Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Susw_ttr_XX_XXI_L_1s / 24_Aleksej_Popov

.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
04.02.2016
Размер:
43.01 Кб
Скачать

ЗакрытьАЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОПОВ (1892–1961)

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОПОВ (1892–1961) -- русский режиссер, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Доктор искусствоведения (1957). Родился 12 (24) марта 1892. Творческий путь начал сотрудником Московского Художественного театра в 1912. С 1912 по 1918 сыграл в МХТ и в 1-й Студии Василия (Мысль Л.Н.Андреева), Аполлона (Провинциалка И.С.Тургенева), Дантье (Гибель «Надежды» Г.Хейерманса), Калеба (Сверчок на печи Ч.Диккенса) и другие. Роль Калеба Попов играл после М.А.Чехова и, несмотря на яркую индивидуальность последнего, сумел создать совершенно иной, выразительный и запоминающийся, по отзывам современников, характер. Первая режиссерская работа Попова – Незнакомка А.А.Блока в Мансуровской студии (Москва) осталась незавершенной. В 1918–1923 работал в Театре студийных постановок (Кострома) актером, режиссером, руководителем театра. По режиссерским экспликациям 1-й Студии МХТ поставил здесь Потоп Бергера и Сверчка на печи Диккенса. В этом же театре поставил такие произведения, как Ученик дьявола Б.Шоу, Вечер чеховских миниатюр, Женитьбу Фигаро П.Бомарше, Волки Р.Роллана, Невероятно, но возможно Плетнева.

В 1923 вернулся в Москву и стал режиссером 3-й Студии МХТ (с 1926 – Театр им. Е.Б.Вахтангова). Первая постановка Попова в этой студии – Комедии П.Мериме (1924). В историю отечественного театра как большие социальные полотна вошли его спектакли Виринея Л.Сейфуллиной (1925) и Разлом Б.Лавренева (1927). Впоследствии много работавшая вместе с Поповым М.О.Кнебель писала о том, что в Виринее обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О последующих спектаклях – Зойкина квартира М.Булгакова и Заговор чувств Ю.Олеши – Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса». Попов работал в Театре им. Е.Б.Вахтангова до 1930, оказав большое влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Покинул театр в связи с недовольством части непосредственных учеников Вахтангова, которые обвиняли Попова в отдалении от сложившихся традиций.

В 1930 Попов пришел в Театр Революции на постановку Поэмы о топоре Н.Погодина. В Моем друге заявили о себе яркие таланты М.Астангова и М.Бабановой. В 1931–1935 Попов был художественным руководителем Театра Революции. Здесь внимание режиссера привлек Вс.Э.Мейерхольд и как самобытный мастер, и как основатель театра, которым Попов стал руководить (с Мейерхольдом Попов встретился в Вахтанговской студии, где первый вел занятия по актерскому мастерству и репетировал Бориса Годунова. В те годы, когда Попов пришел в Театр Революции, Мейерхольд работал уже в театре своего имени). Попова привлекла мейерхольдовская «материализация действия» – непрестанные поиски выразительных подробностей сценического поведения. «Материализовать действие», обосновав его яркими красками, широкими обобщениями, стало задачей режиссера на этом периоде работы. В Театре Революции Попов поставил Поэму о топоре (1931), Мой друг (1932) и После бала (1934) – три пьесы Погодина о поэзии революции и народного подвига. Уже в этих спектаклях выявились черты, позволившие М.О.Кнебель писать после смерти Попова о том, что в 1930-е годы он был неутомимым пропагандистом интеллектуального начала в искусстве. В 1935 Попов поставил на сцене Театра Революции одну из лучших своих постановок – Ромео и Джульетту Шекспира с М.Бабановой и М.Астанговым. Нередко театроведы называют эту постановку одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре.

Вскоре после этой премьеры Попов ушел из Театра Революции и возглавил Центральный театр Красной Армии (ныне – Центральный Академический театр Российской Армии). До Попова ЦТКА возглавлял Ю.А.Завадский, поставивший на маленькой сцене заметный в Москве спектакль Мстислав Удалой. В то время здание на площади Коммуны только строилось (архитектор К.Алабян), театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале ЦДКА, и, как признавался позже режиссер, приход его в армейский театр, скорее всего, надо объяснять жившей в Попове «особой страстью к организации, к собиранию новых людей и строительству сцены, преодолению трудностей в создании коллектива». Кроме того, режиссера захватила мысль о тесной связи со своим зрителем, какой не было ни у одного театра: ЦТКА ежегодно выезжал в воинские округа, от Мурманска до Средней Азии, от Белоруссии до Дальнего Востока. Лучшими спектаклями Попова на сцене ЦТКА считаются такие, как Год 19-й И.Прута (1936, критика единодушно отметила свежесть и искренность игры молодых исполнителей), Падь Серебряная Н.Погодина (1939), Полководец Суворов И. Бахтерева и А.Разумовского (1939), Степь широкая Н.Винникова (1949; Государственная премия СССР, 1950), Флаг адмирала А.Штейна (1950; Государственная премия СССР, 1951), Поднятая целина М.Шолохова (1957) и др. Попов был глубоко убежден, что театр должен не только освещать и углубленно познавать жизнь армии, но и поднимать культуру военных людей, поэтому в репертуар органично входили произведения отечественной и мировой классики, в частности, комедии Шекспира Укрощение строптивой и Сон в летнюю ночь.

В 1937 театр выехал на длительные гастроли по Дальнему Востоку с 12 спектаклями и несколькими концертными программами. 1 июня 1938 театр вернулся в Москву, и, поскольку здание еще не было готово, премьеру Укрощения строптивой играли в помещении Камерного театра, репетируя здесь же Полководца Суворова. Летом 1941 театр выехал на гастроли на юго-западную границу СССР. Там труппу застала война, началось формирование фронтовых бригад, выступления перед бойцами – первое состоялось уже 22 июня 1941. Попов считал принципиально важной для себя работу над спектаклем Давным-давно по пьесе А.Гладкова (1942; Государственная премия СССР, 1943) – в острый момент войны театр обратился к событиям 1812, к легендарной личности Н.Дуровой, «кавалерист-девицы», полной патриотических чувств и рвущейся на фронт. Роль Шуры Азаровой замечательно воплотила Л.И.Добржанская. Осенью 1943, когда МХАТ находился в Саратове, Вл.И.Немирович-Данченко решил пригласить Попова на постановку пьесы А.Н.Толстого Трудные годы. После кончины основоположника Художественного театра, выполняя его волю, Попова пригласил на постановку Н.П.Хмелев, который должен был сыграть главную роль (Иван Грозный). Над спектаклем вместе с Поповым работала Кнебель, это была первая встреча в работе будущих сотрудников и единомышленников. В день первой генеральной репетиции спектакля (1 ноября 1945) Хмелев скончался во время спектакля. Роль Грозного на премьере играл М.Болдуман. В 1944 в ЦТКА был поставлен спектакль Сталинградцы Ю.Чепурина.

На протяжении всей жизни Попов уделял большое внимание развитию мастерства актера, его педагогическая деятельность началась еще в 1919 – по праву его учениками считаются такие артисты, как Б.Щукин, М.Астангов, М.Бабанова, Л.Добржанская, Л.Фетисова, А.Петров, В.Пестовский, А.Богданова, Р.Ракитин. При театре еще до его прихода была организована студия, из которой вышли впоследствии такие известные актеры-ученики Попова, как С.Кулагин, Т.Алексеева, А.Петров-мл., Н.Сазонова, А.Попов (сын режиссера). Позже в театр пришли и стали его подлинными учениками В.Зельдин, В.Ратомский, Б.Ситко, Л.Касаткина, Д.Сагал, Н.Колофидин, В.Капустина, В.Сошальский, Л.Фетисова, П.Вишняков, В.Попова и др. С 1940 Попов являлся профессором ГИТИСа, в 1961 стал художественным руководителем этого высшего учебного заведения. На протяжении долгого времени Попов вел курс режиссуры (совместно с Кнебель), и их ученики стали в последние десятилетия ведущими режиссерами в ряде стран мира. В 1960 Попов был вынужден уйти с поста главного режиссера Центрального театра Советской Армии на пенсию – к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления, в подчинении которого находился театр. Последний год жизни режиссера прошел под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: его теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла.

Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.

Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.

3

Соседние файлы в папке Susw_ttr_XX_XXI_L_1s