Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Венгеровский / 52 Стимуляторы эритропоэза (В12 и фолиевая кисолта).doc
Скачиваний:
174
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
71.59 Кб
Скачать

ЛЕКЦИЯ 52

СТИМУЛЯТОРЫ ЭРИТРОПОЭЗА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МАКРОЦИТАРНОЙ АНЕМИИ (ВИТАМИН В12, КИСЛОТА ФОЛИЕВАЯ)

ВИТАМИН В12

Средняя суточная потребность в витамине В12 составляет 2-5 мкг, минимальная гигиеническая норма - 1 мкг (микрограмм - 10~6 г). Вита­мин В12 продуцируется микрофлорой кишечника, поэтому он содержит­ся в продуктах животного происхождения - мясе, печени (10 мкг/100 г). Меньшее количество витамина находится в молоке, сыре, яйцах, рыбе. Он отсутствует в растениях за исключением бобовых, у которых обра­зуется клубеньковыми бактериями. Вегетарианцы могут получать дос­таточное количество витамина В12, употребляя в пищу бобовые.

История изучения витамина В12 насчитывает более 170 лет и 2 Но­белевские премии.

В 1824 г. Аддисон описал клинику макроцитарной анемии, в 1872 г. Бирмер предложил называть это заболевание прогрессирующей пернициозной анеми­ей (лат. perniciosus - гибельный). В 1925 г. Уиппл установил, что в печени обра­зуются стимулиряторы эритропоэза. Майнот и Мерфи получили Нобелевскую премию за открытие лечебного эффекта сырой печени при макроцитарной ане­мии (требовалось съедать больше 200 г за сутки). Спустя несколько лет были получены экстракты печени, обладающие ее терапевтическим эффектом (витогепат, сирепар). В 1929 г. Касл предсказал участие внутреннего фактора в ме­ханизме всасывания в кровь внешнего противоанемического фактора. В конце 40-х годов Риккс, Смит и Паркер идентифицировали внешний фактор Касла как витамин В12 и выделили его в кристаллической форме. Биохимик Дороти Ходж-кин установила химическую структуру и механизм действия витамина В12. За это исследование она была удостоена Нобелевской премии.

Известно, что в конце 1937 г. выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу (1856-1950 гг.) заболел макроцитарной анемией. До этого в тече­ние более 50 лет Шоу был строгим вегетарианцем. Он категорически возражал против лечения инъекциями печеночного экстракта. Друг и сосед Шоу Сэн-Джон Эрвин рассказывал:

"Жена Шоу Шарлотта все уладила сама. Если печеночные инъекции необхо­димы для его выздоровления, значит он будет делать их, несмотря на все свои вегетарианские убеждения. Шоу подчинился. Шарлотта стала бы делать уколы и насильно, если бы он вздумал сопротивляться".

Шоу вскоре выздоровел и вернулся к творческой деятельности [Хьюз Э. Бернард Шоу (серия биографий "Жизнь замечательных людей") - М., 1968].

Молекула витамина В12 состоит из хромофорной и нуклеотидной частей. Хромоформая часть представляет собой порфирин с четырь­мя восстановленными пиррольными кольцами и атомом кобальта, свя­занным с цианогруппой (цианокобаламин), гидроксилом (оксикобала-мин), метилом (метилкобаламин) или дезоксиаденозилом (дезоксиа-денозилкобаламин). По химическому строению хромофор напомина­ет гем. Препараты витамина В12 нельзя вводить в одном шприце с витаминами Sy и Bg, так как кобальт их разрушает. Кроме того, вита­мин В12 усиливает аллергизирующее влияние витамина S;.

Фармакокинетика

В желудке и тонком кишечнике витамин В12 освобождается от бел­ков пищи и присоединяет внутренний фактор Касла - гликопротеин с молекулярной массой 59 кДа. Внутренний фактор образуется в пари­етальных (обкладочных) клетках желез желудка. Биодоступность вита­мина В12 в комплексе с внутренним фактором достигает 80-90%, без него - снижается до 0-30%.

В тонком кишечнике комплекс витамин В12-внутренний фактор Кас­ла связывается с белковым рецептором на энтероцитах и пиноцито-зом доставляется в кровь. Для всасывания необходимы затраты энер­гии, присутствие желчи, ионов кальция и нейтральная среда, создава­емая натрия гидрокарбонатом сока поджелудочной железы.

При избытке витамина В12 его всасывание в кровь происходит про­стой диффузией по градиенту концентрации.

Белок крови транскобаламин II (р-глобулин) транспортирует вита­мин В12 в печень, костный мозг и селезенку. Известен наследствен­ный дефицит транскобаламина II. Транскобаламины I и III, связывая витамин В12, выключают его из реакций метаболизма.

90% количества витамина В12 (1-10 мг) находится в печени, ежед­невно используется 0.5-8 мкг. Около 3 мкг витамина В12 каждый день секретируется с желчью в кишечник, из этого количества 50-60% по­вторно всасывается в кровь. При заболеваниях печени и кишечника энтерогепатическая циркуляция нарушается, что сопровождается раз­витием авитаминоза.

Нормальная концентрация витамина В12 в плазме крови составля­ет 200-900 пг/мл (пикограмм - 10-12 г), при концентрации ниже 150 пг/мл появляются симптомы авитаминоза.

Механизм действия

Коферментные формы витамина В12 обладают различным биоло­гическим значением. Метилкобаламин (СН3 В12) регулирует синтез ДНК и метионина. дезоксиаденозилкобаламин (дезоксиаденозил В12) не­обходим для образования миелина нервной ткани.

Метилтетрагидрофолат (СН3 В12) передает метильную группу СН3 витамину В12, в молекуле которого цианогруппа заменяется на метил. В дальнейшем СН3В12 метилирует гомоцистеин с образовани­ем метионина - универсального донатора метильных групп, участвую­щего в синтезе белка, фосфолипидов, бетаина и холина.

Освобожденный от метильной группы ТГФ присоединяет метилен в виде мостика между 5-м и 10-м атомами азота, при этом по­является 5,10-метилен ТГФ . Донатор метилена - ами­нокислота серин (превращается в глицин в реакции, катализируемой витамином Sg).

5,10-СН^ТГФ с помощью метиленовой группы трансформирует предшественник пиримидиновых оснований - дезоксиуридинмонофос-фат (УМФ) в компонент ДНК - тимидинмонофосфат (ТМФ). После от­дачи метилена 5,10-СН^ТГФ становится дигидрофолатом (ДГФ). Ме­таболический цикл завершается восстановлением ДГФ в ТГФ под вли­янием дигидрофолатредуктазы (рис. 52.1).

При дефиците витамина В12 в клетках эритропоэза нарушается реп­ликация ДНК, созревание ядра отстает от созревания цитоплазмы. Ге-мопоэз становится неэффективным, так как в циркулирующую кровь поступают мегалобластические эритроциты. Мегалобласты инфильт­рируют бронхи, кишечник, влагалище. В крови эти клетки быстро под­вергаются гемолизу вследствие недостаточной активности глутатион-редуктазы и низкого содержания восстановленного глутатиона. На фоне тяжелого авитаминоза развиваются лейкопения, тромбоцитопения и даже панцитопения.

Дезоксиаденозилкобаламин как кофактор мутазы участвует в изо­меризации Z.-метилмалоновой кислоты в янтарную. Метилмалоновая кислота подавляет продукцию миелина. У детей с метилмалоновой ацидурией и гомоцистеинурией уменьшается способность клеток син­тезировать акцепторы для витамина В12.

Препарат дезоксиаденозилкобаламина КОБАМАМИД обладаета-наболическим, гепатопротективным и липотропным влиянием.

Наиболее частая причина гипо- и авитаминозов В12 - уменьшение

количества внутреннего фактора при различных патологических со-

стояниях:

• Атрофии слизистой оболочки желудка у больных тяжелым хроничес­ким гастритом, полипозом и сифилисом;

• Удалении или резекции желудка;

• Продукции аутоантител к внутреннему фактору.

Авитаминоз развивается также при заболеваниях кишечника, пан­креатите, заражении лентецом широким, дивертикулезе тонкого ки­шечника и синдроме слепой кишки (паразит и патогенные бактерии интенсивно потребляют витамин В12).

Симптомами авитаминоза В12 помимо макроцитарной анемии яв­ляются демиелинизация, набухание и деструкция аксонов в коре го­ловного мозга и боковых канатиках спинного мозга (фуникулярный миелоз). У больных возникают парестезия, расстройства равновесия и координации движений, снижаются сухожильные рефлексы, при прогрессировании авитаминоза присоединяются параличи, амнезия, на­рушения зрения центрального происхождения, галлюцинации, демен-ция, эпизоды потери сознания.

Для медицинских целей витамин В12 получают методом микробио­логического синтеза. Препараты назначают парентерально. Прием витамина В12 внутрь в составе поливитаминных средств показан толь­ко при его дефиците в пище.

ЦИАНОКОБАЛАМИН и ОКСИКОБАЛАМИН вводят под кожу и в мышцы. КОБАМАМИД - под кожу, в мышцы и вену. Оксикобаламин быстрее цианокобаламина превращается в коферментные формы, более прочно связывается с белками и длительнее находится в орга­низме.

Профилактическое применение витамина В12 оправдано у строгих вегетари­анцев, при удалении желудка, синдроме мальабсорбции. Инъекции необходимы 1 раз в месяц.

Для лечения макроцитарной анемии витамин В12 вводят в больших дозах через день или ежедневно в течение 6-12 месяцев. При легких и среднетяжелых формах терапию можно отложить до постановки диагноза. Больные с не­врологическими осложнениями, тромбоцитопенией, лейкопенией требуют не­медленного введения эритроцитарной массы, витамина В12 и кислоты фолие-вой. В случаях, поддающихся лечению, улучшение самочувствия наступает че­рез сутки, количество нормобластических эритроцитов (4-4,5 млн/мм3) восста­навливается спустя 10-20 дней, функции нервной системы нормализуются че­рез много месяцев. Витаминотерапия уменьшает в крови уровень свободного железа за счет его включения в гемоглобин.

Терапия витамином В12 неэффективна при дефиците железа в организме, инфекциях, воспалительных заболеваниях, опухолях, гипотиреозе, почечной не­достаточности.

Препараты витамина В12 назначают при постгеморрагической железодефи-цитной, апластической анемиях, диабетическом неврите, невралгии тройнично­го нерва, радикулите, параличах, психических болезнях, гепатите и циррозе пе­чени, в периоде выздоровления после тяжелой операции. У детей витаминоте­рапия показана при недоношенности, гипотрофии, болезни Дауна, церебраль­ном параличе, метилмалоновой ацидурии. Кобамамид включают в комплексную терапию миокардиодистрофии и миокардита. Оксикобаламин нашел применение в качестве антидота при отравлении ци­анидами, например, в случаях передозировки натрия нитропруссида. Механизм антидотного действия связан с заменой гидроксила на цианогруппу, при этом Оксикобаламин превращается в цианокобаламин (химический антагонизм).

Витамин В12 хорошо переносится больными и лишь изредка вызы­вает побочные эффекты - рост количества эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, повышение свертывания крови, нервное возбуждение, тахикардию, боль в области сердца, аритмию (вследствие гипо-калиемии), аллергические реакции. Оксикобаламин меньше цианоко­баламина увеличивает свертывание крови. В эксперименте установ­лена способность цианокобаламина стимулировать развитие опухо­лей и лейкоза. Кобамамид не обладает канцерогенными свойствами. Препараты витамина В12 противопоказаны при тромбозах, тром­боэмболии, эритремии, эритроцитозе, остром инфаркте миокарда, доброкачественных и злокачественных новообразованиях, наслед­ственной дегенерации зрительного нерва (болезнь Ледера).

КИСЛОТА ФОЛИЕВАЯ была открыта английскими учеными. В 1932 г. Вилле описал лечебный эффект гидролизата дрожжей при мак­роцитарной анемии у индийских прачек в Бомбее. Фактор Виллса иден­тичен кислоте фолиевой (лат. folium - лист). В 1941 г. Митчелл выде­лил кислоту фолиевую (витамин Вд) листьев шпината.

Средняя суточная потребность в кислоте фолиевой - 50 мкг. она возрастает при беременности (до 400-800 мкг), кормлении грудным молоком (до 300-600 мкг), гемолитической анемии, выздоровлении после тяжелых операций. Дети в первом полугодии жизни должны по­лучать 40 мкг/сут, во втором полугодии - 120 мкг/сут, с 2 до 12 лет -200 мкг/сут кислоты фолиевой.

Кислота фолиевая содержится в зеленых листьях растений, ово­щах, фруктах, злаках, бобах, сыре, печени, дрожжах, синтезируется микрофлорой кишечника. При кулинарной обработке продуктов мо­жет разрушаться 90% витамина.

По химической структуре кислота фолиевая является птероилглутаминовой кислотой. Основную часть ее молекулы составляет птери-диновое кольцо, связанное метиленовым мостиком с пара-аминобензойной кислотой (ПАБК). В свою очередь, ПАБК соединена амидной связью с глутаминовой кислотой.