Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15-09-2015_20-18-46 / 5. Аудитория СМИ.docx
Скачиваний:
44
Добавлен:
04.02.2016
Размер:
66.4 Кб
Скачать

32

Лекция 5

Аудитория как объект социологических исследований

5.1. К истории вопроса

В самом широком смысле понятие “аудитории” ввел в научный оборот еще Аристотель. Сделал он это в своем сочинении “Риторика”, а затем использовал этот термин в последующих трудах “Поэтике”, “Аналитике”, “Категориях”, “Политике”.

Аристотель полагал, что содержание речи и ее действительность, как отмечается в “Риторике”, прямо связаны с общественным и государственным устройством. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества, поэтому понятие “аудитории” — есть понятие политическое, социальное. В соответствии с характером организации социальных условий публичной речи и составом аудитории, Аристотель в трактате “Политика” выделяет шесть видов обществ: монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия. В свою очередь это разделение связано с объемом аудитории: один слушатель — монархия или тирания, малая аудитория — аристократия или олигархия, большая аудитория — полития или демократия. Объемы аудитории в их разнообразии определяют со своей стороны нравы. Поэтому искусно созданные законы есть, по сути дела, правильное варьирование объемов аудитории.

Задача убеждения заставляет приспосабливать речь к аудитории, принимающей решения и, наоборот, приспосабливать характер аудитории к типам и оперативности информационной насыщенности решений. Так, аудитория монархическая (тираническая) оптимальная по оперативности и информационной насыщенности речи. Аудитория политийная (демократическая) малооперативная, минимальная по информационной насыщенности речи. Аудитория аристократическая (олигархическая) занимает среднее положение с точки зрения оперативности и информированности.

Аристотель также разработал классификацию аудитории с точки зрения ее способности заразиться пафосом речи. Классификация называется патетической, при этом аудитории разделяются: по возрасту (молодые и старые люди); по достатку (богатые и бедные); по эмоциональному состоянию (счастливые – несчастные). Молодая аудитория легковоспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожной. Поэтому она с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.

Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений.

Счастливая аудитория склонна к добродушию. Несчастные, наоборот, склонны быть желчными и критическими.

Реальная аудитория может сочетать в себе разные качества, т. е. быть молодой и бедной, богатой и старой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. Аудитория решает дело главным образом в зависимости от того, как она настроена. При этом первым основным видом речевой эмоции Аристотель называет страх и сострадание. Страх есть естественное чувство опасения (за свою семью, жизнь, имущество). Сострадание, вызывается видом несчастья, которое постигает других людей.

Классификация аудитории, данная Аристотелем, сохраняет свою силу и в наше время. Но число и характер аудиторий сильно выросло и в каждой современной аудитории есть свои склонности решать предложенные ей вопросы или просто обязанность отвечать на вопросы. Соответственно этому изменяется тип эмоционального воздействия на аудиторию, так как аудитория, смотря по ее задаче, подчиняется воздействию разных слов и требует, чтобы вызывались разные эмоции. Исключительная ценность риторики Аристотеля состоит в том, что она ориентирована на аудиторию. Применение ее принципов делают аудиторию вооруженной против всех и всяких видов речевого насилия. Речевое насилие, создаваемое корпорациями СМК, сейчас столь велико, что уверенность корпораций в том, что они могут сделать с обывателем все, что угодно, достигает крайних пределов цинизма. Эйзенштейн в одной из своих работ объясняет, что человек, сидящий в темном зале и смотрящий на экран, охвачен второй действительностью, и эта вторая действительность может навязать ему что угодно для изменения его поведения.