Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
73
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
17.6 Кб
Скачать

24. Основные направления в развитии греческой прозы. История как повествование у Геродота и Фукидида.

Красноречие. Искусство красноречия поддерживалось потребностями школы, так как риторическое обучение составляло одну из важнейших сторон в системе античного образования; представитель общественной верхушки по-прежнему должен был уметь выступать на суде, произнести речь на торжестве или в каком-нибудь собрании. Но самое красноречие, по существу, вырождалось при этом в школьную декламацию, зачастую на фантастические, оторванные от жизни тем. С уменьшением удельного веса красноречия важнейшей областью художественной прозы оказывалась историография.

Божественное возмездие за неправду и "чрезмерность", зависть богов к человеческому счастью - все это представляется Геродоту реальными силами истории, действие которых он показывает на изображении превратностей человеческой судьбы. В соответствии с этой установкой Геродот, при всей своей добросовестности и правдивости, отличается легковерием и включает в свое повествование большое количество легендарного и анекдотического материала. В заключении следует сказать, что Геродот имел предшественников в своем жанре, в частности Гекатея Милетского, который был великим путешественником и которого Геродот неоднократно упоминал. Но все эти предшественники несмотря на все свои заслуги, охватывая длительный промежуток времени описывали только тот или иной город и не один из них не создал из частей чего-то единого, органически целого. В том смысле, что Геродот создал работу являющейся органическим целым, Геродот был первым греческим, и даже более того, первым европейским историком.

Ораторское искусство (Демосфен) Главной частью речи Демосфена является рассказ- изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: "В чем же причина?", "Что же это на самом деле значит?" и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом. Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза - например когда сравнивается "век нынешний и век минувший". Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие пли опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: "смотрите и наблюдайте", "знайте и понимайте"- способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является "фигура умолчания": оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.

Философия (Сократ, Платон, Аристотель) Сократ – против скепсиса софистов; «Познай себя»; Платон – учение о существовании вечных идей; диалектика отличается от диалога; вселяясь в тело, душа забывает (вечные) знания, приобретенные в период бестелесного существования; Аристотель – «истина в том, чтобы мыслить сущее», сущность вещи – форма;

История у Геродота:

Удивительные происшествия, случаи из жизни великих людей, странные обычаи варварских народов, колоссальные сооружения, поразительные явления природы, невиданные животные и растения — обо всем Геродот старается рассказать, не упуская из вида главную сюжетную линию, образующую обрамление. Причем, Геродот рассказывает не только о видных людях, но и о простых смертных. Он с восхищением пишет об огромных сооружениях в Египте и Вавилоне, невиданных им раньше животных и растениях. Геродот широко использует народные легенды, записи в храмовых книгах, надписи на архитектурных сооружениях, сборники дельфийских оракулов. Он записывал все, что ему рассказывали, однако далеко не всегда признавал такие рассказы достоверными. О научном подходе Геродота к изложению фактов и событий свидетельствует его высказывание: «Я обязан передать то, что говорят, но верить всему не обязан; это замечание имеет силу всего моего повествования». Он критически относился к используемым источникам, и часто писал так: «Действительно ли это так, я не знаю, но передаю то, что говорят»

История у Фукидида:

В отличие от Геродота Фукидид, определяя предмет исследования, не выходит за границы эллинского мира. Фукидид писал современную историю как очевидец. Он приводит подлинные тексты договоров, надписи и другие источники, ссылается на поэтов и логографов, полемизирует с Геродотом, правда, не называя его имя. Фукидид, в частности, писал, что он не считает правильным передавать услышанное от первого встречного. Композиция труда Фукидида обусловлена принципом изложения военных событий по летним кампаниям. Автор достигает драматизма повествования с помощью контрастной группировки событий и разработки отдельных эпизодов: надгробной речи Перикла, описания эпидемии чумы, сицилийской катастрофы. Последние два эпизода считаются шедеврами мировой литературы. Прямая речь персонажей, включенная в историческое повествование, – характерная особенность сочинения Фукидида. Речи, часто субъективные, – средство исторического осмысления событий, своеобразный психологический комментарий к ним. Иногда в речах излагается концепция автора, причём и здесь он верен своему принципу максимального самоустранения, высказывая собственное мнение от лица разных персонажей, чтобы осветить вопрос с противоположных точек зрения. В таких случаях позиция автора скрыта, его цель – лишь показать, что его персонажи могли или должны были сказать. Здесь важна историческая правда, а не точность изложения. В речах своих персонажей Фукидид даёт блестящие образцы политического красноречия. Автор противопоставляет собственную версию истории, метод и тему трудам, темам и методу предшественников: Гомера, логографов и Геродота. Свой метод Фукидид определяет словом «описывать», а метод логографов и Геродота – словом «слагать». Он подчеркивает этим, что логографы чисто механически, без критической проверки «составляют вместе» добытые ими сведения, заботясь только о занимательности информации, а не о её надёжности. Фукидид заявляет, что не будет приукрашивать и преувеличивать события, и исключает из своего труда все мифическое и анекдотическое. Фукидид считает события, отстоявшие от него всего лишь на одно поколение, отдалёнными, а сведения о них – не заслуживающими доверия. Ограничивая свою тему историей Пелопоннесской войны, современником и участником которой он был, автор отказывается от описания истории и этнографии варварских племен, чему посвятили свои труды Геродот и логографы. В сочинении Фукидида задача историка сводится главным образом к изучению недавнего прошлого в поиске причин событий настоящего. Фукидид – родоначальник прагматической, научной историографии, основанной на рационалистических методах объяснения событий и тщательном отборе достоверных свидетельств.

Соседние файлы в папке Билеты - история зарубежной литературы - Катя