметно большим 150 кт, которые нельзя было реализовать в виде простой модернизации уже созданных зарядов. Однако и здесь не было непреодолимых препятствий, поскольку проблема испытания новых ядерных зарядов в неполномасштабных режимах не была новой для наших специалистов. С начала создания двухстадийных ядерных зарядов (РДС-37; опыт 29 ноября 1955 года) ряд испытаний вторичных модулей проводился на неполную мощность. Достаточно сказать, что уже в период 1956–1958 годов в 7 испытаниях вторичный модуль испытывался на неполную мощность. При этом использовались различные способы снижения энерговыделения.

Важным вопросом при разработке новых ядерных зарядов в условиях испытаний с неполномасштабным энерговыделением является вопрос о точности определения номинального энерговыделения. Этот вопрос нередко играл существенную роль при сдаче ядерного заряда заказчику или при конкурсном характере разработки нового заряда.

1.3. Содержание Договора между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия

Договор подписан в Москве 3 июля 1974 года, однако из-за сомнений США в эффективности возможностей его контроля долгое время не был ратифицирован.

31 марта 1976 года госдепартамент США объявил, что «на ближайшее будущее у нас нет планов проведения испытаний оружия большой мощности – выше предела в 150 килотонн». 2 апреля 1976 года было опубликовано сообщение ТАСС о том, что «Советский Союз не намерен предпринимать каких-либо действий, несовместимых с положениями Договора (от 3 июля 1974 года), при том понимании, что США, со своей стороны, будут поступать аналогичным образом».

Договор состоит из преамбулы, пяти статей и протокола.

Согласно статье I Договора СССР и США взяли на себя обязательство, начиная с 31 марта 1976 года, запретить, предотвратить и не проводить любые подземные испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн в любом месте, находящемся под их юрисдикцией и контролем. Кроме того, стороны обязались ограничить свои подземные ядерные испытания минимальным количеством.

Встатье I подтверждается намерение обоих государств продолжить переговоры, с тем чтобы

вбудущем решить проблему прекращения всех подземных испытаний ядерного оружия.

Всоответствии со статьей III договора его положение не распространяется на подземные ядерные взрывы, осуществляемые в мирных целях.

Договор и прилагаемый к нему протокол предусматривают детально разработанные условия контроля над выполнением обязательств, взятых на себя участниками Договора.

Вцелях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора каждая из сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства. Применение средств контроля должно соответствовать общепризнанным нормам международного права и не выходить за рамки этих целей в ущерб безопасности или национальным интересам сторон.

Впротоколе к Договору регулируются вопросы о взаимном обмене информацией об испытательных полигонах ядерного оружия и о проводимых испытаниях такого оружия. Это связано с тем, что на эффективность и точность работы телесейсмических устройств, обнаруживающих подземные взрывы и определяющих их мощность, влияет целый ряд естественных факторов, и прежде всего типы пород, в которых проводится взрыв. Поэтому, для того чтобы обеспечить необходимую точность регистрации сейсмических сигналов, важно знать основные геологические и геофизические характеристики полигонов. Обмен такими данными предусматривается протоколом.

Только после проведения совместного эксперимента 1988 года на Невадском (США) и Семипалатинском (СССР) полигонах технические возражения к Договору были сняты, и он вступил в силу 11 декабря 1990 года. Следует специально подчеркнуть, что после 31 марта 1976 года стороны не проводили деятельность, противоречащую условиям Договора, хотя время от времени предъявляли друг другу претензии в нарушении его условий.

Приведем для иллюстрации ряд ключевых определений.

Термин «подземное испытание ядерного оружия» означает либо одиночный подземный ядерный взрыв, проведенный на полигоне, либо два или более подземных ядерных взрыва, проведенных на полигоне в пределах района, ограниченного окружностью с диаметром два километра, и проведенных в пределах общего периода времени 0,1 секунды. Мощностью испытания является суммарная мощность всех взрывов в этом испытании.

Термин «взрыв» означает выделение ядерной энергии из зарядного контейнера.

Термин «зарядный контейнер» означает в отношении каждого взрыва контейнер или кожух для одного или более ядерных взрывных устройств.

Полигонами для Сторон являются: Северный испытательный полигон (Новая Земля) и Семипалатинский испытательный полигон для Союза Советских Социалистических Республик; и Невадский испытательный полигон для Соединенных Штатов Америки.

Для целей Договора все подземные ядерные взрывы на полигонах рассматриваются как подземные испытания ядерного оружия и подпадают под все положения Договора.

Для целей контроля за соблюдением Договора в дополнение к использованию имеющихся национальных технических средств контроля контролирующая Сторона имеет право:

а) в отношении испытания, имеющего планируемую мощность, превышающую 50 килотонн, осуществлять любой вид или все виды деятельности по контролю, связанные с применением гидродинамического метода измерения мощности в отношении каждого взрыва в испытании;

b) в отношении испытания, имеющего планируемую мощность, превышающую 50 килотонн, осуществлять любой вид или все виды деятельности по контролю, связанные с применением сейсмического метода измерения мощности;

с) в отношении испытания, имеющего планируемую мощность, превышающую 35 килотонн, осуществлять любой вид или все виды деятельности по контролю, связанные с инспекцией на месте.

Сторона, проводящая испытание, имеет право провести испытание, имеющее планируемую мощность, превышающую 35 килотонн, в полости с объемом, превышающим 20000 кубических метров, только если Стороны договорятся о мерах контроля в отношении такого испытания.

В целях применения сейсмического метода измерения мощности контролирующая Сторона имеет право проводить независимые сейсмические измерения на трех выделенных сейсмических станциях на территории Стороны, проводящей испытание.

1.4.Содержание Договора между СССР и США о подземных ядерных взрывах

вмирных целях

Договор подписан 28 мая 1976 года в Москве и в Вашингтоне, однако из-за сомнений США в эффективности возможностей его контроля долгое время не был ратифицирован.

Договор состоит из преамбулы, девяти статей и протокола.

Впреамбуле отмечается, что стороны подтверждают свою верность целям запрещения испытаний ядерного оружия в трех средах и нераспространения ядерного оружия, а также, исходя из желания выполнить статью III Договора между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, приняли дополнительные обязательства, регулирующие все подземные ядерные взрывы в мирных целях.

Статья II Договора содержит определение понятий, касающихся подземных ядерных взрывов

вмирных целях («взрыв», «взрывное устройство», «групповой взрыв»).

Встатье III Договора подтверждается, что СССР и США, согласившись соблюдать обязательства, взятые по данному договору и по другим международным соглашениям, сохраняют за собой право:

a) проводить мирные ядерные взрывы в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем, за пределами географических границ испытательных полигонов, обозначенных в соответствии с положениями Договора между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия;

b) проводить, участвовать и помогать проведению подобных взрывов на территории другого государства по просьбе такого другого государства.

Одновременно стороны согласились запретить, предотвращать, не проводить и не помогать проведению где бы то ни было:

любые отдельные взрывы мощностью свыше 150 килотонн;

любые групповые взрывы суммарной мощностью свыше 1,5 мегатонны;

любые взрывы, проводимые не в осуществление мирного применения;

любые взрывы, не соответствующие положениям Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, Договора о не-

распространении ядерного оружия и других международных соглашений.

Стороны также согласились дополнительно рассмотреть вопрос о проведении отдельных взрывов в мирных целях мощностью свыше 150 килотонн.

Контроль за соблюдением Договора должен осуществляться следующим образом: во-первых, путем использования сторонами имеющихся в их распоряжении национальных технических средств контроля в соответствии с общепризнанными нормами международного права; во-вторых, посредством предоставления друг другу информации о планируемых подземных ядерных взрывах в мирных целях, а также доступа к местам взрывов на определенных условиях, которые четко определены в протоколе к настоящему Договору.

Договор вступил в силу 11 декабря 1990 года одновременно с Договором об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.

Соседние файлы в предмете Атомная энергетика