Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
9
Добавлен:
04.10.2013
Размер:
69.63 Кб
Скачать

География и геополитика

 

Введение.

 Соотношение географии и политики является одной и ключевых методологических проблем геополитики. Уже в самом закрепившемся наименовании дисциплины – «геополитика» - содержится указание на синтетический характер этого научного и философского направления. Классики геополитики, очевидно, сознательно закрепили в названии понимание геополитики как результата синтеза географии и политологии.

 Географы были первыми учеными, которые начали формулировать основные положения геополитики. Некоторые геополитические концепции были сформулированы еще в 19-м веке немецким географом профессором Фридрих Ратцелем (1844 - 1904). А термин «геополитика» первым использовал, как принято считать, шведский профессор Рудольф Челлен (1864 - 1922) в книге «Введение в шведскую географию» (1900).

 Необходимость разграничения географии и геополитики проистекает из разных предметов исследования этих наук. Однако для определения геополитики как дисциплины не достаточно указания границы между геополитикой и географией. Также необходимо учесть еще одну устоявшуюся науку – политологию. Именно тогда, помещенная между этими двумя науками, геополитика становится очевидной и детерминированной дисциплиной.

 Остановимся на разграничении геополитики и географии. Определение этой границы имеет принципиально важное значение, так как касается двух разных типов наук – естественных и социальных. Ответ на вопрос о разграничении геополитики и географии позволяет отнести геополитику к естественным либо социальным дисциплинам. Отвечая на вопрос о разграничении географии и геополитики, мы невольно поднимаем весь спектр философских и методологических проблем, связанных с делением наук на естественные, точные, социальные. Не каждая наука требует для своего определения таких широких обобщений.

 2. Предмет изучения геополитики

Что это может быть за дисциплина? Наука ли эта дисциплина? Каковы основные параметры этой дисциплины?

Прежде чем мы начнем отвечать на эти вопросы, констатируем факт: согласно определению Вернадского человечество уже вступило в эпоху ноосферы. Ведь человечество уже обладает всем необходимым инструментарием для самоуничтожения.

Согласно исследованиям академика Моисеева эффект ядерной зимы в случае широкомасштабной войны с применением оружия массового уничтожения приводил человечество к самоуничтожению в случае возникновения ядерной войны уже в начале 60-х годов 20-го века.

За прошедшие после заключения академика Моисеева несколько десятилетий развитие глобальных технологий и вооружений сделало человечество гораздо более уязвимым. В 60-х годах главной угрозой человечеству в случае мировой войны выступали прямые последствия от применения ядерного оружия большой разрушительной мощности. В наше время основной угрозой выступают косвенные последствия применения оружия массового уничтожения: последствия экологических катастроф на многих опасных производствах, линиях связи, энергетических объектах, технологически сложных жизненно необходимых для человечества линиях по производству гербицидов или лекарств.

Появление технологической возможности самоуничтожения человечества имеет не только значение конкретного рубежа эпох. Технологическая возможность самоуничтожения человечества – это также принципиально важная грань в развитии производственных технологий, в экономической географии вообще. Ведь накопленные запасы ядерных вооружений в начале 60-х годов были следствием концентрации производственных технологий наиболее развитых стран по созданию совершенно конкретного продукта.

Однако далее производственные технологии продолжали развиваться, а вместе с этим – увеличивалось количество производимых продуктов, которые теоретически могли бы вызвать коллапс человечества и без применения именно ядерного оружия. Это и новые виды вооружений, и средства воздействия на массовое сознание, способные спровоцировать внутренний коллапс в стране, обладающей оружием массового уничтожения, и – самое главное - новые производственные объекты, способные тем или иным способом вызвать глобальный коллапс и без ядерной войны.

Чем далее продолжает развиваться производство, тем больше появляется проектов, способных привести к глобальной экологической катастрофе. На эту тему написано множество монографий и докладов авторитетных международных организаций. Потому ограничимся констатацией процесса, не вдаваясь в детальную аргументацию.

 

Подчеркнем, чем далее развивается производство, тем более нарастает количество глобальных экологических угроз, особенно растянутых во времени.

 

С другой стороны, чем далее развивается производство, тем более возникает именно глобальных технологических проектов. Системы связи, энергетические потоки, системы международной безопасности, обмена информацией, транспорт, производство многих промышленных продуктов – достигает глобальной концентрации в рамках единых производственных и организационных цепочек. Очевидным сегодняшним примером такой глобальной концентрации промышленного производства выступает нынешняя информационная революция. Заданный процессорами, разработанными в одной-двух американских корпорациях, рывок в развитии информационных технологий заставил всю планету работать в рамках определяемого именно в этих корпорациях компьютерного стандарта и компьютерной архитектуры. Отсюда – и зависимость от одной-двух операционных систем, одного-двух браузеров, одного-двух пакетов изобразительных программ и т.д.

 Процесс технологической и организационной концентрации охватывает все новые группы производств. Именно глобальные технологические проекты определяют сегодня развитие экономики человечества. Глобальные проекты представляя собою устойчивые производственные цепочки с конкретными социумами, занятыми в процессе производства, в целом диктуют всему человечеству собственную социальную стратификацию и систему ценностей. Тот, кто владеет производством глобальных технологий обладает максимальным военно – политическим могуществом на планете. Культурные стереотипы, которые господствуют внутри наиболее высокотехнологичных социумов так или иначе, но эффективно доводятся до остального человечества. Но – самое главное (для нас) – именно политические процессы внутри высокотехнологичных обществ являются определяющими для всей планеты.

 С другой стороны, глобальные технологические проекты в случае неконтролируемого или ошибочного развития могут привести к глобальным же катастрофам. Говоря упрощенно: всякая техника может сломаться, чем масштабнее техника – тем масштабнее потенциальная катастрофа, хотя чем масштабнее техника – тем масштабнее возможности человека по эксплуатации окружающей среды.

 Глобальные технологические проекты уже определяют основные параметры человеческой экономики. А, значит, именно глобальные технологии являются основным источником угрозы существования человечеству как виду. Те социальные группы, которые имеют непосредственное отношение к функционированию и развитию глобальных технологий держат в своих руках не просто развитие человечества, а – в прямом смысле само существование человека. Глобальная экологическая катастрофа или разрушительная война могут произойти только в том случае, если производство и общество выйдут из-под контроля этих социальных групп, или если эти группы не смогут остановить развитие разрушительных противоречий между собой.

 Принципиальное значение приобретает также ценностная ориентация этих социальных групп. Исповедание социальными группами, обладающими глобальными технологиями, ценностей, среди которых нет глобальной ответственности за жизнь, влечет за собою почти неизбежное исчезновение жизни. Теоретически это возможно.

 Таким образом, география перестает адекватно объяснять взаимодействие между природой и человеком с момента появления не просто технологической возможности глобального самоуничтожения в ходе войны, а – с момента появления глобальных технологий как явления. Производство оружия в масштабах, способных привести к самоуничтожению в случае его применения, является всего лишь частным случаем развития глобальных технологий, всего лишь своего рода технологическим прорывом. Вслед за появлением оружия массового уничтожения неизбежно пришло время более мирным, но также глобальным производственным решениям.

С момента появления глобальных технологий география перестала описывать процесс взаимодействия человека и окружающей среды. В то же время актуальность исследования процессов такого взаимодействия возросла, как никогда прежде в истории человечества. Впервые в истории, человечество стало жизненно зависеть от правильности выбора модели взаимодействия человека с окружающей средой. То есть возникла необходимость в появлении научной дисциплины, которая могла бы эффективно описать возникшую коллизию. Возникла необходимость в дисциплине, которая бы сочетала в себе политологию, социологию, философию с географией. Именно такой дисциплиной теоретически и призвана стать геополитика.

 

Прежде чем, описать геополитику далее, надо подчеркнуть еще один принципиальный момент, который является частным случаем перехода человечества к глобальным технологиям. Превращение планеты в глобальный искусственный ландшафт касается не только окружающей среды как таковой. Частью глобального искусственного ландшафта становится и соматическая природа человека.Теоретически глобальные технологии влекут за собою неизбежную потерю устойчивости сложившейся несколько десятков тысяч лет тому назад формы, в которую заключен человеческий разум.