Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Как колеблются голосовые связки

.pdf
Скачиваний:
33
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
514.46 Кб
Скачать

КАК КОЛЕБЛЮТСЯ НАШИ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ

То. что испокон веков неосновательно называли «колебаниями» голосовых связок, не является в строгом смысле колебаниями, возникающими в упругих телах: это просто серия сверхкоротких и быстрых ритмических сокращений голосовых

Р. Юссон.

От частоты колебаний голосовых связок зависит высота голоса: чем чаще колеблются голосовые связки — тем выше голос. Изменение высоты основного тона голоса в процессе обычной речи определяет интонацию предло жения (вопрос, восклицание и т, д.) {Артёмов, 1960; Зиндер, 1960). Речь, лишенная интонации, — монотонна и невыразительна (не эмоциональна). Недаром поэтому со здатели научно-фантастических кинофильмов наделяют роботов речью, лишенной интонации. Подобный прием не редко применяется и в музыке. Так, например, в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» призрак, явившийся Герману в образе графини, сообщает ему тайну трех карт монотонным, бесцветным голосом, звучащим на одной ноте. Это как нельзя лучше создает впечатление безжизненности, призрачности образа графини. И наоборот, сильные эмоциональные переживания изображаются в му зыке значительными изменениями высоты голоса, что и составляет основу мелодии. При этом кульминационные моменты наивысшего эмоционального напряжени я соответствуют, как правило, и наиболее высоким нотам мелодии.

Соперники Имы Сумак

Приезд известной перуанской певицы Имы Сумак на гастроли в нашу страну в 1960 г. вызвал большой интерес: все хотели посмотреть и послушать чудо -женщину, способную петь не только своим обычным женским голосом — сопрано, но еще и тенором и даже баритоном, а сверх того, буквально высвистывать горлом невероятно высокие, флейтовые ноты.

Голос Имы Сумак действительно имеет необычайно большой частотный диапазон — более четырех октав. Это оказывается в два с лишним раза больше обычного певче ского голоса, так как требования для профессионального певца — владеть диапазоном не менее двух октав.

Высота голоса человека, как уже говорилось, зависит от частоты колеб аний голосовых связок. Музыканты измеряют высоту звука в октавах и долях октавы — тонах, полутонах, центах и т. д.

Октава — это такой частотный интервал, который соот ветствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. Так, например, если мы возьмем частоту колебаний 100 гц и увеличим ее на октаву, то получим 200 гц. Если теперь частоту этого звука еще увеличим на октаву, то получим уже 400 гц, следующая октава — 800 гц и т. д.

Октава делится па 12 полутонов, а каждый полутон — на 100 центов. Таким образом, кроме герц, мы имеем еще большой набор других единиц для измерения частоты. Свое начало эти единицы ведут от октавы. Сама же октава удобна для измерения частоты не только в математическом отношении (простое удвоение частоты), но и для слух а: интервал в октаву слух воспринимает как самый простои, а звуки, разнящиеся на октаву, — как очень сходные. Поэтому и обозначение в разных октавах эти звуки (разнящиеся на октаву) имеют одно и то же, например, doI — первой октавы, doII — второй октавы, doIII — третьей и т. д.

Певческие голоса по свойственной им высоте делятся на различные виды. Мужские —на три основные группы (тенор, баритон и бас), а женские — на четыре (контральто, меццо - сопрано, сопрано, колоратурное сопрано).

Чтобы успешно справлять ся с репертуаром, певец должен иметь диапазон голоса не менее двух октав. Таким образом, его голосовые связки должны изменять частоту своих колебаний в четыре раза. Это не очень много по сравнению с изменением силы голоса,

которая,

как мы видели, изменяется в значительно больших пределах. На са мой низкой

ноте (mi

большой октавы) голосовые связки баса колеблются с частотой всего лишь 82 гц, а

на самой высокой басовой ноте (mi первой октавы) — с частотой 349 гц. Зато голосовые связки

самого высокого женского голоса — колоратурного сопрано — на самой высокой ноте ( f a третьей октавы) совершают 1397 колебаний в секунду (табл. 4).

Бывают, однако, певцы, владеющие диапазоном голоса значительно больше нормы. Такие голоса обычно называют феноменальными. Има Сумак принадлежит к их чи слу. Ее голосовы е связк и на самой высок ой но те (do четвертой октавы) совершают 2093 колебания в 1 сек.

Однако те, кто слушал Иму Сумак в концерте, знают, что голос ее совсем не отличается большой силой, особенно на этих крайних нотах диапазона. В большом концертном зале не слышны ни самые низкие ее ноты, ни самые высокие. В этом отношении Има Сумак бесспорно имела и

сегодня еще имеет многих

соперников.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4

 

 

 

 

 

Звуковысотные диапазоны голоса певцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы

Звуковысотный

Типы женских

Звуковысотный

 

мужских

диапазон

голосов

диапазон

 

 

голосов

в нотных

в гц

 

в нотных

 

в гц

 

 

обозначения

 

 

обозначениях

 

 

 

Бас

Mi — faI

82—349

Контральто

m i - fаII

 

165—

 

 

 

 

 

 

 

698

 

Баритон

Lа - solI

110 - 392

Меццо-сопрано

1а - 1аII

 

220—

 

 

 

 

 

 

 

880

 

Тенор

do - doII

131—523

Сопрано

doI - doIII

 

262-

 

 

 

 

 

 

 

1046

 

 

 

 

Колоратурное

doI - faIII

 

330—

 

 

 

 

сопрано

 

 

1397

Так, например, известно, что знаменитая итальянская певица Анджелика Каталани (1780— 1849) свободно брала ноту sol третьей октавы (1568 герц); наша современница, украинская певица Евгения Мирошниченко берет la этой же октавы (1760 герц), а современница Моцарта Лукреция Аджиогари — так же, как и Има Сумак, — ноту do четвертой октавы. Не уступает Име Сумак по высоте голоса и современная французская певица Мадо Робен: ей принадлежит сегодня рекорд высоты звука — reIY (2349 герц)!

Мужские голоса также имеют своих феноменальных представителей. Выдающийся русский певец Осип Петров — «дедушка русской оперы», как его называют, свободно владел голосом в три с половиной октавы (бас, баритон), причем голос его был действительно феноменальной силы и красоты. Партия Руслана написана М. И. Глинкой специально для О. Петрова, поэтому да леко не все певцы способны успешно справиться с этой ролью.

Ф. Ф. Заседателев (1935) упоминает имя своего современника — феноменального певца Прита, владевшего басом, баритоном, тенором и контральто, т. е. обладавшего диапазоном в пять с половиной октав!

Известны также рекорды и низких голосов. Как свидетельствует надпись на могиле одного из октавистов, похороненного в Троиие-Сергиевой лавре, он мог брать ноту fa контроктавы. Голосовые связки этого феноменального певца могли колебаться с частотой всего лишь 36 герц.

Таким образом, возможности человеческого голосового аппарата в отношении высоты издаваемых звуков оказываются довольно большими и охватывают почти все ноты, применяемые в музыке.

В обычной бытовой речи высота голоса изменяется значительно меньше, чем в пении. Статистически установлено, что мужчины говорят, как правило, в пределах большой и малой октав на частоте 85—200 гц, а женщины — в малой и первой октавах: 160—340 гц (Мартынов, 1962).

Речь артистов (сценическая речь) по частотному диапазону значительно шире, чем бытовая. Ее диапазон, так же как и у певцов, доходит до двух октав (по данным исследований артистов американских драматических театров).

Диапазон голоса — не врожденное свойство голосового аппарата человека, он приобретается в процессе индивидуальной жизни в результате постоянных упражнений. Ребенок, только что родившись, имеет диапазон всего лишь в одну-две ноты, к пяти годам — уже 4—6 тонов, а в возрасте около 12 лет, когда мальчики наиболее успешно поют в специальных хорах — капеллах, диапазон их голоса составляет около полутора октав (Малинина, 1966). По высоте детский голос соответствует примерно среднему женскому голосу сопрано.

В истории пения большую известность получили певцы-кастраты. Как известно, рост гортани человека и его голосовых связок тесным образом связан с функцией половых желез. Половой гормон, выделяемый железами в кровь, стимулирует рост гортани и всех других отличительных признаков пола. Еще в глубокой древности получил распространение варварский обычай

кастрировать мальчиков с целью наказания, получения равнодушных слуг царских гаремов, а также для воспитания певцов-кастратов.

Голоса взрослых кастратов обладали огромной силой и диапазоном, будучи по тембру очень похожи на звук детского голоса. Сочетание маленькой детской гортани и огромных легких (рост тела у кастратов усилен) обеспечивали им возможность тянуть ноты большой звучности и невероятной продолжительности - более одной минуты! Некоторые из них были способны исполнять на одном вдохе восемнадцать (!!) двухоктавных гамм, а знамени тый певец-кастрат Ферри умудрялся еще на каждой ноте сделать трель (особое украшение голоса, заключающееся в его периодической вибрации). Немудрено поэтому, что публика, слушая певцов-кастратов, часто приходила в неистовство и настоящий экстаз. Гонорары кастратов-певцов были баснословны. Так, например, Кафарелли получал столько денег, что смог свободно купить себе целое герцогство вместе с титулом герцога.

Для достижения такой невероятной изощренности в технике пения певцы в те времена работали в буквальном смысле и днем и ночью. Жили они, к ак правило, вместе со своими учителями под одной крышей, вставали в три часа ночи и до самого вечера только и занимались голосовыми упражнениями.

В историю вокальной педагогики вошел знаменитый «листок Порпоры» — всего лишь одна страничка с вокаль ными упражнениями, написанными композитором Порпо рой для кастрата Кафарелли. По этому листку Порпора обучал Кафарелли более пяти лет, не разрешая ему петь ничего более. Говорят, что именно благодаря такой фана тической преданности вокальным занятиям Кафарелли и стал через некоторое время самым знаменитым певцом своего времени.