Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

К.Р

..docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
27.25 Кб
Скачать

Вопрос номер 1. Этимология слов «Религия» и «Психология».

С точки зрения древнего мыслителя Цицерона слово «религия» означает благоговение, почтительное отношение. Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.

По мнению профессора Алексея Ильича Осипова, на происхождение слова «религия» существует несколько точек зрения.

Так, к примеру, оратор Лактанций считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать» , «соединять» . Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, - говорит от, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека. Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии – то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

Мнение блаженного Августина схоже с мнением Лактация, различие лишь в том, что он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом, в отличае от лактанциевского «союза благочестия человека с Богом». «Его-то ища, - пишет он, - или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия) , мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться».

Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

  1. Вопрос номер 2: Архиепископ Иннокентий (Борисов) как психолог.

Прочитав труды и проповеди Архиепископа Иннокентия, можно сделать вывод о том, что, по его мнению, без психологии невозможно никакое подлинное понимание, преимущественно богословское.

Архиепископ Иннокентий, можно сказать, открыл встречу с Западом своего времени, что можно понять только сейчас, в век экуменических отношений. И в данном случае оказался прав Н. А. Барсов, который высказал мысль, что "полная оценка значения Иннокентия... принадлежит будущему». Открыв встречу с Западом, Иннокентий стал, в некотором смысле, новатором психологии в рядах богословия. Но это не был механический экспорт западной теоло­гии на Русь. У него вырабатывалась своя экуменическая концепция. "В выработке новых методов, менее схоластических по изложению, — пишет Н. А. Барсов,— более жизненных по задачам и направлению, не было измены Православию, потому что все воззрения германских экзегетов и богословов Иннокентий пропускал через строгое горнило критики, при непосредствен­ном изучении источников Православия — Священного Писания и святоотече­ских творений.

Вопрос номер 4: Общая характеристика богословия Ф. Шлейермахера.

Что касается философской теологии Ф. Шлейермахера, то под ней подразумевается логика построения систематического теологического знания (тео-логику), удовлетворяющего всем научным и философским критериям своего времени и при этом ставящего перед собой цель обрести свободу от всех форм научно-философского дискурса XVIII — начала XIX в. Решению этой задачи были подчинены оба этапа философско-теологического творчества Шлейермахера. Первый, связанный с «Речами о религии» (1799), и второй — с «Вероучением» (1822). Если использовать суждения К. Барта, то «Речи о религии» позволяют Шлейермахеру осознать, «что не нужно особое понятие Бога для обозначения того, что движет духом, природой и прежде всего человеком». На втором этапе религиозно-философского творчества основатель либеральной теологии протестантизма решается придать лютеранскому вероучению такую форму, в какой оно стало бы чистым изложением движимого в самом себе религиозного христианского самосознания как такового.

Шлейермахер утверждает, что в каждом самосознании присутствуют два элемента: само «Я» и определение самого себя как-то еще, поскольку для самосознания необходимо еще нечто другое, находящееся вне «Я». И это другое предметно не представлено в непосредственном самосознании, но, наоборот, отлично от самосознания человека. Эти два элемента соответствуют в субъекте его «восприимчивости».

Вопрос номер 5: Какова философская методология У. Джеймса? В чем ее суть?

 Исходным для Джеймса является понятие опыта. Субъективность и объективность суть функциональные атрибуты опыта. Как "субъективный" он представляет, а как "объективный" он представлен. Американский философ в этой связи критиковал традиционные противопоставления духа и материи, души и тела. Джеймс отмечал, что философы измыслили особую субстанцию под названием "сознание". Но "приверженцы его (сознания) ловят глухой гул, развеянный исчезающей "душой" в атмосфере философии". Прообразом духа, считал он, был обычный процесс дыхания. Поэтому вместо рационалистического "я мыслю" можно было бы сказать "я дышу".

 

Джеймс говорил, что отрицает только субстанциональность сознания, но не отрицает его функционального значения. Эта функция - познавательная. С помощью сознания мы фиксируем тот факт, что вещи не только существуют, но и познаются. Если признать наличие "чистого опыта", тогда познание можно будет трактовать как особый вид внешних отношений между элементами опыта. Сознание не сводится ни к особому веществу, ни к способу бытия. "...Единая часть опыта, - пишет американский философ, - взятая в определенном контексте, играет роль познающего, душевного состояния "сознания", тогда как в другом контексте тот же единый отрезок опыта будет играть роль познанной вещи, объективного "содержания". Джеймсовская теория послужила основой позиции американских неореалистов, выступивших в 1910 г. с программным манифестом, а также концепции "нейтрального монизма", разработанной Б. Расселом в книге "Анализ сознания".

Вопрос номер 6: Религия как коллективный невроз (по З. Фрейду)

В основе фрейдовской теории невроза лежит так называемая динамическая модель психики, т. е. представление о психическом процессе как о противоборстве разнонаправлсмшых сил (сознания и бессознательного, “Оно” и “Сверх-Я”), которое создает постоянное напряжение. Именно это напряжение, превышая допустимую “пороговую величину”, ведет к нарушениям в работе психического механизма; Фрейд именовал это “психической травмой”. Событие, ставшее ее причиной, психически перерабатывается таким образом, чтобы избыть связанные с ним болезненные ощущения; оно вытесняется в бессознательное, иначе говоря, забывается. Человеку действительно удается таким образом избавиться от множества психических травм. Однако бывают случаи, когда вытеснение проходит неудачно. Обычно они связаны с “ущемленным аффектом” — обостренное эмоциональное переживание, сопутствующее травме, не находит выхода, человеку приходится скрывать или подавлять свои чувства. Неудачное вытеснение означает, что воспоминание о событии ушло из сознания, но продолжает активно существовать в бессознательном. Оно не может проникнуть в сознание в силу действия механизмов сопротивления, но посылает туда своего заместителя — некоторый символический образ, который искажает Исходное представление настолько, чтобы замаскировать свою генетическую связь с ним. Беспрепятственно проникая в сознание, замещающее представление влечет за собой и все болезненные переживания, от которых предполагалось избавиться посредством вытеснения; оно приобретает в сознании ту значимость, которая прежде отличала действительное воспоминание, и столь же активно воздействует на волевую и интеллектуальную сферу. Больные, не осознавая этого, “страдают воспоминаниями”, более того, они фиксированы на травмирующем воспоминании, хотя оно представлено для них символом: вместо кратковременного конфликта наступает нескончаемое страдание. Внешняя абсурдность, иррациональность эмоциональных проявлений и поведения невротика обусловлены тем, что эмоции и действия, которые были бы вполне логичны и рациональны в отношении своего действительного объекта, направляются теперь на объект-заместитель, связь которого с исходным объектом существует лишь в бессознательном больного.

  1. Вопрос номер 7: Структура психики человека по К. Г. Юнгу

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей : коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания.

Он уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о нем радикально отличалось от представлений Фрейда. Юнг отошел от фрейдизма, считая, что бессознательное не сводится к биологическому. По его мнению, бессознательное представляет психический опыт предыдущих поколений, является суммой типов поведения, эмоциональных реакций, образов спонтанных фантазий, сновидений.

Он рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Он считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом.

Вопрос номер 8: Определение религии в психологии Э. Фромма

Под религией у Фромма понимается любая система действий и взглядов, которой придерживается некоторая группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Таким образом, служение идеалам оказывается религиозностью, независимо даже от того, кому или чему совершается поклонение. Религия присуща всем историческим эпохам и любой человек неизбежно религиозен. Одной из разновидностей религии Фромм считал невроз. Он трактовал невроз как личную форму религии или как регрессию к примитивным формам религии, которые находятся в конфликтном состоянии по отношению к официально признанным формам религиозной мысли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]