Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституционное регулирование социально-экономических отношений.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
28.10.2013
Размер:
137.73 Кб
Скачать

Мау В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений: Очерк истории. / Вопросы экономики, 1999, № 4. – С. 27-43.

Конституционное регулирование социально-экономических отношений

В. МАУ. доктор экономических наук, профессор,

руководитель Рабочего центра экономических реформ

при правительстве РФ

Социально-экономические разделы, органически входящие в большинство современных конституций, появились в них сравни­тельно недавно. В конституциях раннего периода Нового времени подобные проблемы не затрагиваются вовсе или упоминаются ми­моходом, не выходя за рамки декларации неприкосновенности соб­ственности1. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития об­щества конституция рассматривалась как документ, определяющий характер взаимоотношений государства и общества по поводу орга­низации и функционирования власти.

Ситуация стала меняться на рубеже XIX-XX вв. Экономические и социальные статьи начинают все чаще включаться в тексты основных законов, особенно в новых государствах, возникших после первой ми­ровой войны. Новации такого рода стали естественным результатом индустриализации и укрупнения производства. Наступала эпоха огра­ничения рыночной конкуренции и расцвета крупных монополий, де­ливших между собой рынки. В ответ государству пришлось активизи­ровать хозяйственные функции, укрепить свою роль как в регулирова­нии хозяйственных процессов, так и непосредственно в организации производства. Повсеместный переход от золотого монометаллического стандарта к бумажно-денежному обращению еще больше расширил воз­можности власти, которая получила в свои руки мощнейший рычаг воздействия на экономическую и социальную жизнь. Протекционизм во внешнеэкономической политике, национализация и прямое государствен­ное управление, резкое расширение сферы правового регулирования экономики, усиление патернализма - важнейшие новые характеристи­ки деятельности государства. Это обусловило новые подходы к пост­роению конституций. В основных законах различных государств начи­нают появляться элементы, конституирующие социальный характер государства и дирижизм (по крайней мере в виде потенциальной воз­можности вмешиваться в решения хозяйственных агентов). Во многих конституциях закрепляются гарантии социальных прав, а в ряде слу­чаев появляются и специальные экономические разделы.

Наконец, кризис индустриального общества и крушение коммуни­стической системы, наиболее последовательно воплощавшей подобное общество, породили новые черты в конституционном творчестве. Огра­ничивается государственное вмешательство в социальные процессы и хозяйственную жизнь при более строгом прописывании функций вла­сти в собственно экономической (и особенно в бюджетной и денеж­ной) политике, при этом данные положения включаются отнюдь не в социально-экономические разделы современных конституций.

Таким образом, эволюцию социально-экономических проблем конституционализма можно разделить на три фазы. Первая - либера­лизм, минимальное вмешательство государства в экономику (нейт­ральность ранних буржуазных конституций по отношению к экономи­ческим проблемам). Вторая - значительное расширение государствен­ного вмешательства в хозяйственную жизнь (масштабное усиление социальности и популизма, закрепленное на конституционном уров­не). Третья - укрепление либеральных тенденций в обществе (сохра­нение социального аспекта при ослаблении популизма).

Эволюция конституционализма - это часть эволюции общества, развития его производительных сил и интеллектуального опыта. Мас­совое индустриальное производство, сдерживающее конкурентные на­чала стандартизацией всего и вся, предъявляло к государству иные требования, нежели индивидуализированное производство в век информационных технологий. Требования, предъявлявшиеся рабочи­ми в условиях высокой концентрации производства, естественно, отличаются от требований высококвалифицированного персонала венчурных фирм. Изменения происходили также по мере расширения материальных возможностей общества (и государства) удовлетво­рять социальные запросы населения.

С точки зрения теоретической модели эволюция конституциона­лизма представляла собой результат постоянно воспроизводившегося конфликта либеральной и этатистской доктрин общественного устрой­ства. В XVIII в. этот конфликт оформился как конфликт между докт­ринами "народного суверенитета" Руссо и "естественных прав" Мон­тескье. Если для современников обе модели были близки, так как про­тивостояли практике монархического абсолютизма, то история (и осо­бенно XX в.) убедительно показала наличие антагонизма между ними.

Концепция "народного суверенитета" предполагала возможность выявления подлинных общественных интересов, которые была должна и, главное, способна выражать верховная власть. Из этого тезиса с оче­видностью вытекают унификация индивидов, патернализм и предо­ставление правительству, обладающему высшим знанием, права вмешиваться в деятельность индивидов и их объединений. Характерно, впрочем, что "единая воля" не приемлет интересов не только меньшинства, но и большинства, поскольку интересы целого здесь не сводятся к сумме интересов большинства или даже всех его членов. "Верховная власть, образованная с согласия всех членов общества и выражающая общую волю, не может уже в силу этого противоречить их интересам, а потому сама постановка вопроса о возможности какого-либо контроля над вла­стью со стороны общества теряет всякий смысл"2. Социально-экономи­ческая интерпретация подобных рассуждений получила развитие в ра­ботах французских социалистов, а затем и в марксистско-ленинском представлении о национальной экономике как о единой фабрике.

Подход с позиций "естественных прав" предполагал ограни­ченность возможностей любого политического субъекта эффективно влиять на общественную жизнь, а потому имел целью создать меха­низм, оптимизирующий принимаемые государственной властью ре­шения. Он признает одинаковую ценность интересов как большин­ства, так и меньшинства. Главным в этом подходе является принци­пиальная возможность признания правоты меньшинства, что предъяв­ляет дополнительные требования к организации общества и госу­дарства в рамках основного закона.

Отказ от однозначного отношения к позиции большинства выдвигает на передний план ряд непростых вопросов: например, о типе избиратель­ного права, выявляющего не только текущие общественные настроения, но и стратегические интересы развития данного общества; или о меха­низме принятия решений институтами власти, максимально балансиру­ющем существующие интересы и обеспечивающем общественную ста­бильность. В этой доктрине нет и не может быть всезнающего государ­ства, которое в нужный момент вмешается и поставит все на свои места.

Таким образом, отстаивая интересы общества (или, скажем, инте­ресы большинства), доктрина "народного суверенитета" фактически формирует основу для современного экономического популизма. На­против, подход с позиций "естественных прав", признающий равно­ценность прав большинства и меньшинства, служит источником со­временного экономического либерализма.

Особым, предельным случаем практической реализации доктри­ны "народного суверенитета" стали советские конституции и совет­ская политическая практика. С формальной точки зрения эти доку­менты в значительной мере отвечали принципам демократии в пони­мании Руссо, то есть ориентировались на выявление единой воли, выраженной в деятельности единственной правящей партии и ее вождя3. Соответственно интерпретировались и экономические про­блемы коммунистической системы.

Все советские конституции начиная с принятой в 1918 г. содержа­ли специальный раздел, регулирующий экономические проблемы. Бо-

лее того, социально-экономические вопросы пронизывали весь текст конституций, в рассмотрение так или иначе включались проблемы соб­ственности (отмена частной собственности), бюджета, плана, а также декларация социальных прав. Естественно, по мере укрепления и разви­тия режима укреплялись тезисы об общенародном характере собственно­сти и о централизованном плановом руководстве народным хозяйством4.

Следует заметить, что подобный подход отражал как специфику коммунистического режима, так и индустриалистский дух времени. Поэтому некоторые из перечисленных положений содержались в кон­ституциях не только коммунистических, но и многих других стран, в том числе и достаточно развитых.

Соседние файлы в предмете Правоведение