Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История развития средств связи / Новая папка / 196100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
17.52 Кб
Скачать

196 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

этих поперечных касаний замыкался и размыкался ток, идущий от батареи в через зажим а в платиновую пластинку р и через иглу п во второй зажим; последнего провод шел к приемнику, проходил через спираль СС и возвращав в батарею через зажим 6 и соединенную с ним проволоку е. Внутри спирали помещалась тонкая железная спица, которая двумя своими концами прикрещщ. ласы к двум покоившимся на резонаторной доске %% стойкам (Т. Части Ы и к1 образовывали на обеих станциях приспособления, имевшие целью дать знать отдаленному слушателю о начале переговоров. Воспроизведение звука, спетого е раструбе А, было основано на том, что железная спица, намагничиваясь и раз­магничиваясь проходящим по спирали электрическим током, начинала совер­шать колебательные движения; они ощущались как звук, соответствовавший тому звуку, который воспринимался приемником и колебаниями которого приводи­лась в движение перепонка. Резонансная доска служила для усиления звука.

С помощью телефона Рейса уже можно было передавать не только отдельные звуки, но и сложные музыкальные фразы и даже отчасти человеческую речь. Но качество передачи оставалось настолько низким, что часто было совершенно не­возможно что-нибудь разобрать. Побочные шумы, производимые замыканием и размыканием цепи, заглушали передачу, а звуки, воспроизводимые стальной иглой, были очень далеки от модуляций человеческого голоса. Для отчетливой передачи звука необходимо было добиться того, чтобы пластинки как отправите­ля, так и приемника выводились из своего положения покоя в крайнее положе­ние током, сила которого нарастала бы постепенно, и чтобы при убывании ток опять проходил через первоначальное положение покоя. Все эти плавные колеба­ния тембра звука, составляющие богатство человеческой речи, были совершенно недоступны телефону Рейса — притяжение здесь наступало стремительно и оста­валось неизменным в течение некоторого времени, а затем совсем прекращалось.

Решить проблему передачи звука только замыканием и размыканием цепи оказалось невозможно. Прошло еще 15 лет, прежде чем шотландский изобрета­тель Александр Белл нашел более совершенный способ преобразования звуков в электрические сигналы. По профессии Белл был учителем глухонемых детей. С детства он много занимался акустикой, учением о звуке, и мечтал изобрести телефон. В 1870 году Белл переехал в Канаду, а в 1872 году — в Америку. Посе­лившись в Бостоне, он ввел в тамошней школе для глухонемых детей разрабо­танную им систему «видимой речи». Она имела большой успех, и вскоре Белл сделался профессором Бостонского университета. Теперь у него была лаборато­рия и достаточно средств для того, чтобы посвятить себя работе над изобретени­ем телефона. Забывая о сне, Белл целыми ночами просиживал над своими опы­тами. Первые его эксперименты повторяли работы Пейджа.

Летом 1875 года Белл и его помощник Томас Ватсон сделали установку, с° стоявшую из магнитов с подвижными язычками, которые приводились в ДеИ ствие колебаниями тока. В цепь с магнитами включались различные устройств ■ Ватсон и Белл находились в соседних комнатах. Ватсон передавал, а Белл приН мал. Однажды, когда Ватсон нажал на кнопку в конце провода, чтобы при вест действие звонок, испортился контакт, и электромагнит притянул к себе моло

197

Константин РЫЖОВ

чек звонка. Ватсон попытался оттянуть его, вследствие чего вокруг магнита воз­никли колебания. Движение пружины, произведенной Ватсоном, изменило ин­тенсивность тока и вызвало колебательные движения в пружине противополож­ной станции в комнате Белла, и провод передал совсем слабый звук первого телефона. Так, совершенно случайно, Белл обнаружил, что магнит с легким яко­рем может быть и передатчиком и приемником сигнала. После этого осуще­ствить передачу и воспроизведение звука с помощью электрического тока уже не представляло большого труда.

Чтобы понять, как это происходит, представим себе постоянный магнит и поблизости от него гибкую железную пластину, которая колеблется под действи­ем звуковых волн. Приближаясь к полюсу магнита, она будет усиливать его магнитное поле, а удаляясь от него — ослаблять. (Не вдаваясь в подробности, заметим, что причиной этому будет то же явление электромагнитной индукции, о котором говорилось в предыдущей главе: понятно, что в пластине, которая движется в магнитном поле, будет возникать электрический ток; этот ток будет создавать вокруг пластины собственное магнитное поле, которое и будет нала­гаться на магнитное поле магнита, то усиливая, то ослабляя его.) Теперь помес­тим на наш воображаемый магнит катушку с проволокой. При колебаниях маг­нитного поля в катушке будет возникать переменный электрический ток, причем то в одну, то в другую сторону. Пропуская полученный ток через обмотки друго­го магнита, мы будем влиять на его магнитное поле, которое тоже будет то воз­растать, то убывать, причем в точности повторяя все изменения, происходящие в магнитном поле первого магнита. Если у полюса этого второго, принимающе­го магнита поместить железную пластинку, она будет то притягиваться к этому магниту под действием усиливающегося магнитного поля, то удаляться от него под влиянием своей упругости и при этом порождать звуковые волны, во всем подобные тем, что привели в колебание первую пластинку. Собственно, это и произошло при описанных выше обстоятельствах. Роль железной пластины здесь сыграл гибкий якорь магнита. Но это было слишком грубое приспособление, не способное передать многих нюансов звука. Белл стал искать, чем можно его за­менить.

Один знакомый врач предложил ему воспользоваться для экспериментов че­ловеческим ухом и раздобыл ему ухо от трупа. Внимательно изучая его строение, Белл установил, что звуковые волны приводят в колебание барабанную перепон­ку, от которой они передаются на слуховые косточки. Это навело его на мысль сделать тонкую металлическую мембрану, поместить ее рядом с постоянным маг­нитом и, таким образом, превратить звуковые колебания в электрические. Про­шло несколько месяцев напряженного труда, прежде чем телефон заговорил. Только 10 марта 1876 года Ватсон отчетливо услышал на приемной станции слова Белла: «Мистер Ватсон, пожалуйста, придите сюда, мне нужно с вами поговорить». Еще Раньше, 14 февраля, Белл сделал патентную заявку на свое изобретение. Всего ЧеРез два часа после него такую же заявку на идентичный аппарат подал другой изобретатель — Илайш Грей. Однако патент был выдан в марте Беллу, посколь­ку он первый заявил о своем открытии. (Позже Беллу пришлось вести несколько

Соседние файлы в папке Новая папка