Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

вирусология шпоры / характеристика возбудителей прионных болезней животных и человека

.doc
Скачиваний:
467
Добавлен:
18.06.2015
Размер:
35.33 Кб
Скачать

Подобное своеобразие патоморфологической картины определило первичное (до сих пор используемое) название этой группы болезней — трансмиссивные губкообразные энцефалопатии (ТГЭ).

Болезни, объединенные данным названием, характеризуются длительным инкубационным периодом (от года до 30 лет и более), медленным прогрессирующим течением, патологическими изменениями исключительно в нервной ткани, отсутствием признаков воспаления и иммунного ответа, неизбежным летальным исходом. Основные клинические признаки ТГЭ обусловлены медленно прогрессирующим расстройством нервной системы: отклонение в психическом и умственном состоянии, положения тела и координации движений, нарушение реактивности, облысение.

На протяжении нескольких десятилетий все попытки обнаружить возбудителей ТГЭ заканчивались неудачей, хотя инфекционная природа их была точно доказана многочисленными опытами передачи заболеваний различным животным и не вызывала сомнений. Исследователи установили, что наивысшее количество инфекционного агента содержится в инфицированной мозговой ткани.

В качестве инфекционной единицы С. Прузинер предложил наименование «прион». Термин «прион» образован как анаграмма английских слов proteinaceons infections particles — белковая инфекционная частица. Прион как инфекционная единица состоит из инфекционного прионного белка и сокращенно обозначают — Pr Psc.

Применение электронной микроскопии позволило выявить в очищенных препаратах палочковидные структуры (фибриллы) диаметром 10—20 нм и длиной 100—200 нм, которые состояли примерно из 1000 молекул прионного белка. Все попытки обнаружить в этих препаратах нуклеиновую кислоту оказались безуспешными.

Результаты исследований последних лет полностью подтвердили природу ТГЭ, и на этом основании эти заболевания обозначают как прионные болезни.

Различают инфекционную, спорадическую и наследственную формы прионных болезней. К группе прионных болезней человека относят болезни Крейцфельда—Якоба, Герстманна—Штройслера—Шлинкера, куру, летальную семейную бессонницу. У животных группа прионных болезней включает скрепи овец и коз, трансмиссивную энцефалопатию норок, губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота, хроническую изнуряющую болезнь оленей и лосей, губкообразную энцефалопатию кошек и экзотических животных ( антилопы и большой куду).

Установлено, что нормальный (клеточный) прионный белок (Pr Pc) синтезируется во многих органах и тканях человека и животных. Функция его изучена недостаточно, но полагают, что он необходим для функционирования нейронов, межклеточного узнавания и клеточной активации и т. д. Конформационно измененный прионный белок (аномальный, инфекционный) обозначают Pr Psc — скрепийная изоформа.

Механизм накопления инфекционного белка в зараженном организме сегодня точно не известен. Однако, исходя из определения, что это пострансляционный процесс, очевидно, что инфекционный прионный белок вызывает в здоровом организме трансформацию нормального прионного белка в инфекционную форму за счет его (нормального белка) конформационных (т. е. пространственных) изменений. В этом случае речь идет об изменении третичной или даже четвертичной структуры исходного белка Pr Pc.

Превращение нормального прионного белка в инфекционную форму может происходить:

спонтанно, это встречается редко, например, при спорадической форме болезни Крейцфельда — Якоба (частота заболевания составляет 0,5—1 случай в год на 1 млн жителей);

Ятрогенный путь передачи прионных болезней — сюда относятся использование недостаточно простерилизованных инструментов, пересадка твердой мозговой оболочки и роговицы, использование гормона роста или гонадотропина, полученных из гипофизов умерших людей.

при мутациях в кодирующей части гена прионного белка, например болезнь Герстманна—Штройслера—Шайнкера, летальная семейная бессонница у людей.

Исследования показали, что после заражения возбудитель широко распространяется в организме, размножается в различных органах, прежде чем его обнаружат в ЦНС. Места самой ранней локализации инфекции — миндалины, подвздошная кишка, проксимальная часть толстой кишки, а также селезенка и различные лимфатические узлы. В центральной нервной системе первое место репликации локализуется в грудном отделе спинного мозга, далее возбудитель распространяется вдоль висцеральных симпатических волокон и достигает передних областей головного мозга..

Что касается первого звена эпизоотической цепи, то источником инфекционного прионного белка при прионных болезнях, как правило, является больное животное или больной человек. Путь передачи инфекционного агента — алиментарный и передача возбудителя при хирургических операциях, введении гормональных препаратов. Показана контактная передача скрейпи у овец.

В отношении последнего звена эпизоотической цепи — восприимчивого организма — накоплен уже значительный фактический материал, свидетельствующий о существовании определенного уровня чувствительности (или нечувствительности) к инфекционному прионному белку.

Профилактические мероприятия направлены на охрану здоровья как человека, так и животных. Для нашей страны, свободной от губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, особенно актуально недопущение завоза крупного рогатого скота, а также мяса и мясных продуктов из Великобритании и тех регионов других стран, где зарегистрированы случаи заболевания. Профилактические меры в отношении скрейпи сводятся к уничтожению больных животных, строгому соблюдению правил термической обработки при приготовлении кормов в звероводческих хозяйствах, многоразовой дезинфекции помещений, инвентаря, территории и только через 1—2 года после ликвидации болезни завозу ягнят из благополучных хозяйств.

Соседние файлы в папке вирусология шпоры