Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Укрощение ядра.pdf
Скачиваний:
861
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
5.92 Mб
Скачать

Проектной организацией был назначен ГСПИ-11. В качестве базы для создания завода по электромагнитному разделению изотопов был определен завод № 418 (поселок Лесной Свердловской области), который был введен в строй в конце 1948 года.

Вконце 1946 года в Сухумском физико-техническом институте группой немецких ученых под руководством Макса Штеенбека были начаты лабораторные исследования по использованию центрифугирования для разделения изотопов урана. В.А. Малышев поручил главному конструктору ОКБ ЛКЗ Н.М. Синеву изучить возможность промышленного внедрения разработок группы Штеенбека. Главный конструктор ОКБ ЛКЗ взялся за практическую разработку центробежного метода.

ВОКБ были переведены доктор Штеенбек и еще два немецких специалиста. Научное руководство проблемой было возложено на члена-корреспондента АН СССР Б.П. Константинова.

Первый промышленный образец газовой центрифуги и метод центробежного обогащения урана изотопом U-235 был предъявлен Государственной приемной комиссии под председательством академика М.Д. Милионщикова и был принят к производству и эксплуатации.

В1957 году на комбинате № 813 было пущено первое в мире производство по обогащению урана газоцентрифужным методом, основное преимущество которого, по сравнению с диффузионным, состоит в малой стоимости и существенно более высоком коэффициенте полезного действия.

Переход на газоцентрифужную технологию, осуществленный в 1966–1972 годах, позволил увеличить разделительную мощность четырех предприятий МСМ почти в 2,5 раза и сократить потребление электроэнергии в 8–20 раз.

Винфраструктуре отрасли, нарабатывающей делящиеся материалы и изготавливающей из них детали, одно из ведущих мест принадлежит заводу № 12, расположенному в г. Электросталь под Москвой. Этот завод осенью 1945 года был передан из Наркомата боеприпасов в систему ПГУ. Первым директором нового производства стал С.А. Невструев, главным инженером – Ю.Н. Голованов. На заводе при участии ученых из НИИ-9 и Гиредмета была отработана технология получения изделий из металлического урана.

Уже в начале 1946 года заводу было дано задание обеспечить в кратчайший срок переработку урановых руд для получения диоксида, а затем получить металлический уран в виде стержней.

На этом заводе была отработана промышленная технология изготовления металлических урановых блоков для загрузки в первый промышленный уран – графитовый реактор. Здесь же были отработаны технология получения слитков из высокообогащенного U-235 и технология изготовления деталей как из природного, так и из обогащенного урана.

Завод № 12 после получения на комбинате № 813 обогащенного U-235 стал первым предприятием отрасли по изготовлению из него блоков для загрузки в ядерные реакторы.

Внаше время завод № 12 остается главным предприятием, обеспечивающим ТВЭЛами исследовательские ядерные реакторы России, а также государств, входивших ранее в состав Советского Союза.

Для термоядерного оружия нужны были новые, не применявшиеся ранее материалы: тяжелые изотопы водорода – тритий и дейтерий, для получения которых необходимо было создание специ-

альных производств. Для получения трития в реакции Li6 + n T + He4 необходимо было иметь ядерные реакторы с высокими потоками нейтронов. Для наработки трития в декабре 1951 года на комбинате № 817 был пущен реактор «АИ» мощностью около 100 МВт.

Для получения трития нужен был изотоп Li-6, который в относительно небольших количествах (7,5%) содержится в природном литии.

Роль лития в изготовлении водородного оружия так же значима, как роль урана для ядерной энергетики и получения плутония. Выпуск Li-6 и его гидридов был также освоен заводом № 12.

1.3. Роль Госплана и НКВД в организации атомной промышленности

Важная роль в организации атомной промышленности страны принадлежала Госплану СССР. Председатель Госплана Н.А. Вознесенский был одновременно членом Специального Комитета.

Первое управление в Госплане было создано одновременно с ПГУ и Специальным комитетом ГКО. Начальником Первого управления Госплана был назначен Н.А. Борисов, а его заместителями Н.А. Черепнев и С.П. Столяров. Председателю Госплана СССР, члену Специального комитета

Н.А. Вознесенскому было поручено через это управление обеспечить всеми видами ресурсов выполнение заданий Специального комитета. Чтобы судить, какие ведомства стояли у истоков создания атомной промышленности, приведем распределение капитальных вложений, выделенных Госпланом на второй квартал 1946 года:

Предприятия ПГУ при СНК СССР – 22,5%;

Институты и заводы Минцветмета – 15,0%;

Комитет по делам геологии – 14,0%;

Министерство электростанций – 8,5%;

Институты АН СССР (Лаборатории № 2, 3, РИАН, ИФХАН и другие) – 8,0%;

Министерство транспортного машиностроения – 7,5%;

Институты и предприятия МВД – 6,7%;

Министерство машиностроения и приборостроения – 6,5%;

Предприятия других шести Министерств – 11,3%.

На выделенные в 1948 году на капитальное строительство 2,6 миллиарда рублей (в том числе 700 миллионов рублей на оборудование) строились предприятия и институты, подчиненные разным подразделениям и ПГУ. Проект плана капитального строительства в 1948 году по ряду предприятий составлял:

комбинат № 6, Средняя Азия – 300 миллионов рублей;

комбинат № 813, Средний Урал – 550 миллионов рублей;

комбинат № 817, Южный Урал – 340 миллионов рублей;

завод № 814, Северный Урал – 150 миллионов рублей;

завод № 544, Удмуртия, г. Глазов – 100 миллионов рублей;

завод № 12, г. Электросталь – 90 миллионов рублей;

завод № 906, Украина, г. Днепродзержинск – 80 миллионов рублей;

КБ-11, г. Арзамас-16 – 40 миллионов рублей;

НИИ-9, г. Москва – 10 миллионов рублей.

Нельзя рассматривать реализацию советского атомного проекта без объективного освещения роли НКВД-МВД, его руководителей, работы целого ряда коллективов этих ведомств по созданию отечественного ядерного оружия.

В40-е годы, еще до создания ПГУ, наиболее активное участие в организации работ по Атомному проекту принимало Девятое управление НКВД. Оно курировало весь комплекс работ от добычи урана до получения ядерных материалов – высокообогащенного U-235 и плутония. В систему НКВД входило Главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП). Девятое управление НКВД было в составе ГУЛГМП еще до 1939 года. В нем работали С.Е. Егоров – первый начальник Второго управления ПГУ (1945–1946 годы), главный геолог – заместитель директора НИИ-10 (Всесоюзного научно-исследовательского института химической технологии ВНИИХТа) Д.Я. Суражский.

После организации ПГУ часть этих работ была передана из ведения НКВД в ПГУ.

Важными направлениями работ, которое курировало Девятое управление НКВД в 1946– 1949 годах, были радиационная биология, ядерная физика, получение радиоактивных изотопов. Этими вопросами начали заниматься созданные в Челябинской (г. Сунгуль) и Калужской областях (г. Обнинск) лаборатории «Б» и «В». Девятое управление контролировало и в определенной мере координировало работу специалистов лаборатории «Б» и «В», институтов г. Сухуми и Наркомцветмета, а также ряда институтов и предприятий других ведомств.

Всистеме этого управления работали такие видные ученые, как члены-корреспонденты АН

СССР физики-теоретики Д.И. Блохинцев, А.И. Лейпунский, академик АМН Л.А. Булдаков, профессора С.А. Вознесенский, Н.В. Тимофеев-Ресовский.

У истоков атомной промышленности, кроме Девятого управления, был и Главпромстрой НКВД во главе с А.Н. Комаровским. Это подразделение под руководством первого заместителя начальника ПГУ А.В. Завенягина было ответственно за строительство основных предприятий отрасли. Руководили стройками и многочисленными строительными организациями в МВД министр С.Н. Круглов и его первый заместитель В.В. Чернышев. Директора строящихся комбинатов с ними

решали вопросы по численности работающих, замены руководителей строительства, укрепления материально-технической базы.

Вэти годы НКВД через своих представителей, уполномоченных Совета Министров, контролировал выполнение постановлений Спецкомитета и Правительства руководителями предприятий и строек. Например, генерал-майор Н.И. Павлов был уполномоченным СМ СССР в Лаборатории № 2.

1.4.Кооперация организаций на начальной стадии атомного проекта

Всвязи с масштабом, сложностью и спецификой задач, необходимостью проведения многочисленных экспериментов, в том числе взрывных и ядерно-физических, встал вопрос о привлечении к процессу реализации атомного проекта ряда академических и отраслевых научноисследовательских организаций и учреждений, тематика работы которых была хотя бы отчасти близка к решаемым проблемам, или если научно-технический потенциал данного учреждения был достаточен для решения принципиально новых задач.

Решением Технического совета, принятым в сентябре 1945 года, с целью концентрации сил и материальных ресурсов, к работе над атомным проектом был привлечен ряд академических, науч- но-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Только из Академии наук к проекту было привлечено 20 институтов, включая выдающихся ученых мирового уровня.

Было ясно, что инфраструктура, призванная обеспечить создание ядерного оружия, не может быть оптимальной без специализированного научно-исследовательского и одновременно производственного предприятия, целиком и прямо ориентированного на разработку нового оружия. Понимание всей совокупности данных требований и задач привело к решению о создании КБ-11.

Однако столь же ясно было и другое. КБ-11 неизбежно должно было пройти этап становления. Это означало, что для сокращения сроков разработки первых атомных бомб в инфраструктуру, обеспечивавшую решение этих задач, необходимо активно вовлекать достаточный для этого науч- но-технический потенциал.

По предложению Б.Л. Ванникова, М.Г. Первухина, И.В. Курчатова, А.П. Завенягина, Ю.Б. Харитона и П.М. Зернова к проведению подготовительных работ по созданию РДС-1 и РДС-2 были привлечены научные, проектные и производственные организации, находившиеся в ведении:

Академии наук СССР;

Министерства сельскохозяйственного машиностроения;

Министерства транспортного машиностроения;

Министерства вооружения.

Несколько позднее этот круг организаций и предприятий был расширен за счет:

Министерства производства средств связи;

Министерства электропромышленности;

Министерства авиационной промышленности;

Министерства цветной металлургии;

Министерства металлургической промышленности.

Из академических институтов в работах по атомной проблеме участвовали Институт химической физики (ИХФ), Математический институт имени В.А. Стеклова и его ленинградское отделение, Институт геофизики, Институт физических проблем, Радиевый институт (РИАН), Физикотехнический институт (ФТИ), Физический институт (ФИАН), Институт физической химии (ИФХ), Институт общей неорганической химии (ИОНХ), Уральский филиал АН СССР, Биохимическая лаборатория АН СССР им. академика В.И. Вернадского, Физико-технический институт АН УССР.

Кроме академических институтов к работам над атомным проектом были привлечены: Физи- ко-химический институт им. Л.Я. Карпова наркомата химической промышленности (НКХП), Государственный научно-исследовательский институт № 42 НКХП, Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Лаборатория при наркомате электропромышленности (НКЭП), Уральский индустриальный институт, Центральный котлотурбинный институт им. И.И. Ползунова (ЦКТИ) наркомата тяжелого машиностроения, Физический институт Ленинградского университета, Научно-

исследовательский институт № 6 наркомата боеприпасов, Центральный институт рентгенологии и радиологии наркомата здравоохранения СССР и некоторые другие.

Следует отметить, что привлечение ведущих институтов сыграло исключительно большое значение в решении вопросов разработки ядерного оружия и мирного использования атомной энергии.

На стадии становления ядерно-оружейной инфраструктуры по заданиям, связанным с реализацией атомного проекта, работали пять учреждений, находившихся в ведении Министерства сельскохозяйственного машиностроения. В их числе были три научно-исследовательских института – НИИ-6, НИИ-504 и НИИ-582, конструкторское бюро № 47 и завод № 571.

ВНИИ-6 (директор А.П. Закощиков) по техническому заданию КБ-11 разрабатывались отдельные элементы и конструкция сферического заряда из взрывчатых веществ, принципы действия

иконструкция электродетонаторов, обеспечивавших подрыв ВВ.

Вэтом же НИИ при участии группы специалистов во главе с В.А. Цукерманом из Института машиноведения Академии наук СССР велась разработка методики исследования процессов сжатия металла с помощью взрывчатых веществ, совместно с сотрудниками Лаборатории № 2 проводились работы по нейтронным источникам.

Наряду с НИИ-6, отработкой технологии изготовления баратоловых линз, фокусирующих элементов, с 1948 года занимался НИИ-582 МСХМ. Задания по изготовлению электродетонаторов выполнял завод № 571 этого же министерства. В то же время КБ-11 независимо от завода № 571 отрабатывало технологию производства и аттестации качества электродетонаторов.

Вдальнейшем, учитывая специфические особенности производства, изготовление детонаторов было передано на специализированное предприятие – завод № 253 МСХМ.

К отработке конструкции элементов составного заряда из взрывчатки, способа крепления заряда в корпусе бомбы и отдельных приборов автоматики было привлечено конструкторское бюро Кировского завода (ОКБ-700) в городе Челябинске (главный конструктор Н.Л. Духов) Министерства транспортного машиностроения (министр В.А. Малышев).

НИИ-504 по техническим заданиям КБ-11 была поручена разработка автоматических высотных взрывателей (радиодатчиков) для авиабомб, высоковольтной установки для задействования электродетонаторов изделия РДС-1, а также создание соответствующих радиосхем. К концу 1946 года НИИ-504 был освобожден от разработки радиодатчиков, и решение данной задачи было передано ЦКБ-326 (главный конструктор А.П. Скибарко) Министерства производства средств связи.

К разработке высотного радиодатчика привлекались предприятия не только Министерств сельскохозяйственного машиностроения и производства средств связи, но и Министерство электропромышленности (МЭП).

Пятой организацией из системы Министерства сельскохозяйственного машиностроения было ГСКБ-47 (главный конструктор Кулаков), в котором по техническому заданию, подписанному Ю.Б. Харитоном в мае 1946 года, осуществлялась разработка корпусов, стабилизаторов и узлов подвески авиабомб.

Изготовлением опытных, а затем и серийных образцов корпусов авиабомб занимались заводы

12 и № 48, входившие в ведение Первого главного управления.

ГСКБ-47 в решении поставленной перед ним задачи использовал отечественный опыт в области конструирования фугасных авиационных бомб соответствующего калибра и веса. Это помогло справиться с заданием довольно оперативно. Но по итогам летных испытаний 1947 года выяснилось, что тот вариант корпуса авиабомбы, который отвечал необходимым габаритам атомной бомбы, дал неудовлетворительные результаты.

Вариант конструкции корпуса бомбы, представленный разработчиками КБ-11, проходил испытания в ЦАГИ. Всего было проведено около 100 серий его аэродинамических испытаний и, в конечном итоге, он был принят за основу для разработки корпуса РДС-1, как удовлетворяющий предъявленным требованиям по баллистическим характеристикам.

14 сентября 1945 года завод № 48 (ПО Машиностроительный завод «Молния»«) одним из первых вошел в систему ПГУ.

Предприятием был начат выпуск геологоразведочного снаряжения, оборудования для горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, химико-технологического оборудования (для Среднеазиатского горнохимического комбината, где было организовано получение отечественного урана).

Соседние файлы в предмете Атомная энергетика